Инструкция
1
Определите выгоды, которые вы хотите получить от продажи фирмы. Определите последствия для вас и вашей дальнейшей деятельности, связанные с будущей сделкой.
2
Так как любого потенциального покупателя может заинтересовать только фирма, приносящая прибыль, вам придется провести массированную «предпродажную подготовку» бизнеса. В противном случае вы не найдете покупателя так быстро, как на это рассчитываете, да и цена фирмы будет невысока.
3
Подготовьте всю отчетность за год (а лучше за 3-5), доказывающую, что ваша фирма рентабельна. Пригласите независимых аудиторов, чтобы иметь на руках готовое заключение о финансовой деятельности фирмы на момент продажи.
4
Подготовьте справки из банков и налоговых органов, подтверждающие отсутствие у вас непогашенных кредитов и задолженностей по налоговым выплатам. Попросите владельцев банков, с которыми вы сотрудничаете, дать вам положительные рекомендации для подтверждения вашей устойчивой деловой репутации.
5
Проверьте действие всех лицензий и прочих разрешительных документов, на основании которых вы осуществляли деятельность. Обновите их или продлите срок их действия при необходимости. Проверьте и все договоры о поставках, сбыте, аренде помещений, лизинга оборудования, услуг, относящихся к жизнеспособности вашей фирмы.
6
Если в собственности вашей фирмы имелись здания, помещения, сооружения и оборудование, пригласите независимых экспертов, чтобы получить свидетельство о стоимости бизнеса в целом. Оценка стоимости должна быть произведена лицензированной организацией.
7
Перед тем как выставить фирму на продажу, окончательно определитесь с ее ценой. Для этого сопоставьте следующие данные:- прибыльность вашей фирмы и возможности для роста вашего бизнеса;
- стоимость аналогичных фирм (затраты на их создание и продвижение на рынке товаров и услуг);
- уровень востребованности товаров и услуг на рынке.
8
Подготовьте проекты договора купли-продажи. При составлении проектов предусмотрите все возможные варианты сделки (единовременная купля-продажа, долгосрочная аренда и пр.).
9
После выставления фирмы на продажу, не продавайте ее первому же заинтересовавшемуся покупателю. Вполне возможно, что этот покупатель окажется не единственным, если вы грамотно провели все подготовительные мероприятия для успешной продажи фирмы.