Совет 1: Как написать учебно-методическое пособие

Учебно-методические пособия по своему содержанию и структуре значительно отличаются от традиционных учебников и классических научных трудов. Основная задача пособия не столько предоставить учащимся необходимую информацию по изучаемой дисциплине, сколько объяснить, что с ней делать, как правильно выполнять учебные задачи. Поэтому к подготовке учебно-методических пособий всегда предъявляются особые требования.
Инструкция
1
Если вы приступаете к написанию учебно-методического пособия по какому-либо предмету, прежде всего, внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой ведется обучение. Дело в том, что структура вашего будущего пособия должна точно следовать программе и раскрывать те темы, которые в ней содержатся. В противном случае у учащихся будут возникать серьезные сложности при работе с материалом.
2
Составив план пособия на основе учебной программы, переходите к сбору и подготовке теоретического материала. На этом этапе помните, что большее значение здесь имеет не количество собранных фактов и данных, а качество их изложения. Не забывайте, что вы готовите издание, которое должно помочь учащимся в усвоении изучаемой дисциплины. Это значит, что весь теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для восприятия.
3
Особенное внимание при написании пособия обратите на язык изложения. Не забывайте, что ваша работа предназначена для еще очень юных людей, которые только осваивают учебную программу. Старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Не злоупотребляйте специальными терминами, а если применяете профессиональную лексику, обязательно дайте в сносках или в скобках расшифровку используемых понятий.
4
Для лучшего усвоения материала дополните текст различными схемами, графиками, рисунками. Графическое представление информации намного облегчает ее восприятие и делает книгу менее скучной и однообразной. Кроме того, схематическое изображение часто проще запомнить.
5
Включите в каждую тему кроме теоретической информации практические задания, вопросы для самостоятельного контроля, темы для рефератов и выступлений на семинарских занятиях. Обязательно поясните, как должны выполняться эти задания, приведите примеры. Особенно это важно, если учебно-методическое пособие предназначено для школьников или студентов младших курсов.
6
Дополните учебно-методическое пособие полным списком использованной литературы. Кроме того постарайтесь дать к каждой теме небольшой перечень доступных научных работ, которые учащиеся могут использовать при самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Предпочтительнее, чтобы в этот список входили не только учебники, но и оригинальные труды исследователей.

Совет 2: Как написать учебный план

Начинающему педагогу, как и любому творческому профессионалу, следует готовить предварительный план занятия, учебной недели или полугодия заранее. Нужно это для того, чтобы не «пересидеть» на каком-то предмете большее количество часов. И помочь педагогу в этом может документ, сводящий вместе все учебные дисциплины и количество часов, отведенное на каждую из них. Этот документ называется учебным планом.
Вам понадобится
  • - методические пособия,
  • - консультации с преподавателями вашего учебного заведения,
  • - справочники и пособия по организации учебного процесса
Инструкция
1
Сформулируйте основные цели педагогического процесса в вашем учебном заведении. Обоснуйте закономерность подбора учебных дисциплин. Уделите несколько слов каждому предмету, раскройте его особенность. Разъясните, почему данные предметы выбраны и в какой связи между собой они находятся. Какую общую задачу они выполняют, как работают на развитие ребенка, как полноценной личности. Подробно разъясните, почему ваш учебный план отводит n-ое количество часов на каждый предмет, чем это обусловлено? Эта часть учебного плана в педагогической практике называется пояснительной запиской или обоснованием. Главная ее цель - формирование общего представления о целях, которые преследует учебное заведение в образовательном и воспитательном процессах.
2
Приступайте к составлению «сетки часов», как ее называют преподаватели. Эта часть учебного плана является функциональным распределением перечисленных в первой части основных предметов и факультативов на учебный год с указанием общего количества часов, отведенных на тот или иной предмет. Также в сетке указывается количество часов, отведенных на проверочные и контрольные работы. Удобнее всего оформлять этот материал в форме таблицы. Сделайте номинальное перечисление всех предметов, запишите их в столбик. Список должен быть максимально полным, если ваша задача - составить сводный учебный план для всего учебного заведения.
3
Посвятите вторую часть таблицы распределению предметов на общее количество академических часов. Включите туда следующие графы: общее количество запланированных часов, лекционные занятия, практические (лабораторные работы); консультации и индивидуальные занятия; контрольные, проверочные работы и зачеты; часы для самостоятельной работы. В последней графе укажите способы итоговой проверки студента/школьника - экзамен, зачет.
Обратите внимание
В сетке часов предметы следует распределить блоками - гуманитарные предметы, предметы естественно-математического направления, дополнительные и развивающие дисциплины. Каждый такой блок должен заканчиваться графой «Итого», в который вам необходимо указать общее количество часов, отведенных на каждый вид учебной деятельности.
Полезный совет
Оформляйте сетку часов в соответствии с требованиями вашего руководства. В школе, училищах и вузах обычно оформляется стандартная «шапка». В ней указывается полное название учебного заведения (большими буквами в центре документа), ниже - отступается место для подтверждающих подписей и печатей директора или завуча. Далее разместите в центре заголовок - «Учебный план», укажите временной период, например, «2011-2012 учебный год». Далее должна следовать сама таблица.

Совет 3: Как написать учебное пособие

Учебное пособие – это печатное издание, разработанное для помощи студентам в изучении какого-либо учебного предмета. От обычной научной литературы учебные пособия отличаются тем, что не только содержат теоретический материал, но и включают разнообразные практические задания и вопросы. Многие преподаватели, читающие лекционные курсы, часто сталкиваются с необходимостью написания учебных пособий для более качественного усвоения студентами пройденного материала.
Инструкция
1
Независимо от предмета и курса любое учебное пособие должно отвечать ряду требований. Прежде всего оно должно соответствовать существующей учебной программе того курса, для которого готовится пособие. Поэтому, прежде чем приступать к созданию пособия, определите основные цели изучаемого курса в подготовке специалиста. Обозначьте задачи обучения и воспитания, которые должны быть решены в процессе преподавания. Впоследствии эти сведения вы должны сформулировать во "Введении" вашего пособия.
2
Составьте четкую структуру учебного пособия. Помните, что изложенный в нем теоретический материал должен соответствовать учебной программе курса, разработанной на основе государственного образовательного стандарта. Очень важно, чтобы последовательность изложения материала в учебном пособии соответствовала последовательности лекционного курса и темам программы. В противном случае у студентов могут возникать трудности с поиском и усвоением необходимых сведений.
3
Работая над теоретическим материалом каждой главы, помните, что информация должна быть изложена максимально доступным, понятным языком. Желательно избегать чрезмерного злоупотребления специальными терминами и сложносочиненными предложениями. Важно, чтобы после ознакомления с текстом, у студентов оставалась ясное понимание прочитанного. Все используемые специальные или иностранные термины должны иметь расшифровку и пояснения.
4
Учебное пособие предполагает не только изложение теоретического материала, но и помощь учащимся в подготовке к практическим занятиям. Поэтому каждую тему вашего учебного пособия вы должны сопроводить перечнем вопросов для самопроверки и списком научных трудов, отражающих данную проблематику. Желательно также включить в каждую главу возможные темы рефератов и докладов. При этом каждая теоретическая тема (глава) в конце должна содержать четко сформулированные выводы из изложенного материала.
5
Каждое учебное пособие должно быть оформлено с соблюдением всех требований, принятых в научной литературе и типографике. Проследите за правильностью и полнотой оформления всех сносок, приложений и схем, включенных в пособие. Особое внимание уделите общему списку литературы, помещенному в конце пособия. Каждое издание в нем должно содержать полные данные о его авторах, названии, дате выхода и издательстве. Эти сведения в будущем будут очень полезны студентам при самостоятельной работе с курсом.
Полезный совет
Графики и схемы значительно облегчают восприятие и усвоение теоретического материала. Не пренебрегайте возможностями, которые представляют таблицы, схемы и рисунки. Они не только украсят вашу работу, но и помогут студентам лучше понять изложенные сведения.

Совет 4: Как написать учебную программу

Сегодня сложно найти таких людей, у которых нет дома персонального компьютера или ноутбука. Но, к сожалению, не все могут им правильно пользоваться, а также работать с программами. Если вам нужно кого-то этому обучить, стоит написать учебную программу для пользователей.
Вам понадобится
  • - Компьютер;
  • - выход в интернет;
  • - программное обеспечение.
Инструкция
1
Составьте план своей обучающей программы. Отразите в ней самые важные аспекты. Важно понимать на данном этапе, для кого будет она предназначена? Если для школьников, то им будет достаточно базовых знаний по пользованию компьютером, технике безопасности и некоторым языкам программирования. На данный момент они еще не умеют создавать сайты в сети. Но такое будет вполне вероятно через некоторое время. Для желающих начать свой информационный бизнес в сети нужно все расставить по своим местам от А до Я: HTML язык, CSS, Photoshop и другие программы. Так что, сделайте тщательный план.
2
Подберите программы для создания уроков. Все зависит от того, будет ли ваше учебное пособие в письменном или устном виде. Может, вы изберете самый прогрессивный вариант – видео с голосовым сопровождением. Решать вам. Тем не менее, вам понадобится Word (для текста) и Power Point (для презентации) от Microsoft Office. Для записи видео пользуйтесь программой Camtasia Studio. Все это можно легко найти в свободном доступе.
3
Запишите пошагово все уроки. Теперь, когда у вас есть черновой план и все нужные программы, полностью доработайте свою программу, проверив ее содержание несколько раз.
4
Представьте созданный вами учебный материал окружению. Поинтересуйтесь у ваших близких, что можно добавить, изменит или убрать. Помните, что вы делаете данный обучающий курс для людей, которые не разбираются в теме. Упрощайте его по возможности.
5
Исправьте недочеты. Подготовьте окончательный чистовой вариант уроков. Внесите свои личные корректировки.
6
Распространите вашу программу в учебном заведении или по интернету. Пусть как можно больше людей получит пользу от этих трудов. Это и будет вашей самой большой наградой.
Полезный совет
Вы можете также запустить свою обучающую программу как коммерческий проект.

