Инструкция
1
Для авторов-реалистов «смерть» всегда понимается буквально. Прекрасным примером тому может послужить Э. Хэммингуэй со своим, ставшим классикой, романом «По ком звонит колокол». Вряд ли вы найдете в книге скрытые смыслы и глубокий подтекст – свою мысль автор держит на поверхности, высказывает прямым текстом. Аналогично он поступает и с лексикой героев: партизанам не до философских рассуждений, поэтому, говоря, что персонаж убит, они имеют ввиду именно это.
2
Во многих лирических произведениях «смерть» становится символом. Если мы вспомним роман Фаулза «Коллекционер», то встретим совершенно иную картину, нежели у реалистов. Повествование наполнено мыслями, которые не были бы так интересны, говори автор их прямо. Собственно, и финал произведения является некой метафорой: смерть главной героини вовсе не элемент триллера и не нагнетание ужаса, это – неизбежное развитие событий для всего, что олицетворяет собой девушка. Она здесь – символ всего возвышенного и духовного,а ее смерть означает и смерть любого искусства в руках «плоских» людей.
3
Часто смерть можно понимать как «предание собственных идеалов», «деградацию». Так, например, в повседневной речи можно сказать: «НТВ умер как телеканал». Если перефразировать, то получится: «НТВ раньше был прекрасным телеканалом, однако сейчас он стал намного хуже». Собственно, это одна из тех метафор, которые легко использует в будничной жизни каждый школьник.
4
«Умереть» также может пониматься как «морально себя изжить». Смысл недалек от «деградации», но существует весомое отличие. Здесь речь идет не о том, что предмет стал хуже или лучше – суть в абсолютной невостребованности. Например: «С приходом электричества масляные лампы умерли». Т.е. лампы оказались не нужны из-за того, что они были заменены более удобными аналогами.