Совет 1: Как обращаться к статскому советнику

Статский советник - это гражданский (статский) чин 5-го класса, занесенный в «Табель о рангах», действовавший на территории Российского государства до 1917 года. Чин статского советника в России соответствовал таким высокопоставленным должностям, как вице-директор департамента, вице-губернатор, председателя казенной палаты и чину бригадира армии или капитан-командора флота. Как было принято правильно обращаться к статскому советнику?
Инструкция
1
Петром I был утвержден закон «О порядке государственной службы в Российской империи» от 24 января 1722 года. Ранее, в 1719 году, был подписан документ «Табель о рангах», описывающий чины по старшинству. В основе «Табели о рангах» лежали аналогичные акты западноевропейских стран, а также при создании закона обязательно принимались во внимание существовавшие в то время чины. «Табель о рангах» был реформаторским документом, поскольку давал шанс талантливым людям низших сословий своими заслугами повысить собственный ранг в обществе.
2
«Табель о рангах» – это сводная таблица, наглядно проводящая параллели между военными и придворными должностями с разделением на ранги. Определялось 14 рангов. Статскому (иди гражданскому) советнику отводилось в «Табели» 5-ое место. Напротив него указывались военные чины бригадира, капитан-командора, премьер-майора, штер-кригскомиссара и придворные чины церемониймейстера и камер-юнкера. Высшая группа чиновничества (с 1-го по 5-й класс), которую замыкал статский советник, объединяла все высокопоставленную номенклатуру - она-то и определяла курс политики Российской империи. Статские советники имели особые привилегии и солидные должностные оклады.
3
Обращаться к высшей номенклатуре следовало строго по рангу. Например, следовало говорить «Ваше высокопревосходительство» лицам, имевшим чин 1 и 2 класса, «Ваше превосходительство» - лицам с чинами 3 и 4 класса. К лицам, обладавшим чином 5-го класса, а именно к статским советником, предписывалось обращаться: «Ваше высокородие». Были принятые еще обращения «Ваше высокоблагородие» и «Ваше благородие» к лицам, дослужившимся до чинов 6-8 и 9-14 классов, соответственно.
4
Примечательно, титулование в обязательном порядке распространялось и на супруг титулованных и чиновничьих особ. Так, жену титулярного советника следовало называть ее благородием, а жену статского советника - ее высокородием.

Совет 2: Кто такой действительный статский советник

«Он был титулярный советник, она - генеральская дочь. Он робко в любви объяснился, она прогнала его прочь». А вот если бы он был действительный статский советник, она бы еще подумала.
В России существовала классификация военных должностей, а деятельность государственных чиновников не была регламентирована. С увеличением роста государственного аппарата появилась необходимость упорядочения должностных обязанностей, размеров окладов, иерархической структуры государственных служащих.

Петром I была разработан Генеральный регламент, одним из разделов которого стала система классификации государственных должностей. Документ был подписан 24 января 1722 года. Он стал называться «Табель о рангах»

Структура Табели о рангах

В документе XVII века слово «табель» употребляется в женском роде. Табель представляет собой таблицу, в которой отражены все действительные на тот период военные, гражданские и придворные должности. Военные должности подразделены еще и по родам войск на морские, сухопутные и артиллерийские.

Внутри каждой категории должности распределены по классам. Должности, относящиеся к одному классу, но разным категориям, имеют одинаковый статус. Всего выделено 14 классов.

К первому классу относятся только три категории: в сухопутных войсках – генерал-фельдмаршал, в морских войсках – генерал-адмирал, в категории статских – канцлер.

К последнему, четырнадцатому классу, относятся сухопутные прапорщики, морские шкиперы и множество гражданского люда, среди которого «асессоры в провинциальных судах, архивариус, бухгалтеры при коллегиях, почтмейстеры в Москве и прочих городах». Примечательно, что почтмейстеры в Санкт-Петербурге и Риге относились к более высокому - 13-му классу. Для каждого класса было предписано свое обращение. К представителям первого класса обращались «Ваше высокопревосходительство», представители последнего класса были «Вашими благородиями».

Табель несколько раз корректировался и просуществовал вплоть до 1917 года.

Действительный статский советник против титулярного советника

Действительный статский советник относился к 4-му классу. Штатская категория соответствовала воинскому званию генерал-лейтенанта, обращаться к нему следовало «Ваше превосходительство». Категория титулярный советник относилась к 9-му классу и соответствовала армейскому званию штабс-капитана. Титулярный советник мог рассчитывать только на получение личного дворянства. Обращались к нему «Ваше благородие».

Генерал, дочка которого отказала титулярному советнику, относился ко второму классу, был «Вашим высокопревосходительством», по штатской категории соответствовал чину тайного статского советника. Так что у действительного статского советника было тоже немного шансов получить расположение девицы.

Действительный статский советник мог занимать должность губернатора, градоначальника, директора департамента. Вступление в эту должность обеспечивало дворянство всем последующим поколениям потомственное дворянство.
Источники:
  • Подробно о Табеле о рангах
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше