Инструкция
1
Несмотря на очевидную тактическую сложность, обучиться игре могут даже школьники начальных классов. Перед тем как начать поединок, расположите перед собой игровое поле, состоящее из 64 черно-белых клеток. В правом нижнем углу должна быть белая клетка. В «арсенале» у игроков есть 32 фигуры. На поле черные и белые выстраиваются так: на ближнем к краю ряду по краям ставят две ладьи, затем по направлению к центру - два коня, затем – два слона. На клетку d1 ставится ферзь, e1 – король. Второй ряд состоит из 8 пешек. Игру всегда начинают белые.
2
Противники по очереди начинают делать ходы, то есть, передвигают фигуры на доске на соседнее не атакованное поле в соответствие с правилами игры. Цель – «съесть» короля. Когда королю поставлен мат, игра прекращается. Мат – это атака короля, которую невозможно устранить. Шах означает то, что королю угрожает непосредственная опасность, от которой нужно «сбежать» либо устранить другими фигурами.
3
Пешки ходят только вперед на одну клетку по диагонали. Если пешка добралась до любой свободной клетки на самой дальней противоположной горизонтали (первой со стороны противника), она может быть заменена на любую фигуру того же цвета, кроме короля. Из начального положения пешка может сделать один ход через одну клетку.
4
Как ходят другие фигурыК примеру, король может пойти только на одну соседнюю клетку вперед, назад, влево вправо и по диагонали. Ферзь – на любое свободное поле по вертикали, горизонтали и диагонали. Ладья и слон ходят в направлении «вперед-назад» на любое поле, но ладья – только по вертикали и горизонтали, а слон – только по тем диагонали. Ход конем может проходить даже через занятые поля и образует зигзаг (буква Г). Если король не менял положения, а ладья еще не делала ход, возможна единовременная рокировка. Но если на его пути встречаются поля, атакованные противником, рокировка запрещена.