Совет 5: Как писать методические пособия

Методическое пособие – это документ, в котором подробно излагается оптимальная последовательность в освоении определенного научного или учебного материала. Методическое пособие базируется на фундаментальных научных трудах по данной дисциплине и практических исследованиях. Как правило, работа отражает авторское мнение об эффективных способах достижения наилучших результатов.
Инструкция
1
Изучите существующие материалы по теме будущего пособия. Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных конференций и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.
2
Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим решением будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия. Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.
3
Составьте план будущего пособия. Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план-схема в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.
4
Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные примеры грамотного использования изложенной методики.
5
Создавая методическое пособие, старайтесь излагать материал как можно более простым и понятным языком. Подобные работы, в первую очередь, предназначены для людей, которые только начинают осваивать данный предмет.
6
Не забудьте указать в конце работы список использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.

Совет 6: Учебно-методическое пособие: как его написать

Главная задача учебно-методического пособия – осветить основные разделы научной дисциплины с точки зрения методики их преподавания. Для решения этой задачи требуются обширные знания в данной области и многолетняя преподавательская практика.
Вам понадобится
  • - опыт преподавательской деятельности;
  • - информационная база.
Инструкция
1
Создание разнообразных учебно-методических пособий связано с потребностью по-другому взглянуть на преподавание определенной дисциплины. В 90-е годы российская образовательная система пришла в упадок. В дидактике и методике преподавания образовалось огромное количество «белых пятен». Поэтому если вы имеет богатый опыт работы в сфере образования, накопили большое количество материалов, знаете основные недостатки существующего учебного процесса, то вы можете написать собственное учебно-методическое пособие.
2
При составлении пособия опирайтесь на существующие учебники. Ведь именно они содержат теоретический и тренировочный материал по всем темам дисциплины. Ваше методическое пособие должно использовать достоинства учебников и компенсировать их недостатки.
3
Для удобства пользования сделайте содержание своего учебно-методического пособия идентичным содержанию учебника, чтобы любой преподаватель быстро мог найти интересующий его раздел.
4
Старайтесь давать больше практических рекомендаций, основанных на вашем личном опыте. Литературы, где человек самостоятельно должен перевести теорию в практику, на сегодняшний день накопилось достаточно. А вот качественных справочников и пособий, помогающих решить насущные методические проблемы, не хватает.
5
Укажите как можно больше источников информации, к которым может обратиться специалист, чтобы расширить свои познания по этой теме. Это обстоятельство значительно повысит популярность вашего пособия и продемонстрирует основательный научный подход к решению образовательных задач.
6
Обязательно выделите в отдельную главу методические приемы, позволяющие проводить междисциплинарные занятия (например, план урока сочетающего историю и литературу, с распределением материала для обоих преподавателей). Подобный подход значительно обогатит обе дисциплины и поможет вам развить у учащихся способность построения причинно-следственных связей не только в рамках вашего предмета, но и между разными предметами.

Совет 7: Как написать программу по предмету

Каждый учитель-предметник сталкивается с необходимостью разработать рабочую программу по своей учебной дисциплине. Конечно, существуют типовые программы, но педагогу приходится иметь дело с конкретными учащимися, уровень знаний, умений и навыков которых может быть в чем-то выше или ниже среднестатистических показателей. Рабочая программа составляется на основе типовой, но с учетом конкретных условий.
Вам понадобится
  • - типовая программа по предмету;
  • - федеральные образовательные стандарты;
  • - данные об уровне знаний, умений и навыков учащихся.
Инструкция
1
Рабочая программа по предмету, как и любая другая, начинается с титульного листа. Он должен быть оформлен в соответствии с государственными стандартами. На титульном листе укажите полное наименование вашего образовательного учреждения, название курса, фамилию, имя и отчество автора. Здесь же должны быть данные о классе, на который программа рассчитана. В нижней части листа указываются год. На этой же странице находится и гриф "Утверждаю", а также фамилия, имя, отчество и должность того, кто утвердил документ.
2
Напишите пояснительную записку. Назовите типовую или авторскую программу, на основе которой вы разработали свою. Укажите, почему вы вынуждены были переработать существующую программу, какие изменения в нее внесли. Отметьте знания, умения и навыки вы собираетесь сформировать у детей. Здесь же помещаются сведения об общем количестве часов, которое отводится на изучение данной дисциплины. Не забудьте сосчитать часы, предназначенные для контрольных работ. Пояснительная записка должна быть короткой, емкой и понятной.
3
Рабочая программа включает в себя перечень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Расскажите об уровне развития детей, а также о том, насколько он соответствует государственным стандартам. Требования не должны быть ниже тех, что установлены типовой программой.
4
Составьте учебно-тематический план. Он обычно оформляется как таблица. Укажите в ней темы, разделы, количество часов по каждому разделу, Учтите в нем практические занятия, контрольные работы, зачеты и т.п. Проверьте соответствие отведенных на изучение данного предмета часов времени, которое предусмотрено максимальной учебной нагрузке.
5
Напишите содержание учебного курса. Оно представляет собой краткое содержание материала, который дается при изучении каждой темы. Содержание дается в той же последовательности, что и в учебно-тематическом плане.
6
Расскажите о средствах контроля. Количество контрольных работ и зачетов должно соответствовать тому, что указано в учебно-тематическом плане. Приложите тексты контрольных работ, тестовые задания, вопросы для устного зачета и другие контрольно-измерительные материалы.
7
В разделе "Учебно-методические средства обучения" перечислите все те пособия, которыми вы собираетесь пользоваться. В первую очередь это учебник. Но в этот раздел входят также дополнительная литература, атласы, карты, рабочие тетради и т.п. Названия пособий возьмите из перечня, утвержденного Министерством образования России. Оформите список в соответствии со стандартами для библиографических указателей. В этом же разделе укажите наглядные пособия, компьютерные программы, необходимые для изучения курса. Список пособий можно разделить на три части. Отдельно можно составить список основной и дополнительной литературы, дидактического материала и технических средств обучения.
Источники:
  • ГОСТ 7.0—99 "Информационно-библиографическая деятельность..."

Совет 8: Как написать правильно книгу

Каждый человек по-своему талантлив и при желании может выразить себя в творчестве. Одним из способов проявить талант может стать написание книги. Абсолютных рецептов здесь не существует, ведь любой человек индивидуален, обладает своим неповторимым взглядом на жизнь, языком и манерой письменной речи. Но общие правила, позволяющие правильно подойти к написанию книги, все же существуют.
Инструкция
1
Создайте для себя источник мотивации, который будет продвигать вас в литературном творчестве. Бывает, что человек вроде бы и готов что-нибудь написать, но постоянно откладывает такую работу, ссылаясь на нехватку времени или обстоятельства. Работу над книгой будет начать значительно легче, если вы будете помнить о конечном результате. В самом деле, разве не приятно будет взять в руки книгу, на обложке которой значится ваше имя?
2
Выделите время для литературного творчества. Вероятнее всего, вам придется пожертвовать многими удовольствиями. Первый шаг к успеху – ежедневная, пусть и небольшая работа над рукописью. Лучше писать по одной-две страницы ежедневно, чем пытаться выжать из себя несколько десятков страниц в один из выходных дней.
3
Приступая к творчеству, хорошо подумайте, о чем будет ваша книга. Писать качественно и легко можно лишь о том, что вам близко, в чем вы хорошо разбираетесь. В основу книги можно положить реальные события из вашей жизни, наблюдения за действительностью, рассказы ваших друзей. Если вы затрудняетесь выбрать центральную идею и направленность произведения, смените обстановку, постарайтесь набраться новых впечатлений, которые станут толчком к творчеству.
4
Заведите привычку всегда иметь при себе блокнот или записную книжку. Идеи и интересные образы могут посетить вас в любой момент и в самой разной обстановке. Делайте в блокноте пометки, записывайте туда мысли, которые могут пригодиться при написании произведения.
5
Продумайте сюжет повествования. Чтобы произведение пользовалось успехом у читателя, в его основе должен лежать конфликт, столкновение каких-то противоположных тенденций. Бесконфликтный сюжет может в итоге вылиться в скучное и серое повествование, в лишенное живости и монотонное перечисление событий.
6
Поработайте над образами героев книги. Они имеют ключевое значение в произведении. Представьте персонажей живыми людьми, которые могут иметь не только неоспоримые достоинства, но и недостатки. Чем ближе к жизни описание характеров героев, тем достовернее будет книга. Герой произведения должен быть таким, чтобы после прочтения книги его образ надолго остался в памяти читателя.
7
После написания книги в первом варианте внимательно перечитайте написанное. Вам наверняка захочется переделать отдельные места, дополнить повествование деталями, отказаться от некоторых описаний. Эта работа по доведению текста до совершенства обычно отнимает больше всего времени. Когда вы добьетесь соответствия содержания книги вашему замыслу, можно считать работу над произведением завершенной.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше