Инструкция
1
Играют на пианино (впрочем, как и на рояле, клавесине, органе, челесте и других инструментах с фортепианной клавиатурой) двумя руками. Можно исполнять то, что обычно играется двумя руками, только одной. Чаще левой. Но это уже высшее мастерство.
2
Основной метод игры на пианино – пальцами по клавишам. Требует это определенной специальной технической подготовки: постановки кисти и пальцев, знания некоторых технических приемов исполнения (игра в позиции, подкладывание и переступание пальцев и т.д.). Возможности исполнения ограничены скоростью нажатия на клавиши и количеством пальцев. Впрочем, рассказывают, что когда Моцарту не хватало пальцев, он нужную клавишу нажимал носом. В американской музыке середины 1960-х была метода играть ладонями и кулаками, но это очень сильное средство, и без художественной необходимости его лучше не использовать.
3
Особый прием (он хорош, кстати, и при игре на струнах) – глиссандо: вытянутые пяльцы прижимаются друг к другу, и тыльной стороной пальцев быстро в скольжении нажимаются клавиши. Этот прием часто используют в джазе.
4
Игра по струнам – вторая среди наиболее используемых техник. Откиньте верхнюю крышку пианино, отщелкните с боков запоры передней крышки и аккуратно снимите ее. Перед вами – механизм и струны. Играть по струнам нужно, по возможности не прикасаясь к механизму, а пощипывая струны, ударяя по ним пальцами или палочками, скользя по струнам. Здесь возможны любопытные акустические эффекты, например, удар по струне (при нажатой правой педали) через газету даст звук, близкий к звучанию клавесина.
5
Еще интересный исполнительский прием – царапание вдоль струны ногтем. Для этого нужна басовая струна (она с оплеткой). Ногтем необходимо вести (без нажима) вдоль струны и поперек оплетки.
6
Кстати говоря, в современной музыке существует метода «приготовленного» фортепиано – когда очень (!) аккуратно между струнами вставляют винты или шурупы, а затем играют по клавишам. Очень, надо сказать, интересный звук.
7
Игру по струнам и игру по клавишам можно чередовать. А можно еще перемежать игру по струнами и клавишам с постукиванием по станине и корпусу пианино. С нажатой правой педалью можно достигнуть весьма нестандартных и, что ценно само по себе, пока не воспроизводимых электроникой звучаний.