Совет 1: Как читать стихи Маяковского

Владимир Маяковский – один из гигантов Серебряного века, автор многих поэм и детских стихотворений. Его не стало еще в первой половине прошлого столетия, но и сегодня его любят за бунтарство и нежную лирику, попадающую в цель, а строки его стихов все чаще кладутся на музыку.
Вам понадобится
  • аудио и видеозаписи выступлений Владимира Маяковского
Инструкция
1
Явление таланта этого человека невозможно описать словами. Он одним из первых перевернул классические представления о поэзии вверх ногами и был чрезвычайно этому рад. Многие из последующих поколений поэтов подобно ему опирались на отсутствие каких-либо норм, называя свои стихи «собственной поэтической формой». На протяжении уже нескольких десятилетий люди цитируют Маяковского, обличая социальные непорядки, а также читают друг другу в качестве признаний в любви. Так или иначе, интерес к поэзии и персоне Маяковского не утихает.
2
Чтобы интонация, а с ней и смысл были верно интерпретированы, чтение стихотворений Владимира Маяковского должно быть выдержано в определенной стилистике. Это один из тех авторов, которых необходимо читать вслух. Декламация любого его стиха должна сопровождаться логическим ударением и соответствующим эмоциональным настроем. Если вы уже выбрали стихотворение, прочтите его сначала про себя, потом и последующие разы вслух. Уясните смысл данных строк, поймайте экспрессивные нотки.
3
Начните читать текст, отрываясь от листа. Во время декламации соблюдайте пунктуацию и следуйте структурному построению стихотворения. Там, где строки выделены знаменитой «лесенкой Маяковского», выделяйте голосом их прерывистость, пульсацию. Найдите в интернете (или постарайтесь найти доступ к архивным материалам) аудио или видеозаписи выступлений самого Владимира Маяковского. Уже то, как он зычным голосом произносит знаменитое «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» заставляет поймать нужную интонацию.

Совет 2: Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»

Поэт Владимир Маяковский многими воспринимается как вдохновенный глашатай и певец революции. Но дореволюционный Маяковский – совершенно иной. Это тонкий, ранимый трагический поэт, пытающийся скрыть душевную боль за наигранной бравадой.

Маяковский и футуризм

До революции Маяковский был одним из основателей и активным участником объединения футуристов. Молодые, бунтующие против всех установленных правил, футуристы призывали бросить классиков русской литературы «с парохода современности». Разрушая старое, они создали новую – тоническую – систему стихосложения, основанную на чередовании ударных и неударных слогов. Стихи были полны эпатажа, они должны были звучать на площадях, бросая вызов сонным обывателям.

Таковы и многие из ранних произведений Маяковского, например, «Нате!» и «Вам!». Но есть среди них и стихотворение, которое отличается проникновенной лирической интонацией. «Послушайте!» - это не крик и не вызов, а пронзительная мольба. В ней звучит просьба к людям ненадолго забыть об идейных баталиях, остановиться и поднять глаза на звездное небо.

Система образов, сюжет и композиция стихотворения «Послушайте!»

Во многих поэтических произведениях звезда – это путеводный маяк в бескрайнем житейском море. Для Маяковского звезда является воплощением той высокой цели, к которой человек движется на протяжении всей своей жизни. Если не будет этой, хотя бы одной, звезды жизнь превратится в невыносимую «беззвездную муку».

Стихотворение написано от первого лица, благодаря чему лирический герой как будто сливается с самим автором. Однако здесь есть и другой – неопределенный персонаж, которого поэт называет просто «кто-то». Видимо, автор надеется на то, что еще существуют неравнодушные, поэтические натуры, способные вырваться из толпы обывателей и отправиться на прием к самому Богу.

Лирический сюжет живописует фантастическую картину: герой буквально врывается к Богу, опасаясь, что опоздал, плачет, целует его руку, пытаясь вымолить свою звезду. Образ Бога создается лишь при помощи одной детали. Читатель видит только его «жилистую руку». Но эта деталь сразу западает в душу. Поэт словно говорит читателю о том, что Бог не является праздным, он постоянно трудится на благо людей, быть может, зажигая те самые звезды.

Получив свою звезду, герой, по крайней мере, «наружно» успокаивается и находит единомышленника, которому теперь «не страшно». Маяковский противопоставляет своих героев, для которых звезды – это великолепные жемчужины, скучным обывателям, для которых они – всего лишь «плевочки».

Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции и завершается тем же вопросом, с которого началось. Однако теперь после вопросительного знака следует восклицательный, утверждающий, что существуют люди, для которых появление хотя бы одной звезды действительно необходимо.
Полезный совет
Читая Владимира Маяковского на публику, не стоит надевать желтый свитер, размахивать руками или хмурить лоб, подражая самому поэту. Иначе чтение стихов превратится в неумелую и жалкую пародию.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше