Совет 1: Как расшифровать анализ на ТТГ

Тиреотропный гормон или ТТГ — это гормон гипофиза, отвечающий за нормальную работу щитовидной железы. В его задачи входит стимулировать выработку гормонов щитовидной железы, которые призваны в свою очередь влиять на выработку ТТГ. При диагностике эндокринных заболеваний необходимым этапом является сдача анализа крови на ТТГ.
Инструкция
1
Если по результатам гормонального анализа, норма ТТГ превышена, это может указывать на следующие заболевания:
- гипотиреоз

- недостаточность функции надпочечников

- тяжелые психические заболевания

- различные опухоли (опухоль гипофиза и другие)
2
Во время беременности высокий показатель ТТГ является нормой. Кроме этого, повышенный уровень ТТГ может возникать по причине приема некоторых медицинских препаратов, (рентгеноконтрастных средств, противосудорожных средств и др.) и физической нагрузки.
3
Низкий ТТГ может свидетельствовать о таком диагнозе как:
- травма гипофиза

- гипертиреоз

- снижение функции гипофиза
Кроме этого анализ крови на ТТГ может показать снижение его уровня вследствие терапии препаратами гормонов щитовидной железы, психологического стресса или голодания.
4
Существует много причин повышения или снижения гормона гипофиза ТТГ. Но достоверную оценку состояния вашего организма, исходя из полученных результатов анализа, может предоставить только профессиональный врач-эндокринолог.

Совет 2: Как расшифровать анализ на гормоны

Гормоны – это особые химические соединения, вырабатываемые эндокринные железами. Кровь переносит их от места образования к другим внутренним органам человека. Гормоны изменяют ткани того или иного органа, помогая его росту и развитию. Кроме того, они участвуют в регуляции процесса обмена веществ. Исследование гормонального фона проводится для диагностики ряда заболеваний: бесплодия, болезней щитовидной железы и др. Вы можете попытаться расшифровать самостоятельно анализ крови на гормоны, но окончательный диагноз должен поставить врач.
Инструкция
1
Тестостерон вырабатывается в человеческом организме независимо от пола. Для мужчин он является главным половым гормоном. Норма содержания тестостерона в крови мужчины находится в пределах от 2 до 10 нг/мл. Для женщин этот показатель составляет 0,2-1,0 нг/мл. Повышение концентрации тестостерона у мужчин свидетельствует о заболеваниях (опухолях) яичек или раннем половом созревании. Снижение показателя ухудшает качество спермы, а также может быть симптомом некоторых опасных заболеваний почек или печени. У женщин увеличение этого гормона может стать причиной раннего выкидыша.
2
К женским половым гормонам относятся эстрогены: прогестерон и эстрадиол. Они подготавливает матку к оплодотворению, регулируют менструальный цикл, обеспечивают развитие яйцеклетки и способствует сохранению плода. Их концентрация в крови меняется в зависимости от фазы цикла. Для прогестерона нормы составляют:- фолликулярная фаза - 1,0-2,2 нМ/л;- лютеиновая фаза - 23,0-30,0 нМ/л;- постменопауза - 1,0-1,8 нМ/л. Показатели эстрадиола не должны выходить за следующие пределы:- фолликулярная фаза - 198-284 пМ/л;- лютеиновая фаза - 439-570 пМ/л;- постменопауза - 51-133 пМ/л.Превышение нормального уровня женских половых гормонов указывает на опухоли яичников и коры надпочечников, цирроз печени, беременность. Их снижение наблюдается при недоразвитии и склерозе яичников, отсутствии овуляции и угрожающем аборте.
3
ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) вырабатывается гипофизом и стимулирует развитие фолликулов у женщин и семенных канальцев у мужчин. Норма для мужского организма составляет от 2 до 10 ед/л, для женского – от 4 до 150 ед/л в зависимости от фазы менструального цикла. Концентрация ФСГ повышается при нарушениях производства спермы, ухудшении функций яичников, после кастрации и в период менопаузы. ФСГ снижается под действием гормональных контрацептивов, во время беременности и при раке предстательной железы.
4
Лютеинизирующий гормон (ЛГ) стимулирует выработку половых гормонов у мужчин и женщин. Нарушение функции половых желез повышает концентрацию ЛГ, а прием высоких доз эстрогенов – снижает. В норме показатель колеблется у мужчин от 2 до 9 ед/л, у женщин – от 0,61 до 94 ед/л в различных фазах цикла.
5
Пролактин отвечает в женском организме за развитие молочных желез и появление грудного молока после рождения ребенка. В норме его показатель составляет во время беременности от 500 до 10000 мМЕ/л. Повышение происходит постепенно в зависимости от срока. У мужчин пролактин также присутствует в пределах от 58 до 475 мМЕ/л.
6
Для оценки состояния щитовидной железы исследуют содержание в крови человека тиреотропного гормона (ТТГ). Его норма составляет 0,2 – 3,2 мМЕ/л. Повышение показателей свидетельствует о недостаточности функций щитовидной железы, а снижение – об их переизбытке.
Обратите внимание
Учтите, что допустимые пределы в определенном смысле являются условными. Количество каких-либо гормонов может существенно меняться даже у совершенно здорового человека в течение дня.
Полезный совет
Помните, что по отклонениям от нормы одного показателя диагноз ставить нельзя. Обратитесь к врачу, который оценит состояние вашего здоровья по комплексу параметров. При необходимости он назначит анализы на другие гормоны.
Источники:
  • Содержание гормонов в крови
  • анализ на женские гормоны

Совет 3: Как расшифровать анализы щитовидной железы

Обследование щитовидной железы проводят эндокринологи и врачи других специальностей. Исследования направлены на выявление аутоиммунного воспалительного процесса и определение функции органа.
Любые анализы, относящиеся к щитовидной железе, выполняются только по назначению врача. Самостоятельно такое обследование проходить нецелесообразно. Результаты желательно расшифровывать при участии специалиста.

Комплексное лабораторное обследование щитовидной железы подразумевает определение тиреотропного и тиреоидных гормонов, тиреоглобулина и антител к тканям и белкам органа.

Тиреотропный гормон

Тиреотропный гормон (ТТГ) вырабатывается в гипофизе по принципу обратной связи. Так снижение уровня тиреоидных гормонов щитовидной железы, вызывает повышение уровня ТТГ.

Референтные значения для ТТГ указываются самостоятельно каждой лабораторией в зависимости от реактивов. Обычно нормой считается уровень 0,4-4 мкМЕ/мл. У беременных женщин концентрация гормона должна быть ниже 2,5 мкМЕ/мл.

Уменьшение ТТГ ниже 0,4 говорит о наличии тиреотоксикоза. В том случае, если при этом тиреоидные гормоны выше нормы, то речь идет о манифестном тиреотоксикозе, если в норме, то о субклиническом.

Использование саматотропина, бромкрептина, карбамзепина, ципрогептадина, допамина, гепарина, левадопы, метэрголина, фентоламина может приводить к снижению ТТГ.

В ряде случаев снижение ТТГ может быть связано с патологией надпочечников.

Повышение концентрации ТТГ более 4 мкМЕ/мл свидетельствует о гипотиреозе. Манифестным называют гипотиреоз при низких значениях тиреоидных гормонов, субклиническим - при их нормальном значении. В том случае, если ТТГ выше 10 мкМЕ/мл, то можно говорить о манифестном гипотиреозе даже при нормальных значениях тиреоидных гормонов.

ТТГ может повысится из-за применения морфия, амиодарона, бензеразида, кломифена, галопиредола, йодидов, лития, метимазола, фенотиазина, пропранолола, рентгенконтрастных йодсодержащих средств.

Больше нормы ТТГ может быть у лиц с тяжелыми соматическими и психическими заболеваниями. Стрессы, первичная недостаточность надпочечников также могут сопровождаться увеличением концентрации гормона.

Тиреоидные гормоны

Тиреоидные гормоны вырабатываются непосредственно в щитовидной железе, часть из них активируется в периферических тканях.
В лаборатории выполняют анализы на общие и свободные тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3). Определение свободных гормонов считается более надежным для диагностики заболеваний щитовидной железы.

Низкие показатели свидетельствует о первичном (при высоком ТТГ) или вторичном (при низком ТТГ) гипотиреозе.

Тиреоидные гормоны могут реагировать на беременность, сильные стрессы, прием оральных контрацептивов.

В том случае, если Т4 выше нормы, то у пациента первичный или вторичный тиреотоксикоз.

Тиреоглобулин

Анализ на тиреоглобулин назначают при лечении рака щитовидной железы. Повышение концентрации этого белка после операции может свидетельствовать о рецидиве злокачественного процесса. Кроме того, высокая концентрация тиреоглобулина может быть связана с аутоиммунным воспалением щитовидной железы.

Антитела

Высокий титр антител говорит о наличии аутоиммунного процесса. Чаще всего определяют антитела в крови к тиреоидной пероксидазе (анти-ТПО), антитела к тиреоглобулину (анти-ТГ) и антитела к рецептору ТТГ (анти-рТТГ).

Повышение концентрации любых антител может быть при хроническом аутоиммунном тиреоидите. Для диффузного токсического зоба наиболее характерны высокие значения анти-рТТГ.

Исследования показывают, что наличие антител не всегда связано с заболеванием щитовидной железы.

Совет 4: Как расшифровать анализ на токсоплазмоз

Токсоплазмоз – распространенное паразитарное заболевание, вызываемое простейшими микроорганизмами. Его симптомы не являются специфичными, поэтому для точной диагностики недуга используются лабораторные методы исследования.

Иммуноферментный анализ (ИФА)

Этот вид диагностики токсоплазмоза основан на определении содержания иммуноглобулинов. Биоматериалом для анализа может стать любая биологическая жидкость: кровь, слюна, спинномозговая жидкость, а также пробы органов и тканей после биопсии. В каждой лаборатории имеются свои показатели нормы, отображающиеся на бланке результата анализа. Считается, если уровень антител в исследуемом материале ниже порогового значения - результат отрицательный, при превышении нормы – положительный.

Показатели «IgM отрицательно – IgM отрицательно» свидетельствуют об отсутствии заражения.

«IgM отрицательно - IgG положительно» – у человека выработался пожизненный иммунитет к возбудителю. Отсутствие ДНК токсоплазм и высокой авидности говорит о том, что он был получен давно.

«IgM положительно - IgG отрицательно» – свидетельствует об остром инфицировании. В этом случае назначаются дополнительные анализы, на основании которых выставляется окончательный диагноз.

«IgM положительно - IgG положительно» - предполагается первичное инфицирование и проводится дополнительное обследование.

Суть метода ПЦР (полимеразная цепная реакция)

Этот вид диагностики токсоплазмоза является наиболее эффективным. Он позволяет определить даже ничтожное содержание ДНК возбудителя непосредственно после заражения. Для анализа может использоваться кровь, моча, мокрота, слюна и околоплодные воды. Тест ПЦР выдает два результата: положительный (при подтверждении наличия токсоплазмы) или отрицательный (при отсутствии возбудителя в исследуемом биоматериале).

Важность диагностики токсоплазмоза при беременности

У взрослого человека это заболевание обычно протекает бессимптомно, а вот будущей маме оно может принести массу проблем. Токсоплазмоз относится к TORCH инфекциям, обследование на которые является обязательным при планировании и вынашивании беременности. Перенесенное давно заболевание никаким образом не влияет на плод. Опасным для него является лишь первичное заражение токсоплазмозом во время беременности. Как правило, врожденный токсоплазмоз приводит к генерализованным поражениям новорожденных. При этом наиболее высокая вероятность инфицирования плода будет в третьем триместре беременности. После первичного заражения токсоплазмозом планировать зачатие рекомендуется через полгода.
Видео по теме

Совет 5: Как расшифровать биохимический анализ крови

В составе крови здорового человека различные элементы находятся в строго определенном количестве. Изменение клеточного баланса может быть первым признаком болезни. Поэтому биохимический анализ крови является одним из лучших диагностических методов. По его результатам определяют состояние обмена веществ и внутренних органов. Биохимия крови включает значительный перечень показателей. Врач для уточнения диагноза по жалобам пациента может назначить исследование всех компонентов или лишь некоторых из них. Основные значения биохимического анализа крови вы можете расшифровать самостоятельно. Но точный диагноз поставит лишь врач-специалист.
Инструкция
1
Билирубин. Этот пигмент образуется в печени. В норме уровень билирубина составляет 5-20 мкмоль/л. Увеличение показателя говорит о сбоях в работе печени и возможном наличии одного из таких заболеваний, как: гепатит, камни в желчном пузыре, раковые образования, острые отравления, цирроз печени и др. Однако повлиять на билирубин может длительная диета и недостаток витамина В12.
2
Общий белок. Он участвует в свертывании крови, а также транспортировке полезных веществ к органам и тканям организма. Нормальный уровень общего белка – 64-84 г/л. Повышение этого показателя – признак инфекции, заболевания крови или суставов, обезвоживания организма. Если уровень общего белка падает, нужно обратить особое внимание на работу печени, кишечника, почек.
3
С-реактивный белок. В крови здорового человека он практически отсутствует. Выявление в результате биохимического анализа крови с-реактивного белка свидетельствует о воспалительном процессе. Чем выше показатель, тем сильнее воспаление. По этому фактору можно подтвердить аппендицит, пневмонию, другие острые инфекции, а также ревматоидный артрит и иные хронические заболевания суставов.
4
Глюкоза. Ее количество определяется состоянием углеводного обмена. При правильном обмене веществ глюкозы будет обнаружено 3,30 – 5,50 ммоль/л. Снижение показателя выявляется при заболеваниях эндокринной системы и печени, повышение – при сахарном диабете.
5
Мочевина. Эта составляющая крови образуется при расщеплении белков и выводится из организма почками. Нормальное ее содержание – 2,5-8,3 ммоль/л. Рост мочевины отмечается при болезни почек, сердечной недостаточности, непроходимости кишечника и мочевыводящих путей, а также при опухолевом процессе и кровотечении.
6
Креатинин. Наряду с мочевиной он участвует в работе почек, а также регулирует энергетический обмен тканей организма. Норма креатинина отличается в зависимости от пола пациента. Для мужчин этот показатель составляет 62-115 мкмоль/л, для женщин – 53-97 мкмоль/л. Превышение предельного уровня указывает на болезни почек и гипертиреоз.
7
АЛТ (Аланинаминотрансфераза). Этот фермент содержится в печени, почках и сердце. Норма для мужчин – не выше 41 ед/л, для женщин – не более 31 ед/л. Повышение АЛТ указывает на изменения в сердце, печени или почках, а также на вирусный гепатит, цирроз или рак печени, инфаркт и др.
8
АСТ (Аспартатаминотрансфераза). Данный клеточный фермент исследуется наряду с АЛТ и имеет те же предельные показатели. При повышении уровня АСТ может быть выявлен гепатит, панкреатит, рак печени, инфаркт и др.
9
Амилаза. Ее можно обнаружить в поджелудочной железе, где происходит расщепление углеводов. Норма амилазы – 28-100 ед/л. Повышение предельно допустимого уровня – признак панкреатита, сахарного диабета, холецистита, болезней почек и поджелудочной железы. Уменьшение амилазы выявляется при плохой работе щитовидной железы.
10
Холестерин. В здоровой крови его уровень не должен превышать 3,5-6,5 ммоль/л. Холестерин повышается при атеросклерозе, заболеваниях сосудов и сердца. Его снижение указывает на туберкулез, панкреатит, анемию.
Источники:
  • нормальный биохимический анализ крови

Совет 6: Как сдать анализы на гормоны щитовидной железы

Необходимым условием для гармоничного развития и функционирования организма человека является нормальный уровень гормонов щитовидной железы. Они влияют на рост и дифференцировку тканей в организме, на обменные процессы, стимулируют синтез белка и оказывают влияние на формирование репродуктивной сферы (половое развитие, менструальная функция, овуляция). Образование гормонов щитовидной железы зависит от поступления йода в организм человека.
Инструкция
1
Для диагностики заболеваний, связанных с гормонами щитовидной железы, определяют в крови общий Т3 (трийодтиронин общий), общий Т4 (тироксин общий), свободный Т3 (трийодтиронин свободный), свободный Т4 (тироксин свободный). Так например, при гипотиреозе наблюдается снижение функции щитовидной железы, в крови мы наблюдаем повышение уровня тиреотропного гормона (ТТГ), низкие цифры свободного тироксина (Т4), общего тироксина (Т4) и общего трийодтиронина. О недостаточной функции гипоталамуса и гипофиза при гипотиреозе говорит снижение уровня ТТГ (тиреотропного гормона). При гипертиреозе наблюдается снижение концентрации ТТГ. При тиреотоксикозе Т4 (свободный тироксин) может оставаться в пределах нормы, а вот определение трийодтиронина свободного (Т3) будет очень информативным, наблюдается повышение его концентрации в крови.
2
Посмотреть функциональное состояние щитовидной железы можно с помощью анализа крови на гормоны. Исследование проводится натощак, осуществляется забор крови из вены. Необходимо прекратить прием йодсодержащих лекарственных препаратов за 3 дня до проведения исследования. Исключить прием гормонов щитовидной железы за 7 дней до проведения процедуры исследования. Предварительно рекомендуется, в случае лечения гормонами щитовидной железы, проконсультироваться с эндокринологом для возможной отмены йодсодержащих препаратов. Необходимо ограничить физические нагрузки, избегать психоэмоциональных стрессов, исключить прием алкоголя и курение.
3
В заключение, выданном в диагностическом центре, будут указаны значения показателей всех гормонов щитовидной железы: норма для Т3 у мужчин и женщин составляет 1,8- 4,2 пг/мл; свободный Т3 – 1,8-4,2 пг/мл; общий Т4 (тироксин) - 4,5-10,9 мкг/дл; Т4 свободный (свободный тироксин) - 0,8-1,3нг/дл; ТТГ (тиреотропный гормон) - 0,35-5,5мкМЕ/мл.
Источники:
  • какие гормоны информативны для щитовидной железы в 2017

Совет 7: Как расшифровать биохимические анализы

Часто бывает, что получив на руки результаты анализов, мы с тоской вглядываемся в непонятные цифры. Хочется понять, что же именно происходит в нашем организме, ведь врачи так редко снисходят до объяснений. Особенно много вопросов возникает по поводу анализа на биохимию крови. Столько показателей, и все непонятные.
Вам понадобится
  • Бланк с результатами ваших анализов
Инструкция
1
Глюкоза.

Этот показатель говорит об уровне сахара в крови. Повышение может свидетельствовать о сахарном диабете. Снижение уровня сахара в крови может встречаться при некоторых эндокринных заболеваниях или проблемах в работе печени. Если отклонение небольшое, врач может направить вас на дополнительное исследование.
2
Общий белок.

Уровень общего белка может быть ниже нормы при нарушении работы печени, почек, хронических воспалительных процессах. Кроме того у людей пожилого возраста уровень белка также ниже, чем у более молодых. Если уровень белка повышен, то нельзя исключать какие-то заболевания крови. Для того чтобы этот показатель был более точен, исследуют фракции белка: альбумины и глобулины.
Падение уровня альбумина в крови говорит о серьезных заболеваниях печени, почек, тяжёлых формах аллергии, гнойных процессах и тяжелых ожогах. В норме уровень альбумина не менее 54%. Повышение уровня глобулинов в крови говорит о наличии острых воспалительных процессов. Снижение гамма-глобулина говорит о возможном иммунодефиците. В норме Гамма-глобулинов от 12 до 22%. Снижение уровня альфа-2-глобулина может свидетельствовать о панкреатите или заболеваниях почек. В норме должно быть 2 – 5% альфа-глобулина и 7 – 13% альфа-2-глобулина. Кроме этого в крови измеряется уровень бета-глобулинов, он должен соответствовать 8-15%. Если уровень бета-глобулинов изменен, это говорит о нарушении жирового обмена.
3
С-реактивный белок.

Его содержание может увеличиваться при различных воспалениях и опухолях. Благодаря ему можно определить тяжесть таких заболеваний как ревматизм и ревматоидный артрит, а также подобрать эффективное лечение. В норме этот показатель не выявляется.
4
Альфа-фетопротеин.

Этот показатель обычно также не выявляется. Нормальным его присутствие является только для беременных, причем для каждого срока есть своя норма. Его обязательно определяют на разных сроках беременности, так как косвенно он может свидетельствовать о наличии врожденных уродств у плода. В остальных случаях наличие этого белка говорит о заболеваниях печени или каких-то опухолях.
5
Билирубин.

Это показатель работы печени. Повышение - главный симптом желтухи, гепатита. Если у человека повышен связанный билирубин, скорее всего у него наличествуют заболевания печени. Уровень общего билирубина должен быть не выше 20,5 ммоль/л.
6
Ферменты крови.

Все ферменты крови находятся внутри клеток и проявляются при их разрушении и распаде. Повышение уровня этих ферментов позволяет провести раннюю диагностику различных заболеваний

- АЛАТ и АСАТ – гибель и распад клеток.

- КФК – ранняя диагностика инфаркта, также свидетельствует о заболеваниях мышечной ткани

- Амилаза – повышение это фермента возможно при остром панкреатите, почечной недостаточности. Понижение уровня амилазы может свидетельствовать о гепатите, проблемах со щитовидной железой или позднем токсикозе беременных. В норме 0,8 – 3,2 МЕ/л.
7
Холестерин.

Нормальный уровень холестерина в крови 3,6 – 6,7 ммоль/л. Повышение уровня холестерина ведет к атеросклерозу. Также повышение возможно при сахарном диабете, алкоголизме, хронических заболеваниях почек, некоторых заболеваниях щитовидки. Понижение происходит при туберкулезе, анемии, хронической сердечной недостаточности, острых заболеваниях печени.
8
Бета-липопротеиды.

Уровень бета-липопротеидов повышается в крови при сахарном диабете, атеросклерозе, нарушении обмена жиров. В норме равен 1,3 – 5,4 ммоль/л.
9
Триглицериды.

Их уровень в крови показывает, насколько человек предрасположен к атеросклерозу. Высокий уровень также наблюдается при некоторых заболеваниях почек и алкоголизме.
Видео по теме
Обратите внимание
Для тиреотропина довольно характерны суточные колебания секреции. Максимальная концентрация ТТГ в крови наблюдается ночью в 2-4 часа, немного понижается до 6-8 часов утра, минимальное количество ТТГ приходится на вечер 17-19 часов.
Полезный совет
Норма для мужских показателей:
0-6 месяцев – в интервале 0,47-4,5
7 месяцев - 3 года – в интервале 0,47-2,1
4-6 лет – в интервале 0,84-4,2
7-8 лет – в интервале 0,89-3,5
9-10 лет – в интервале 0,88-6,2
11 лет – в интервале 0,58-3,7
12 лет – в интервале 1,0-4,6
13 лет – в интервале 0,97-3,7
14 лет – в интервале 1,15-3,8
15 лет – в интервале 0,67-2,6
16 лет – в интервале 0,81-3,4
17 лет – в интервале 0,95-3,0
18-19 лет – в интервале 0,92-3,1
20-90 лет – в интервале 0,35-4,5

Норма для женских показателей:
0-6 месяцев – в интервале 0,61-4,5
4-6 лет – в интервале 0,72-3,0
7-8 лет – в интервале 0,54-6,0
9-10 лет – в интервале 1,24-5,6
11 лет – в интервале 0,39-2,9
12 лет – в интервале 1,06-4,2
13 лет – в интервале 1,01-4,8
14 лет – в интервале 0,77-4,3
15 лет – в интервале 0,52-2,9
16 лет – в интервале 0,46-3,7
17 лет – в интервале 0,55-3,6
18-19 лет – в интервале 0,95-4,6
20-90 лет – в интервале 0,35-4,5

Норма во время беременности от 1 до 40 недель – в интервале 0,2-3,5
Источники:
  • расшифровка анализа крови на гормоны щитовидной железы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500