Совет 1: Как паять кислотой

При пайке необходимо использовать флюсы – специальные вещества, которые помогают припою растекаться по месту спайки. Основные флюсы – канифоль и кислота. Канифоль обычно используется при пайке меди и серебра, а кислота – в более сложных случаях. Какую кислоту использовать и как паять с ее помощью?
Инструкция
1
Выбор кислоты зависит от вида металла или сплава. Для спайки железа, в том числе оцинкованного, применяют так называемую паяльную кислоту – раствор хлората цинка. Для спайки нержавейки используют ортофосфорную кислоту и специальные многокомпонентные флюсы. Алюминий вообще не паяется, так как не существует доступных флюсов для растворения оксидной пленки алюминия. Кислота не подходит для пайки печатных плат, так как возможно возникновение коррозии и замыкания между проводниками.
2
Если вы решили воспользоваться паяльной кислотой, то ее можно купить в готовом виде (продается она в виде пасты, а можно сделать самостоятельно). Возьмите примерно 100 мл соляной кислоты, положите туда кусочки цинка, взятого, например, с батареек. Произойдет химическая реакция, при которой будет выделяться водород, поэтому такую работу нужно проводить в проветриваемом помещении вдали от огня. Когда пузырьки водорода перестанут подниматься, раствору нужно дать отстояться до прозрачности, а потом аккуратно перелить в пузырек. Паяльная кислота готова.
3
Перед спайкой зачистите поверхности напильником или наждачной бумагой, чтобы избавить их от загрязнений.
4
Нанесите на место спайки кислоту, это можно сделать кисточкой, затем с помощью нагретого паяльника покройте спаиваемую поверхность припоем – оловом или его сплавом. Если припой не хочет ровно ложиться на нужное место, нужно повторно обработать участок кислотой.
5
Аккуратно спаяйте поверхности. При работе с нагретым паяльником помните о правилах техники противопожарной безопасности и не захламляйте рабочее место легковоспламенимыми предметами.
6
После работы нейтрализуйте кислоту с помощью щелочи, например, раствора соды, а затем промойте место спайки, чтобы удалить остатки кислоты. В качестве флюса в редких случаях также используется ацетилсалициловая кислота.

Совет 2: Как паять серебро

Пайка представляет собой неразъемное соединение металлических изделий с помощью более легкоплавкого металла. Технология пайки может отличаться в зависимости от вида металлов, подлежащих соединению и от условий, в которых предстоит работать изделию. Так, пайка печатных плат в электронике и ремонт ювелирных изделий из серебра выполняются по-разному.
Вам понадобится
  • Паяльник, припой, флюс (колофоний)
Инструкция
1
В электронике при пайке деталей, содержащих серебро, обычно используется припой, содержащий 60% олова и 40% свинца, который плавится уже при 180оС. Приготовьте припой, используемый для пайки электронных схем. Он выпускается в виде тонких трубок, заполненных смолой, выполняющей функции флюса.
2
Подлежащие пайке поверхности зачистите, удалив с них образовавшиеся со временем пленки окислов. Только в этом случае нагретый припой создает внутреннее соединение с серебром.
3
В месте пайки нагрейте деталь до температуры, превышающей температуру плавления припоя. Трудность может возникнуть при нагреве значительной по площади поверхности с хорошей теплопроводностью, так как мощности паяльника может не хватить для ее нагрева.
4
Во время пайки серебряных деталей защитите место пайки от воздействия кислорода воздуха. Для этого достаточно использовать подходящий флюс (колофоний), который образует над местом пайки защитную пленку. При расплавлении припоя флюс равномерно распределяется по поверхности жидкого металла.
5
Пайку ювелирных изделий, изготовленных из серебра, производите либо высокотемпературными припоями, соответствующими пробе металла, либо припоями более низкой пробы, но с обязательным содержанием серебра.Пайку серебряных изделий оловом ведите лишь в самых крайних случаях и при безусловном согласовании с заказчиком (владельцем ювелирного изделия). Это делается по той причине, что ремонт изделия из серебра в дальнейшем может стать затруднительным: если мастер не будет знать, что изделие ранее паялось оловом и начнет паять его обычным высокотемпературным припоем, изделие может попросту сгореть.
Источники:
  • Как правильно паять

Совет 3: Как паять платы

Запаивать радиодетали в платы намного легче, чем соединять свободные провода, ведь отверстия в платах отлично фиксируют припаиваемые детали. Хотя и здесь результат работы будет зависеть от опыта и чуточки удачи. Первая же схема, собираемая на макетной плате, вероятнее всего получится не очень удачной. Но огорчаться не стоит – со временем качество соединений будет лишь расти.
Инструкция
1
Итак, целью работы по монтажу микросхемы в плату является выполнение равномерно хороших, качественных соединений. Эти работы можно разбить на несколько шагов.
2
Первым делом одновременно подведите припой и жало уже прогретого паяльника к месту, где вам необходимо создать соединение. Учтите, что жало паяльника должно соприкасаться как с обрабатываемым выводом, так и с самой платой.
3
Не меняйте положения жала паяльника, пока все место контакта равномерно не покроется припоем. Это может продолжаться примерно от полсекунды до секунды – этого времени вполне хватает для достаточного нагрева места пайки.
4
Теперь вам необходимо обвести жало паяльника вокруг обрабатываемого контакта по полукругу, вместе с тем перемещая во встречном направлении припой. Точно так же нанесите на место пайки еще примерно 1 мм припоя. К этому времени место пайки будет нагрето настолько, что под воздействием сил поверхностного натяжения расплавившийся припой равномерно распределится по всей контактной площадке.
5
Теперь, когда вы нанесли на место пайки достаточное количество припоя, можно отводить от спаиваемого участка проволоку припоя.
6
Последним шагом является быстрое отведение жала паяльника от спаиваемого места. В это время пока еже жидкий припой, покрытый тоненьким слоем флюса, приобретает свою окончательную форму, застывая.
Видео по теме
Полезный совет
Если жало паяльника нагрето до оптимальной температуры, весь процесс едва ли будет занимать более 1 секунды. Оттачивайте свое мастерство, тренируйтесь спаивать детали, и в конечном итоге ваши движения станут четкими, а соединения – качественными и похожими друг на друга.

Совет 4: Как паять медь

Умение паять — далеко не самое последнее дело, которое должен уметь выполнять каждый мужчина. Эти навыки могут пригодиться в быту при соединении проводов и деталей электросхем или ремонте радиатора автомобиля, и в производстве — при монтаже медных трубопроводов.

Почему медь легко паять

Медь — это металл, легко поддающийся пайке. Поверхность медных изделий легко очистить от окислов и загрязнений без использования агрессивных веществ. Целый ряд легкоплавких и доступных металлов и сплавов имеют с медью отличную адгезию (сцепление поверхностей). При пайке меди не требуются дорогие и сложные флюсы, т.к. этот металл слабо взаимодействует с кислородом воздуха при нагревании.

Эти свойства меди позволяют легко выполнить пайку в различных средах с использованием многочисленных видов припоев и флюсов.

Для пайки деталей используются электрические паяльники или паяльные станции различной мощности: чем больше масса и объем детали, тем выше должна быть мощность паяльника. Для обучения лучше использовать недорогой паяльник мощностью 25-50 Вт.

Что такое припой и флюс

Припой — легкоплавкий металл для пайки. В качестве припоя чаще всего применяется олово. Олово в чистом виде — сравнительно дорогой металл, его используют для лужения и пайки посуды для хранения и приготовления пищи. Для пайки проводов и электросхем используется оловянно-свинцовый припой.

Флюс — это вспомогательное вещество, используемое для предотвращения окисления подготовленных к пайке поверхностей. Без флюса припой не пристанет к медной поверхности. В качестве флюса чаще всего используют канифоль.

Дополнительные принадлежности

Для пайки могут понадобиться:

- подставка для паяльника;
- бокорезы;
- плоскогубцы;
- пинцет;
- канцелярский нож;
- тиски;
- оловоотсос или медная оплетка.

Процесс пайки

1. Зачистите место пайки до блеска и залудите.

2. Окуните жало паяльника в канифоль, предварительно набрав на него немного припоя. Канифоль при этом расплавляется.

3. Плотно прижмите соединяемые части друг к другу.

4. Приложите к месту их соединения паяльник с припоем на конце жала.

5. Проведите жалом паяльника по детали или проводу. Делать это надо быстро, чтобы канифоль на жале не выгорела.

6. Место пайки прогревается, канифоль при плавлении покрывает поверхность детали, и припой, растекаясь, заполнит зазор между деталями.

7. Удалите излишек припоя паяльником, оловоотсосом или оплеткой.

При правильном выполнении всех операций припой равномерно растечется, затвердеет и скрепит детали.

Если при затвердевании припоя спаянные детали сдвигались с места, пайка будет непрочной.

Умение паять, тем более хорошо паять медь, дается не сразу, здесь необходима настойчивость и определенная практика.
Источники:
  • Процесс пайки

Совет 5: Как паять мормышки

Рыбалка - это не только прекрасное времяпрепровождение, но и увлекательное хобби, спорт. Часто бывают случаи, когда помимо потери улова уплывает и мормышка. Средняя цена этой рыболовной снасти 20 – 500 рублей. Но зачем тратить деньги, если мормышку можно сделать в домашних условиях.
Вам понадобится
  • - тонкая латунная или медная жестянка,
  • - ножницы,
  • -пинцет,
  • -спичечный коробок,
  • - плоскогубцы, - кусачки, - надфиль,
  • - паяльник на 40 ватт,
  • - нихромовая проволока (ее можно получить, разобрав старый 50 ватный резистор на 24 Ома),
  • - материалы для пайки: паяльная кислота (флюс), припой, канифоль, кусочки олова и графитовая смазка.
Инструкция
1
«Накусайте» с помощью плоскогубцев или кусачек мелкие кусочки припоя, так как такие небольшие куски удобнее при производстве напаивания к самому телу мормышек - кусочки лучше прилипают к паяльнику и быстрее плавятся, чем если бы брать припой паяльником с цельного куска.
2
Вырежьте из жестянки при помощи кусачек заготовку, напоминающею по форме будущую мормышку. Мормышку (а значит, и заготовку для нее) можно сделать любого нужного вам размера.
3
Проделайте в получившейся заготовке иголкой отверстие примерно посередине.
4
Обработайте тупой край крючка паяльной кислотой (флюсом) и облудите его подготовленным заранее паяльником.
5
Зажмите острый край крючка пинцетом.
6
Положите заготовку на спичечный коробок (заранее утяжеленный мелкими болтиками и гайками) таким образом, чтобы края, получившиеся при проделывании отверстия (шаг 2), были бы внутри мормышки. Спичечный коробок нужно положить под небольшим наклоном, чтобы расплавленное горячее олово больше бы стекало к толстому концу мормышки. То есть, если коробок будет лежать прямо, то олово равномерно распределится по поверхности, а этого совсем не нужно.
7
Обработайте нихромовую проволоку графитовой смазкой (это нужно для того, чтобы во время пайки наше отверстие не исчезло) и вставьте ее в отверстие. Этой же проволокой проткните коробок, чтобы закрепить на нем будущую мормышку.
8
Смажьте флюсом заготовку и облудите с помощью паяльника.
9
Прижмите крючок пинцетом к латуневой заготовке.
10
Припаяйте крючок к будущей мормышке при помощи паяльника и кусочков олова.
11
Извлеките нихромовую проволоку из нашей мормышки при помощи плоскогубцев - в мормышке образовалось отверстие.
12
Обработайте надфилем поверхность и острые кромки мормышки. Если отверстие для лески мало, то его можно увеличить при помощи буравчика.
13
Оснастите при желании мормышку бисером или цветными бусинами для лучшего будущего улова.
Видео по теме

Совет 6: Как нужно паять

Умение паять может пригодиться в самых разных ситуациях, начиная от ремонта радиоэлектронной аппаратуры и заканчивая необходимостью запаять потекший автомобильный радиатор. Знание правильной технологии позволяет выполнять пайку с высокой степенью надежности.
Вам понадобится
  • - паяльник;
  • - припой;
  • - флюс.
Инструкция
1
В подавляющем большинстве случаев пайка связана с ремонтом или сборкой радиоэлектронных устройств. Чтобы не повредить электронные компоненты, правильно выберите мощность паяльника, она должна составлять от 25 до 60 Вт. Чем мельче и чувствительнее к перегреву элементы, тем более слабым должен быть паяльник. Например, для пайки микросхем следует использовать самый слабый прибор. Для пайки выводов трансформаторов и других массивных элементов подойдет более мощный.
2
Чтобы пайка получилась качественной, соблюдайте следующие правила. Прежде всего, подготовьте место пайки и выводы элементов, их надо зачистить и залудить – то есть покрыть тонким слоем припоя. Для пайки вам понадобится флюс, применяйте канифоль или ее спиртовой раствор. В последнем случае удобно использовать флакон с кисточкой из-под лака для ногтей.
3
Перед началом пайки подготовьте жало паяльника. Его кончик должен быть покрыт ровным слоем припоя. Если жало черное, выгоревшее, аккуратно зачистите его надфилем, потом опустите в канифоль и тут же залудите. Паять неподготовленным паяльником трудно, он не держит припой.
4
Следите за тем, чтобы пайка не была «холодной», то есть выполненной плохо прогретым паяльником. При такой пайке припой не жидкий, а комковатый, место соединения не заливается им, а замазывается. Цвет паяного таким способом соединения тусклый, серый. Подобная пайка очень ненадежна и не обеспечивает нужного контакта.
5
Если вы впаиваете в плату радиодеталь, то при правильной технологии припой должен полностью облегать ножку детали и захватывать всю контактную площадку вокруг нее. Цвет застывшего припоя в этом случае серебристый, яркий. Такая пайка очень надежна.
6
Самостоятельно собирая электронное устройство, привыкайте делать все очень аккуратно и красиво. Красота является залогом надежной работы изделия. Если устройство сляпано кое-как, монтаж очень небрежный, провода проведены совершенно беспорядочно, ожидать хорошей работы от такого изделия не приходится. Сэкономив время на монтаже, вы позже потратите его гораздо больше на поиск причин неработоспособности собранного устройства. И наоборот, если все сделано аккуратно и красиво, устройство обычно начинает работать безо всякой наладки.
7
Иногда возникает необходимость пайки металлических или стальных деталей. Канифоль в этом случае не подойдет, необходимо использовать специальные магазинные флюсы для пайки металлических элементов. Как вариант, вы можете воспользоваться таблеткой обычного аспирина. Работайте в хорошо проветриваемом помещении, так как дым от аспирина очень едкий (не вдыхайте его). Помните о том, что аспирином нельзя паять электронные компоненты.
8
В качестве флюса для пайки железа вы также можете использовать соляную кислоту с брошенным в нее кусочком цинка. Можно использовать цинк от корпуса старой батарейки. На небольшой флакон объемом примерно 50 мл потребуется третья часть корпуса батарейки – просто порежьте пластинку цинка ножницами, положите обрезки во флакон и оставьте примерно на сутки. Флюс на место пайки наносите кисточкой.
Видео по теме

Совет 7: Как паять латунь

Работать с металлами приходится не только рабочим на производстве, но и обычным людям в домашних условиях или в собственных мастерских. Мастера, изготавливая самые разные вещи – от украшений до технических приспособлений – часто пользуются пайкой, соединяя провода и металлические детали, и нередко они сталкиваются с необходимостью паять детали из латуни.
Вам понадобится
  • - газовая горелка,
  • - графитовый тигель,
  • - серебро,
  • - медь,
  • - борная кислота,
  • - бура,
  • - основание из асбеста.
Инструкция
1
Привычная всем оловянная пайка не подходит для латуни – она оставляет заметный след, а также отличается слабой прочностью. В пайке латуни стоит использовать другой, более надежный способ. Для того чтобы спаять латунные детали, вам потребуется газовая горелка, а также графитовый тигель, серебро, медь, борная кислота, бура и основание из асбеста.
2
Припой для латуни изготовьте из одной части меди и двух частей серебра, перемешав и сплавив их вместе на газовой горелке в графитовом тигеле. Тигель опустите в холодную воду и извлеките расплавленный и застывший припой. Расплющите его и нарежьте или наточите из припоя стружку, используя крупный напильник.
3
Из двадцати грамм порошка буры и двадцати грамм борной кислоты изготовьте флюс, залив смесь порошка 250 мл воды.
4
Латунные детали, которые вы хотите спаять, положите на асбестовое основание и смочите флюсом из борной кислоты и буры. Затем посыпьте соединение деталей кусочками припоя, которые вы наточили заранее, после чего начинайте аккуратно нагревать соединение газовой горелкой.
5
Постепенно доведите температуру нагрева до семисот градусов. Следите за температурным режимом горелки – нельзя перегревать латунь, чтобы не испортить детали. Если вы паяете крупные и массивные детали, грейте их постепенно; если же детали мелкие и тонкие, помните, что они нагреваются очень быстро. Такой метод пайки более сложен, нежели обычная пайка оловом, однако он отличается повышенной прочностью и соединением с латунными деталями.

Совет 8: Как паять сталь

Пайка металлов получила широкое распространение в электронике, радиотехнике и в инструментальном деле. При пайке деталей в большинстве случаев используют свинцово-оловянные припои. Но они годятся, в основном, для соединения деталей из меди. Если вы хотите создать неразъемное соединение стальных изделий, вам понадобится вначале приготовить специальный тугоплавкий припой.
Вам понадобится
  • - медь;
  • - цинк;
  • - кремний;
  • - никель;
  • - графитовый тигель;
  • - древесный уголь;
  • - газовая горелка;
  • - мощный паяльник (паяльная станция).
Инструкция
1
Чтобы приготовить первый вид тугоплавкого припоя, приготовьте графитовый тигель, древесный уголь, цинк и медь. Поместите в емкость в весовом соотношении 45% меди и 55% цинка. Расплавьте состав под слоем древесного угля. Для увеличения текучести припоя можно добавить 0,3% кремния. Сразу после расплавления смесь перемешайте и разлейте в небольшие формы. Такой припой пригоден для пайки стали в диапазоне температур 850-880 градусов.
2
Если вам нужна более высокая температура, потребуется несколько изменить процентное содержание компонентов сплава. Описанным способом расплавьте и смешайте 60% меди и 40% цинка. Такой состав будет иметь желтоватый цвет.
3
Для приготовления припоя с чистым белым цветом возьмите 15% никеля, 25% цинка и 60% меди. Поместите металлы в тигель, засыпьте древесным углем и расплавьте для получения однородной массы. Не забудьте перемешать приготовленный состав после приготовления.
4
В качестве флюса при пайке стали используйте преобразователь ржавчины, который можно приобрести в магазинах автозапчастей. Он содержит хлористый цинк и ортофосфорную кислоту. Применяется флюс для обработки соединяемых поверхностей с обязательной промывкой мыльным раствором.
5
Для пайки достаточно массивных стальных деталей важно их предварительно разогреть. Используйте для этого небольшую газовую горелку, а после того как металл нагреется, поддерживайте необходимую температуру паяльником.
6
В остальном технология пайки стальных изделий не отличается от соединения других материалов. Детали, подлежащие пайке, предварительно очистите от загрязнений и ржавчины и обработайте растворителем.
7
Правильно подготовьте жало паяльника. Для этого аккуратно зачистите его наждачной бумагой до чистой меди. Затем натрите жало кусочком алюминия, чтобы оно дольше не обгорало. Желательно, чтобы паяльник имел встроенный регулятор температуры. В самом идеальном случае для пайки стальных деталей желательно использовать паяльную станцию.

Совет 9: Как паять вольфрам

Изделия из вольфрама отличаются высокой прочностью, поэтому он находит широкое применение в ракетостроении, электроламповой и радиотехнической промышленности. Металл применяется как в чистом виде, так и в виде сплавов. Хрупкость и тугоплавкость вольфрама делают его обработку достаточно трудоемкой. Поэтому для пайки этого металла применяют различные хитрости.
Инструкция
1
Пайку вольфрама производите при температуре ниже температуры его рекристаллизации, которая составляет 1450 градусов. Выше указанной температуры прочность металла снижается. Проще поддаются пайке изделия из вольфрама в сочетании с этим же металлом; соединение его с другими материалами затруднено из-за разницы в коэффициентах линейного расширения.
2
Перед пайкой тщательно очистите поверхность вольфрамовых изделий механическими средствами или путем травления во фтористоводородной или азотной кислоте. При отсутствии кислоты используйте горячий раствор едкого натра. Очищенный металл протрите спиртом или промойте горячей водой.
3
Для получения максимальной чистоты и плотности шва пайку ведите в вакууме. Подойдут и другие защитные и восстановительные среды, но при этом требуется предварительно покрыть вольфрам никелем или медью гальваническим методом; это улучшит смачивание металла расплавленным припоем.
4
Для высокотемпературной плавки вольфрама используйте в качестве припоя медь, никель или золото, а также их сплавы. Пайку производите при максимальных скоростях нагрева с максимальной выдержкой при пайке.
5
Если условия позволяют, примените наиболее перспективный способ пайки вольфрама, который заключается в сочетании ее с диффузионной обработкой. При этом происходят диффузия, растворение и испарение отдельных компонентов расплава. Диффузионная пайка делает шов менее хрупким и уменьшает толщину припоя в зазоре.
6
Для капиллярной пайки вольфрама в вакууме или аргоне используйте припои на основе серебра, никеля или железа в порошкообразном виде. Соединения вольфрамовых изделий, выполненные при помощи пайки чистым железом, могут надежно работать при температуре 900 градусов. Особое внимание здесь также следует уделить качественной подготовке поверхности и удалению с нее окислов.
Видео по теме
Полезный совет
Дополнительный источник:
«Металлургия редких металлов», А.Н. Зеликман, Б.Г. Коршунов, 1991.
Источники:
  • изделия из вольфрама
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше