Совет 1: Как рассчитать коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Актив баланса представлен текущими и внеоборотными активами. Текущие активы - средства, предоставленные для краткосрочного пользования. Эти активы называются оборотными, т.к. находятся в постоянном обороте, изменяя при этом свою форму. Основным показателем, характеризующим оборотные средства, является коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами. Он показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств организации.
Вам понадобится
  • бухгалтерский баланс анализируемого предприятия (форма №1).
Инструкция
1
Вычислите наличие собственных оборотных средств (СОС) путем деления суммы собственного капитала (раздел 3 баланса "Капитал и резервы") и стоимостью внеоборотных активов (раздел 1 баланса):
СОС=СК/ВА.
2
Вычислите коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами (Коб.сос.) по формуле:
Коб.сос=СОС/Об.С.
Нормативное значение коэффициента СОС должно быть не менее 0,1. Увеличение этого показателя по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии деятельности предприятия.
3
Вычислите коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами (Коб.мз) по формуле:
Коб.мз.=СОС/МЗ.
Данный коэффициент показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными источниками и его рекомендуемое значение не менее 0,5.
4
Вычислите коэффициент маневренности собственного капитала (Км.ск) по формуле:
Км.ск=СОС/СК.
Данный коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства. Высокое значение данного показателя положительно характеризует финансовое состояние предприятия. Рекомендуемые критерии 0,5-0,6. Коэффициент маневренности может иметь и отрицательное значение, если весь собственный капитал вложен в основные фонды.
5
Вычислите коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Км.сос). Данный коэффициент характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, имеющих абсолютную ликвидность.
Км.сос.=ДС/СОС.
Рост данного показателя рассматривается как положительная тенденция. Значение показателя устанавливается организацией самостоятельно и зависит от того, насколько высока ежедневная потребность у него в свободных денежных средствах.

Совет 2: Как рассчитать собственные оборотные средства

Собственные оборотные средства предприятия – это те средства, которые были вложены в текущие активы компании. Это предметы труда и сырье, готовая продукция на складах компании, а также денежные средства. Для расчета собственных оборотных средств можно воспользоваться несколькими способами.
Инструкция
1
Расчет по данным баланса – самый простой, быстрый и удобный. В официальных подсчетах используется формула, прописанная в официальном документе - Методических положениях по оценке финансового состояния организации. По этой формуле для подсчета собственных оборотных средств предприятия необходимо из суммы раздела III баланса вычесть сумму раздела I. Для того, что посчитать собственные оборотные средства компании более практично, прибавьте к сумме собственных средств долгосрочные кредиты и займы. Дело в том, что долгосрочные заемные средства используются традиционно на приобретение основных средств, поэтому вы вполне можете учитывать их в собственных оборотных средствах.
2
Расчет по математическим формулам не намного сложнее. Таких формул существует несколько, и каждая из них позволяет посчитать собственные оборотные средства (СОС). Для того, чтобы определить СОС, отнимите от суммы их источников внеоборотные активы. Также вы можете рассчитать собственные оборотные средства по формуле с учетом долгосрочных займов. Просуммируйте собственные и долгосрочные заемные средства, а затем отнимите от получившейся величины внеоборотные активы. Наконец, при использовании третьего варианта возьмите величину оборотных активов и отнимите от нее величину краткосрочной задолженности.
3
Несмотря на то, что точное значение всех математических выражений для подсчета СОС отличается по смыслу и по содержанию, эти отличия довольно тонкие, и имеют большее значение в науке финансового анализа, а не для практического применения. Поэтому все варианты подсчетов дадут правильную оценку величине собственных оборотных средств. Главное, определяя динамику, произошедшую за последние 2-3 года деятельности предприятия, оценивайте величину собственных оборотных активов одним и тем же способом.
4
Для оценки же достаточности оборотных средств на предприятии, рассчитайте коэффициенты финансовой устойчивости, которые также могут считаться как по данным баланса, так и по соответствующим формулам.

Совет 3: Как рассчитать коэффициент текущей ликвидности

Под ликвидностью понимается способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости. Ликвидность обеспечивает своевременное покрытие краткосрочных обязательств текущими активами. Текущую ликвидность можно определить сопоставлением наиболее ликвидных средств и быстрореализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами.
Вам понадобится
  • Калькулятор, бухгалтерский баланс анализируемого предприятия (форма №1)
Инструкция
1
Найдите коэффициент текущей ликвидности - Ктл, который исчисляется отношением всех текущих активов к краткосрочным обязательствам по формуле:Ктл=(Д+ЦБ+ДЗ+МЗ)/КО,
где Д - денежные средства в кассе и на счетах в банке;
ЦБ - ценные бумаги (краткосрочные финансовые вложения);
ДЗ - дебиторская задолженность;
МЗ - материальные запасы;
КО - краткосрочные обязательства (кредиты, займы и кредиторская задолженность).Или по формуле:Ктл=ТА/КО,где ТА - текущие активы (2-ой раздел баланса).
2
По результатам вычисления установите нормативное значение данного показателя, которое должно быть не меньше 2-х.
Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности предприятия при условии не только погашения дебиторской задолженности, но и при продаже в случае необходимости материальных оборотных средств.
3
Если структура баланса по результатам вычисления удовлетворительна, то в этом случае расчитайте коэффициент утраты платежеспособности на ближайшие три месяца по формуле:Ктл на конец года + 3/12*(Ктл на конец года - Ктл на начало года)/2,где Ктл - коэффициент текущей ликвидности;
3 - квартал (3 месяца);
12 - год (12 месяцев).
Нормативное значение должно быть не менее 1.
Обратите внимание
Коэффициент текущей ликвидности определяется из соображения, что ликвидных средств у предприятия должно быть достаточно для выполнения краткосрочных обязательств.
Расчеты необходимо производить по состоянию на начало и конец года для установления нормативного значения.
Полезный совет
Для погашения задолженности из состава оборотных средств реально можно использовать только готовую продукцию, дебиторскую задолженность, излишки запасов, денежные средства, финансовые вложения.
Источники:
  • коэффициент текущей ликвидности нормативное значение

Совет 4: Как рассчитать коэффициент абсолютной ликвидности

Абсолютная ликвидность предприятия подсчитывается на основе данных из бухгалтерского баланса и показывает способность компании к досрочному погашению кредиторской задолженности.
Вам понадобится
  • - бухгалтерский баланс предприятия.
Инструкция
1
Коэффициент абсолютной ликвидности - финансовый показатель, математически равный отношению объема наличных денег в кассе или приравненных к ним других активов (денежных средств на расчетных счетах в банках и краткосрочных денежных вложений) к объему текущих пассивов. Текущие пассивы (или краткосрочные обязательства) - это краткосрочные пассивы за вычетом доходов будущего периода и прогнозируемых расходов. К текущим пассивам можно отнести ссуды, которые могут быть погашены в течение ближайшего года, неоплаченные требования (например, поставщикам или в бюджет) и другие обязательства компании.
2
Это важный показатель финансовой стабильности компании или фирмы, поскольку денежные средства и аналогичные им оборотные активы обладают высокой ликвидностью.
Формула для подсчета коэффициента выглядит так:
К_абсл = (ДС + КВ)/ТП, где ДС - денежные средства, КВ - краткосрочные денежные вложения, ТП - текущие пассивы.
3
С точки зрения расположения исходных данных в бухгалтерском балансе (Форма 1) компании формула выглядит следующим образом:
К_абсл = (Строки250 + 260)/(Строки690 - 650 - 640).
4
Считается, что значение показателя абсолютной ликвидности находится в пределах нормы, если оно превышает 0,2, т.е. потенциально компания каждый день может погасить 20% срочных обязательств за счет высоколиквидных активов. Соответственно, чем выше этот коэффициент, тем выше абсолютная ликвидность предприятия. Но с другой стороны, если показатель слишком велик, это может означать, что капитал структурирован нерационально и очень велик процент неработающих активов (средств на расчетных счетах или в наличности).
Полезный совет
Коэффициент абсолютной ликвидности можно просчитать в специальной бухгалтерской программе, например, от производителя 1С.
Источники:
  • высокий коэффициент абсолютной ликвидности

Совет 5: Как рассчитать коэффициент маневренности

О финансовой устойчивости предприятия можно сделать вывод, зная о степени его зависимости от заемных средств, о возможности маневрировать собственным капиталом. Эта информация важна для собственников компании, ее инвесторов, а также контрагентов (покупателей готовой продукции и поставщиков сырья).
Инструкция
1
При анализе финансовой устойчивости вы можете рассчитать коэффициент маневренности собственного капитала. Он характеризует долю источников собственных средств предприятия, находящихся в мобильной форме. Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного оборотного капитала занята в обороте, а какая капитализирована. При этом оборотным капиталом, находящимся в мобильной форме, предприятие может свободно маневрировать.
2
Для расчета коэффициента маневренности используйте следующую формулу:
Км = СОС/СК, где
СОС – собственные оборотные средства;
СК – собственный капитал.
Иными словами, коэффициент маневренности представляет собой отношение собственного оборотного капитала предприятия к собственным источникам финансирования его деятельности. Рекомендуемое значение для данного показателя - 0,5 и выше. Его величина зависит от вида деятельности предприятия. В фондоемких производствах его нормальный уровень, как правило, ниже, чем в материалоемких.
3
Величину собственного капитала вы можете увидеть в III разделе пассива бухгалтерского баланса. Что касается объема собственных оборотных средств, то это расчетная величина. Ее вы можете найти одним из следующихспособов:
1) СОС = СК – ВА, где
СК – собственный капитал предприятия;
ВА – внеоборотные активы.
2) СОС = ОА – КО, где
ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства предприятия.
Данный показатель характеризует долю собственного капитала, которая направляется на финансирование его текущей деятельности (формирование текущих активов).
4
Вы должны учитывать, что в динамике коэффициент маневренности должен увеличиваться. Однако его резкий рост не является свидетельством нормального развития предприятия. Это связано с тем, что повышение данного коэффициента возможно при росте собственного оборотного капитала или при снижении собственных источников предприятия. А значит, резкое увеличение данного показателя автоматически вызовет уменьшение других, например, коэффициента автономии, что свидетельствует об усилении зависимости предприятия от кредиторов.

Совет 6: Как определить обеспеченность оборотными средствами

Обеспеченность предприятия оборотными средствами характеризует скорость обращения средств, вложенных в его текущие активы. Ее показатели позволяют установить, достаточно ли у организации запасов, денежных средств и прочих активов, чтобы осуществлять эффективную деятельность.
Вам понадобится
  • - бухгалтерский баланс (форма №1);
  • - отчет о прибылях и убытках (форма №2).
Инструкция
1
Оценка финансового состояния предприятия и отдельных его аспектов базируется на анализе бухгалтерской отчетности. Она служит основой для расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, отражающих текущее положение дел и тенденции изменения в лучшую или худшую стороны.
2
Для определения обеспеченности предприятия оборотными средствами рассчитайте ее общий коэффициент: разделите общую сумму оборотных активов, представленную в строке 1200 формы №1 бухгалтерского баланса, на среднемесячную выручку, которая вычисляется делением показателя строки 2110 отчета о прибылях и убытках (форма №2) на количество месяцев с начала года.
3
Отслеживайте коэффициент обеспеченности в динамике: его уменьшение может обозначать неверную управленческую политику и необходимость в привлечении дополнительных финансовых ресурсов в виде займов и кредитов. В дальнейшем это может привести к снижению платежеспособности предприятия.
4
Для того чтобы верно оценить обеспеченность предприятия оборотными средствами, необходимо также учитывать аналогичные коэффициенты оборотных активов в производстве и расчетах, значения которых отражают структуру текущих активов организации.
5
Оборотные средства в производстве – балансовая стоимость запасов предприятия, указанная в строке 1210 формы №1. Чтобы рассчитать коэффициент, разделите значение строки 1210 на среднемесячную выручку. Полученный результат характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации.
6
Коэффициент оборотных средств в расчетах определяется как отношение общей стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Вычислите его по формуле: К = (стр.1200-стр.1210)/(стр.2110/n), где n – количество месяцев с начала года.
7
Величина оборотных средств в расчетах показывает скорость обращения текущих активов и средние сроки вывода их из оборота. Кроме того, она отражает ликвидность продукции, взаимоотношения с покупателями товаров, эффективность политики руководства в части получения оплаты за реализованную продукцию, в том числе в кредит. На основании этого коэффициента можно прогнозировать возникновение сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности.

Совет 7: Как рассчитать собственный оборотный капитал

Показатель собственного оборотного капитала влияет на фактор финансирования текущей деятельности и определяет необходимость в привлечении заемных средств.
Инструкция
1
Найдите величину собственного капитала предприятия по данным бухгалтерского баланса по форме №1. Для этого необходимо взять значение итога по разделу 3 «Капитал и резервы», которое находится в строке 490, и прибавить к нему доходы будущих периодов (строка 640) и резервы предстоящих расходов (строка 650).
2
Определите величину внеоборотных активов предприятия, которая соответствует итогу по разделу 1 «Внеоборотные активы», записанному в строке 190.
3
Рассчитайте собственный оборотный капитал, который равен разнице между собственным капиталом и внеоборотными активами фирмы. Если предприятие обладает долгосрочными заемными средствами, то данные обязательства также прибавляются к полученной величине.
4
Вычислите величину собственного оборотного капитала как разницу оборотных активов и краткосрочных обязательств организации, если только они являются источником формирования оборотных средств организации. В этом случае также необходимо обратиться к бухгалтерскому балансу по форме №1 и вычесть из строки 290 «Итого по разделу 2» значение строки 690 «Итого по разделу 5».
5
Проанализируйте полученную величину собственного оборотного капитала предприятия. Определите коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, который равен отношению собственного оборотного капитала к оборотным активам предприятия. Если полученная величина ниже 0,1, то это значит, что деятельность предприятия основывается на формировании оборотных средств из заемных источников. В этом случае необходимо пересмотреть политику фирмы, поскольку показатель говорит о финансовой неустойчивости организации.
6
Оцените достаточность собственных оборотных средств и определите зависимость предприятия от привлеченных источников для формирования оборотных активов. Для этого рассчитывается коэффициент финансовой устойчивости, который равен отношению собственного капитала к валюте баланса.
Источники:
  • как рассчитать оборотные активы
Обратите внимание
Состояние оборотных средств предприятия характеризуют несколько показателей: коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами (Коб.сос.), коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами (Коб.мз), коэффициент маневренности собственного капитала (Км.ск), коэффициент маневренности собственных оборотных средств (Км.сос).
Полезный совет
Показатели необходимо расчитывать на начало и конец года для выявления изменений положительных или отрицательных для организации.
Источники:
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше