Совет 1: Как писать протокол на судебном заседании

В ходе судебного заседания ведется протокол, в котором фиксируются сведения, записываются основные этапы судебного разбирательства. Документ изготавливается от руки, можно использовать технические средства, не возбраняется и стенографирование.
Инструкция
1
Возьмите лист бумаги и напишите в вернем углу дату и время составления документа. Обязательно напишите номер дела, которое подлежит рассмотрению, личные данные секретаря, наименование суда, состав судей. Укажите сведения об участниках процесса и других лицах, предварительно вызванных в суд.
2
Напишите данные, известные о подсудимом, какая мера пресечения избиралась в отношении него на предварительном следствии. Если в ходе судебного разбирательства были заявлены ходатайства, об этом следует указать отдельно. Также фиксируются возражения, реплики сторон и заявления.
3
Записывайте все постановления и определения, которые выносит суд, не удаляясь в совещательную комнату. В начале судебного заседания сторонам четко разъясняются их права и обязанности, они ставят подпись - вы должны это фиксировать в протоколе судебного заседания.
4
Заносите в документ показания, данные участниками процесса в ходе судебного разбирательства. Особое внимание уделите вопросам, которые могут быть заданы лицам и их ответам. Обязательно фиксируйте результаты действий по исследованию вещественных доказательств, результаты проведенных осмотров и экспертиз.
5
Фиксируйте обстоятельства, которые просят зафиксировать участники процесса. Укажите содержание прений, реплик сторон до удаления суда в совещательную комнату. Напишите суть последнего слова подсудимого. Укажите сведения об оглашении приговора, порядке его обжалования, принесения замечаний.
6
Укажите в соответствии с каким законодательством стороны могут ознакомиться с содержимым протокола судебного заседания. Если в суде нарушался порядок, необходимо написать в документе, какие меры были приняты в отношении нарушителя. Все применяемые технические средства(диктофон, видеокамера, фотоаппарат и т.д.) записывайте в протокол, их использование допускается с согласия участвующих лиц. В данном случае материалы, полученные с помощью средств, прикрепляются к уголовному делу.
7
Обратитесь к председательствующему судье в течение трех суток с момента окончания разбирательства и вынесения приговора - он должен подписать документ вместе с секретарем судебного заседания. Он может быть написан частями - в таком случае подписывается каждая из них.
8
Объясните сторонам процесса об их праве заявить ходатайство об ознакомлении с содержимым протокола в течение трех суток с момента окончания заседания. Подав ходатайство, участники могут сделать копию протокола, но за собственный счет.
9
Имейте в виду, что ответственность за несвоевременное изготовление протокола несет секретарь судебного заседания наравне с председательствующим судьей. Протокол должен содержать сведения по существу, не содержать ошибок, быть аккуратно составленным. В противном случае это влечет его отмену вышестоящей судебной инстанцией.

Совет 2: Как составить протокола суда

Протокол судебного заседания – это главный процессуальный документ, содержащий все сведения о том, что происходило во время заседания, какие стороны и в каком порядке был заслушаны, какие доказательства по делу были представлены. Протокол является обоснованием для вынесения судом решения по делу.
Инструкция
1
Укажите дату и время проведения судебного слушания по делу (год, число и месяц, время начала и время окончания). Укажите полное наименование суда, в котором рассматривается дело, состав суда (ФИО полностью) и ФИО секретаря, ведущего протокол. Укажите полностью наименование дела, которое было рассмотрено на судебном заседании.
2
Представьте сведения о явке лиц - участников данного процесса, свидетелей, переводчиков, экспертов. Запротоколируйте сведения о том, как и в каком порядке были разъяснены лицам, принимавшим участие в процессе, их права и обязанности.
3
Запротоколируйте все распоряжения председателя суда и все определения, вынесенные судом в зале заседаний. Занесите в протокол все заявления лиц, принимавших участие в деле, и/или их официальных представителей.
4
Тщательно зафиксируйте в протоколе все объяснения лиц, принимавших участие в деле, показания свидетелей, сведения об осмотре вещественных и иных доказательств, заключения экспертов по делу.
5
Представьте сведения о заключении прокурора и представителей других государственных органов и общественных организаций. Занесите в протокол содержание судебных прений.
6
Занесите в протокол сведения об оглашении определений и решения, вынесенного по делу. Запротоколируйте сведения о разъяснении председательствующим содержания определений по делу и принятого решения.
7
Обратите внимание: протокол должен вестись в письменном виде во время судебного заседания. При этом можно применять стенографирование, аудио- и видеозапись. Об использовании иных средств для записи хода судебного заседания должно быть указано в протоколе.
8
Протокол составляется и подписывается не позднее чем через три дня с момента окончания судебного заседания.
Видео по теме

Совет 3: Как писать протокол заседания

Протокол - это документ, в котором зафиксирован ход обсуждения и принятые решения на совещаниях, собраниях или конференциях. Протоколы составляются на основании записей, которые ведутся в ходе протоколируемого мероприятия. Это может быть стенограмма, аудиозапись или черновые записи секретаря. Также используются повестка дня, тезисы выступлений, проекты решений и списки участников. По правилам, протокол оформляется в течение трех дней после проведения заседания.
Инструкция
1
Первая строчка - это полное наименование предприятия, на котором велось заседание. Вторая строчка - слово "ПРОТОКОЛ" заглавными буквами. После - дата протокола (учтите, что это дата заседания, а не день оформления документа), его регистрационный номер и город составления документа. Далее пишется заголовок - в левом углу с заглавной буквы укажите согласованное в родительном падеже со словом "протокол" определение вида заседания. Например, "Заседания руководителей структурных подразделений".
2
Следующий раздел - вводная часть протокола. После заголовка с абзаца напишите "Председатель:" и укажите фамилию и инициалы, также записывается "Секретарь:" ФИО. С новой строки напечатайте "Присутствовали:" и перечислите фамилии и инициалы участников в алфавитном порядке. Если присутствуют сторонние лица (не сотрудники организации), добавьте строку "Приглашенные:" с перечислением ФИО и организаций приглашенных. Если участников больше 10, то не перечисляйте их в протоколе, а напишите после "Присутствовали:" общее число человек и фразу "список прилагается". Список является неотъемлемым приложением к протоколу. Поле запишите номерной перечень обсуждаемых вопросов с указанием фамилий докладчиков.
3
Текст основной части протокола состоит из разделов с описанием хода обсуждения по каждому пункту повестки дня. Количество разделов соответствует количеству вопросов повестки дня, каждый раздел состоит из частей "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "ПОСТАНОВИЛИ". Если постановление предполагает голосование, то после формулировки решения запишите "Единогласно", или, к примеру, "За - 5, против - 1, воздержались - 2". Решение формулируется в повелительном наклонении, с указанием ответственного (исполнителя) и срока выполнения.
4
После оформления протокол подписывается председателем и секретарем.

Совет 4: Как ознакомиться с протоколом судебного заседания

Протоколы судебных заседаний по гражданским и уголовным делам изготавливаются в течение трех дней с момента окончания самих заседаний. При этом участники процесса, стороны, имеют право ознакомиться с указанными протоколами после их изготовления, представить собственные замечания.
Любое судебное заседание по гражданскому или уголовному делу сопровождается ведением протокола, в который вносятся все процессуальные действия, пояснения участников процесса, другие необходимые сведения. Но в полном объеме указанные протоколы изготавливаются в течение трех дней с момента окончания соответствующего заседания. Заинтересованные лица вправе подать судье ходатайство об ознакомлении с протоколом. В гражданском процессе такое ходатайство можно подавать в любой момент, однако срок подачи замечаний на протокол ограничивается пятью днями с момента его подписания. В уголовном процесса ходатайство об ознакомления с протоколом следует подавать в течение трех суток с момента завершения судебного заседания, хотя при пропуске данного срока по уважительным причинам заинтересованные лица могут попросить его восстановления.

Что делать при обнаружении в протоколе неточностей?

Если сторона гражданского процесса или участник уголовного процесса обнаруживают ошибки или неточности в протоколе после ознакомления с ним, то они могут подать замечания на данный документ. Судья рассматривает указанные замечания единолично, при необходимости внося в протокол изменения и уточнения. Если рассмотрение замечаний без участия сторон невозможно (например, требуются какие-либо пояснения), то участники процесса также могут быть вызваны для разрешения вопроса о внесении изменений в протокол. Срок подачи замечаний на протокол отсчитывается с момента ознакомления с ним, при наличии уважительных причин и ходатайства заинтересованной стороны данный срок также можно восстановить.

Как ознакомиться с протоколом по административному делу?

Если участник производства по делу об административном правонарушении выразит намерение ознакомиться с протоколом судебного заседания, то ему следует учесть, что КоАП РФ не предусматривает обязательного ведения протокола в данном виде процесса. Единственным исключением является рассмотрение дела коллегиальным административным органом или составом суда. Если протокол все же ведется, то заинтересованное лицо может подать ходатайство об ознакомлении с ним, однако подача замечаний на протокол в этом случае не предусмотрена. Все возражения, уточнения и замечания могут быть выражены участником производства в жалобе на итоговое постановление по административному делу.
Источники:
  • Ознакомление с протоколом судебного заседания

Совет 5: Как вести протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания – главный процессуальный документ, содержащий информацию обо всем происходящем во время слушания дела. Именно он и является основанием для вынесения судом того или иного решения. Вести протокол судебного заседания необходимо в соответствии с требованиями законодательства.
Инструкция
1
Вести протокол судебного заседания необходимо четко в той последовательности, в которой проводится слушание. В процессе судебного разбирательства его участники имеют полное право ходатайствовать о занесении в документ существенных, по их мнению, для дела обстоятельств.
2
Протокол необходимо вести в письменном виде. Возможно применение в дополнении к нему стенографии, аудио- и видеозаписи. Об использовании этих средств обязательно следует указать в документе.
3
В протоколе обозначьте дату (день, месяц и год), а также время начала и окончания судебного слушания по делу. Укажите наименование суда, в котором проходило заседание, состав суда и ФИО секретаря, ведущего протокол. Впишите в документ полное наименование дела, рассмотренного на судебном заседании.
4
Укажите информацию о явке главных участников процесса, свидетелей, экспертов, переводчиков. Зафиксируйте сведения о том, в каком порядке были разъяснены участникам судебного слушания их процессуальные права и обязанности.
5
Зафиксируйте в протоколе все определения и распоряжения, вынесенные судом в ходе заседания. Включите в него все заявления лиц и их законных представителей, участвовавших в процессе.
6
Очень внимательно запротоколируйте объяснения участников слушания, показания свидетелей, информацию об осмотре вещественных и письменных доказательств, а также устные заключения экспертов.
7
Протокол судебного заседания должен включать в себя содержание судебных прений, мнения представителей государственных органов или общественных организаций, участвующих в процессе, заключение прокурора.
8
Включите в документ информацию об оглашении и разъяснении определений и вынесенного по делу решения, а также сведения о порядке и сроке для его обжалования.
9
Составить и подписать судебный протокол необходимо не позднее, чем через 3 дня с момента завершения судебного разбирательства.

Совет 6: Как написать ходатайство в суд

Российское процессуальное законодательство предусматривает право лиц, участвующих в деле, обращаться к суду с ходатайствами. Ходатайством называют прошение заявителя, обращенное к суду.
Инструкция
1
Необходимость в заявлении ходатайства может быть самой различной: у вас болеет ребенок, вы не можете явиться на судебное заседание и хотите, чтобы его отложили или провели без вашего участия; вам отказывают в предоставлении какого-либо документа, необходимого для рассмотрения дела, и вы просите суд его истребовать; вы не доверяете составу суда и просите отвести судью от рассмотрения дела и т.д. По общему правилу, ходатайство подается в письменной форме. Однако если вы присутствуете в судебном заседании, вы можете заявить его в устной форме, и ваше ходатайство будет занесено в протокол судебного заседания.
Суд обязан рассмотреть ваше ходатайство, но не обязан его удовлетворять. Поэтому любое ходатайство должно быть хорошо мотивировано. В нем должны указываться причины, по которым вы просите суд совершить то или иное действие. К ходатайству могут прилагаться документы, подтверждающие вашу позицию. Например, если вы ходатайствуете об отложении судебного заседания в связи с вашей болезнью, вам необходимо приложить к ходатайству копию больничного листа или справки о вашем нахождении на стационарном лечении.
2
Строгих требований к оформлению большинства ходатайств не существует. При написании ходатайства целесообразно придерживаться тех же правил, что и при написании искового заявления: указать наименование и адреса лиц, участвующих в деле, ФИО судьи, номер дела, в рамках которого заявлено ходатайство. Далее приводится само прошение и обстоятельства, его обосновывающие. Ходатайство должно быть подписано заявителем.
3
К некоторым ходатайствам (об обеспечении иска, об отводе судьи, о выдаче дубликата исполнительного листа и др.) закон предъявляет специальные требования. Их можно уточнить в соответствующих процессуальных кодексах.
Обычно заявление ходатайств государственной пошлиной не облагается, однако налоговым кодексом предусмотрены следующие изъятия из этого правила:
- при подаче ходатайства об обеспечении иска (по делам, рассматриваемым в арбитражном суде) – 2000 рублей;
- при подаче ходатайства о повторной выдаче копий судебных актов, протоколов судебных заседаний, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.
Источники:
  • ходатайство для суда

Совет 7: Как писать соглашение

Мировое соглашение может быть заключено между спорящими сторонами в случаях раздела имущества, уплаты алиментов и т.п. Такое соглашение требует юридического оформления. Если вы пришли к согласию, например, при разделе квартиры, это будет указано только в правоустанавливающем документе.
Инструкция
1
Попробуйте разрешить конфликт без обращения в суд. Если вы пришли к договоренности по всем пунктам выдвинутых требований, идите к нотариусу.При нотариальных конторах существуют специальные службы по оформлению документов. Отдайте черновик для составления соглашения. За определенную плату вам его напишут. Вы можете сами скачать образец мирового соглашения из интернета, написать свое по его подобию, а затем заверить у нотариуса.
2
В соглашении договаривающиеся стороны указывают действия, которые они обязуются выполнить по отношению друг к другу. Например, при разделе имущества после развода муж отказывается от своей половины, а жена, в свою очередь, обязуется не подавать на алименты. Обязательно учтите при составлении соглашения все нюансы. Обратиться с иском в суд после этой процедуры вы уже не сможете.
3
Если вы не можете придти к обоюдной договоренности сами, подавайте в суд. Судья выяснит возможность составления соглашения в процессе подготовки к судебному разбирательству. Вы можете придти к согласию в процессе заседания по делу, на стадии исполнения судебного решения, во время кассационного рассмотрения. В этом случае контроль за законностью мирового соглашения возлагается на суд. Стороны излагают свои условия устно, во время заседания. Эти требования заносятся в протокол и подписываются истцом и ответчиком. При заключении соглашения в суде стороны могут договориться об оплате судебных издержек и расходов на помощь адвоката.На основании протокола судьей выносится определение о заключении мирового соглашения.Мировое соглашение имеет силу исполнительного документа. Подписав его, стороны соглашаются с условиями, на которых данный вопрос будет урегулирован и отказываются от любых претензий друг к другу по данному делу.

Совет 8: Как обжаловать протокол

Участвуя в судебном заседании, кроме противной стороны и судьи вы увидите ещё как минимум одного человека, который всё время что-то записывает. Это секретарь судебного заседания, а его работа состоит в ведении протокола судебного заседания (ПСЗ).
Инструкция
1
По незнанию участники судебного процесса придают мало значения этому процессуальному документу и можно с уверенностью сказать, что 80-90% из них в глаза его не видели. Безусловно, такое пренебрежение ознакомлением с ПСЗ – следствие юридической неграмотности. Будучи вовлечённым в судебный процесс, нужно знать и помнить о том, что ПСЗ – важнейший документ, в котором, кроме всего прочего, указываются заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей. А каждое записанное за вами слово, как говорят американские полицейские, «может быть использовано против вас в суде». Причём как в текущем суде, так и в возможных в будущем.
2
В соответствии с процессуальным законодательством, ПСЗ рассматривается судом как письменное доказательство. Теперь представьте себе, например, ситуацию, что вы сдаёте принадлежащую вам квартиру, но в налоговый орган об этом не сообщаете и налогов не платите. И вот в ходе какого-то судебного заседания вы «проговариваетесь», и сведения о том, кому, когда и за сколько вы сдаёте квартиру фиксируются в ПСЗ. Как вы думаете, может ли такой ПСЗ использоваться в качестве доказательства против вас уже по делу о налоговом правонарушении? Правильно, может.
3
Хорошо, когда в ПСЗ всё записано правильно и точно, но секретарь судебного заседания тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе и риск ошибиться. Чтобы успеть записать всё происходящее в судебном заседании секретарь практически всегда вынужден упрощать формулировки, «выкидывать» из речи участников процесса часть слов. В результате получается, что в ПСЗ фиксируется не прямая речь участника процесса, а что-то очень близкое к ней. Бывает, что и смысл высказываний от этого искажается. Очень часто в этом виноваты сами участники процесса, когда они говорят слишком быстро для того, чтобы за ними можно было успеть записать всё, или невнятно выражают свои мысли. Конечно, гражданское процессуальное законодательство допускает использование судом средств аудиозаписи и других технических средств для обеспечения полноты составления ПСЗ, но на практике, особенно в провинции, они используются крайне редко.
4
Так что же делать, если вы при ознакомлении с ПСЗ обнаружили в нём ошибку?
Статья 231 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, и их представители вправе в течение 5 дней со дня подписания ПСЗ подать в письменной форме замечания на ПСЗ с указанием на допущенные в нём неточности или его неполноту. Замечания на ПСЗ рассматривает подписавший его судья – председательствующий в судебном заседании. В случае согласия с замечаниями судья удостоверяет их правильность, а при несогласии с ними выносит мотивированное определение об их полном или частичном отклонении. И в том, и в другом случае замечания приобщаются к делу.
5
В арбитражных судах ситуация несколько иная. В соответствии со статьёй 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ведение аудиозаписи во время судебного заседания обязательно. Протоколирование с использованием средств аудиозаписи ведётся непрерывно. Также составляется и письменный ПСЗ. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с аудиозаписью судебного заседания и ПСЗ и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трёхдневный срок после подписания ПСЗ. К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведённой лицом, участвующим в деле, аудио- или видеозаписи судебного заседания. О принятии или об отклонении замечаний на ПСЗ арбитражный суд выносит определение. Замечания на ПСЗ и определение суда приобщаются к ПСЗ.
6
Что касается ведения ПСЗ при рассмотрении в суде уголовного дела, то здесь особенность состоит в том, что ПСЗ в ходе судебного заседания может изготавливаться по частям, которые, как и ПСЗ в целом, подписываются председательствующим судьёй и секретарём судебного заседания. По ходатайству сторон им может быть предоставлена возможность ознакомиться с частями протокола по мере их изготовления. В течение 3 суток со дня ознакомления с ПСЗ, стороны могут подать на него замечания. Такие замечания рассматриваются председательствующим судьёй незамедлительно. В необходимых случаях председательствующий вправе вызывать лиц, подавших замечания, для уточнения содержания замечаний. По результатам рассмотрения замечаний председательствующий судья выносит постановление об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания на ПСЗ и постановление председательствующего приобщаются к протоколу судебного заседания.
Как видно, и в гражданском, и в арбитражном, и в уголовном процессе замечания на ПСЗ, принесённые участником процесса, остаются в материалах дела, поэтому даже при отклонении замечаний судьёй у вас будет хороший аргумент в свою пользу.
Видео по теме
Источники:
  • обжалование протокола судебного заседания
Полезный совет
Председательствующий судья обязан предоставить протокол судебного заседания по ходатайству участников процесса в целях ознакомления. Если он этого не сделает, то права участников нарушатся - это является основанием для пересмотра дела в суде высшей инстанции, вплоть до отмены приговора.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше