Совет 1: Как пересадить яблони

Любой садовод знает о том, что пересадка любого дерева – это всегда стресс для растения. Но бывают ситуации, когда это неизбежно: изменение планировки участка, ремонт сада, чрезмерное уплотненные посадки или сохранение старого сорта. Особенно жалко садоводу оставлять любимые яблоньки, если участок продается или меняется. Можно ли пересаживать взрослые яблони? Конечно, это делать можно, но следуя определенным правилам.
Вам понадобится
  • - садовый инструмент;
  • - матерчатые ленты и плотные веревки;
  • - рогожа или доски для корней;
  • - вода, посадочные колья, растяжки.
Инструкция
1
Перед пересадкой взрослого дерева несколько раз подумайте, так ли это необходимо. Не стоит пересаживать больные и слабые деревья (с повреждениями ствола и корней). Взрослые яблони можно пересаживать, если им менее 15 лет. Для карликовых подвоев этот срок чуть больше.
2
Подготовьте посадочные ямы на новом месте. Они должны быть в 1,5 раза больше земляного кома пересаживаемого дерева. Перекопайте землю, удалите все сорняки. Почву заправьте органикой и известкуйте, если кислотность ее высока. Заготовьте колья для поддержки пересаженных деревьев, на каждое не менее 3 шт.
3
Пересадку проводите лучше во время вегетационного покоя растения (ранней весной или осенью). В обоих случаях на дереве не должно быть листьев. Если пересаживаете яблоньку осенью, то необлетевшую листву удалите. Отметьте на штамбе мелом или краской стороны горизонта.
4
Повесьте на деревья или подновите этикетки с названием сорта, подвоя и возраста яблонь. Постарайтесь выкопать дерево с основными корнями и большим комом земли. Общий объем корневой системы должен быть при пересадке не меньше половины объема кроны. Землю с корней не стряхивайте. При выкопке и перевозке яблони, обвяжите ствол мягкой тканью, так вы не повредите кору штамба. Земляной ком упакуйте в рогожу, сетку или обшейте досками. Аккуратно пригните к стволу скелетные ветки.
5
Старайтесь без промедления посадить яблони на новые места. Помните, чем меньше будет промежуток времени между выкопкой и посадкой дерева, тем лучше оно приживется. Установите яблоню в прежнем отношении к сторонам горизонта. Земляной ком в посадочной яме расположите так, чтобы корневая шейка была чуть выше уровня земли. Засыпьте корни рыхлой плодородной почвой, не оставляя промежутков. Хорошо полейте. Привяжите дерево к кольям. Взрослые деревья с большим комом земли непременно осядут, поэтому через месяц подправьте яблоньки, досыпьте почву.
6
При пересадке большого дерева старайтесь соблюсти равновесие между надземной частью и корнями. Для этого нужно обрезать крону. С помощью секатора или пилы удалите все поломанные, неправильно растущие, переплетающиеся ветки. Разрядите крону яблони так, чтобы между ветками мог свободно пролететь воробей. Это создаст оптимальную освещенность для листьев в будущем вегетационном сезоне. Все раны замажьте садовым варом.

Совет 2: Как подстригать яблони

Яблоня — род листопадных деревьев с развесистой кроной высотой 2,5—15 м с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами. Размер плодов в зависимости от вида может быть с горошину или достигать 15 см в диаметре. Многие виды яблони выращивают в качестве декоративных растений в садах и парках, используют в полезащитном лесоразведении. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Вам понадобится
  • Для того чтобы подстричь яблони вам понадобится:
  • - садовая раскладная лестница (стремянка);
  • - садовая ножовка;
  • - секатор;
  • - масляная краска;
  • - кисть.
Инструкция
1
К определенному возрасту яблони сильно разрастаются. Ветви становятся длинными и начинают гнуться к земле при обильном плодоношении. За кроной яблонь нужен постоянный уход, ее нужно периодически, хотя бы раз в три года опиливать и постригать. Если у вас яблоня очень старая то ничего страшного, ее абсолютно реально можно превратить в молодую и плодоносящую. Ни в коем случае не вырубайте яблони, их возраст практически безграничен при надлежащем уходе. Для подстрижки яблони выберите осень, когда вы собрали с нее урожай, и она будет отдыхать на следующий год, так как яблони приносят плоды раз в 2 года. Итак, приступайте к формированию кроны. Посмотрите, какую крону вы хотите сделать яблоне – шарообразную или расположенную в определенной плоскости. Осмотритесь, наметьте какие ветви надо опиливать. Выберите самые толстые сучки, от которых отходят ветки толщиной около 5 сантиметров. Поставьте стремянку, поднимитесь наверх и начните стрижку.
2
Опилите ветви с одной стороны, потом опилите с другой стороны, так чтобы высота была приблизительно одинаковой. Нижние ветви, которые совсем опустились до земли необходимо удалить полностью. Теперь возьмите какую-нибудь краску, желательно масляную и прокрасьте каждую спиленную вами веточку на месте спила. Это необходимо сделать для того, чтобы весной, когда яблоня проснется после зимы и начнется сокодвижение, закрыть сосуды, расположенные в ветвях. Если ветви не прокрасить, то внутрь дерева могут проникнуть болезнетворные бактерии и микроорганизмы. Кроме того будет капать сок.
3
Мелкие сучки, толщиной до 1 см, подстригите секатором. Их можно не закрашивать краской, так как они маленькие и срез сам зарастет. На следующий год вы увидите, что яблоня начнет пускать огромное количество маленьких веточек в разных частях своих толстых ветвей и ее крона снова станет молодой и плодоносящей.
Видео по теме
Обратите внимание
При опиливании дерева будьте внимательны, берегите глаза!
Полезный совет
Спиленные ветви не выбрасывайте, порубите их на кусочки по 30 см - это отличные дрова для шашлыков!
Источники:
  • Формирование кроны яблони

Совет 3: Как выбрать сорт яблони для сада

Выбирая сорт яблони для своего сада, землевладельцы чаще всего руководствуются вкусовыми качествами плодов, способностью дерева ежегодно плодоносить и сохранять устойчивость к различным болезням. Однако при выборе яблони нельзя оставлять без внимания и такие факторы, как пригодность к выращиванию дерева в определенном регионе, скороплодность, морозостойкость и урожайность сорта.

Урожайность и размер

В современных плодовых садах встречаются колонновидные, карликовые, средне- и сильнорослые яблони. С одного сильнорослого дерева в среднем можно собрать 40-60 кг, с колонны – 5-6 кг, а с карлика – 10-15 кг плодов. Так, для семьи из 2-5 человек будет достаточно посадить три яблони сильнорослых или около пяти карликов. Отдавая предпочтение колонновидным сортам, приготовьтесь высадить около 10 деревьев. Можно сделать сад комбинированным и сочетать в нем яблони на разных типах подвоев.

Корневая система деревьев на карликовых подвоях располагается близко к поверхности, потому такие сорта хорошо высаживать на участках с близким залеганием грунтовых вод. За этими яблонями легко ухаживать, с них просто собирать урожай (без использования высоких стремянок и лестниц). Покупая их, обязательно нужно обратить внимание на зимостойкость и районированность сорта для вашего региона.

Время созревания

Чтобы есть свежие яблоки круглый год, придется высадить в саду как ранние (летние), так средние (осенние) и поздние (зимние) сорта. Из летних сортов, пригодных для выращивания в Центральном регионе России, стоит обратить внимание на Папировку (Белый налив), Орловим, Мантет, Аркадик, Диалог. Их плоды созревают в первой половине августа, и есть их можно сразу после сбора. Однако хранятся яблоки около 10-12 дней. Деревья рано вступают в плодоношение и очень хорошо плодоносят. Самыми зимостойкими из перечисленных сортов являются Аркадик и Диалог.

Сортами среднего срока созревания являются Штрейфлинг (Осеннее полосатое), Коричное новое, Брусничное, Жигулевское, Услада. Созревание приходится на конец августа. Плоды могут храниться 1-2 месяца. Сорта Коричное и Осеннее полосатое отличает от остальных сильный рост и позднее плодоношение (на восьмой год). Более скороплодными и устойчивыми к парше признаны сорта Брусничное, Президент, Орловское и другие.

Владельцам погребов или хранилищ можно высадить пару зимних деревьев. Среди них популярны: Уэлси, Богатырь, Марат Бусурин, Ветеран, Куликовское, Подарок Графскому, Болотовское, Орлик, Бефорест, Маяк Загорья. Яблоки этих сортов могут храниться до февраля-марта и даже дольше. Новые сорта Маяк загорья, Марат Бусурин, Болотовское обладают устойчивостью к грибным заболеваниям и высокой зимостойкостью.

Вкусовые качества

Все сорта яблок по вкусу можно разделить на плоды десертного вкуса (кисло-сладкие), плоды с преобладающей кислинкой и пресно-сладкие. Традиционно самыми любимыми признаны кисло-сладкие яблоки. Типичным примером служит сорт Мелба, плоды которого созревают в начале сентября. Можно отнести к кисло-сладким некоторые осенние сорта: Коричное новое, Коричное полосатое, Брусничное, Жигулевское, Услада.

Намного больше сахара, чем кислоты, в пресно-сладких яблоках. Такими сортами являются Медуница, Легенда, Конфетное. Они созревают летом и хранятся недолго, около трех недель.

Преобладание кислоты наблюдается у Антоновки: обыкновенная, каменичка, шестисотграммовая. Яблоки созревают в сентябре и хранятся до Нового года. Это урожайные и высокозимостойкие сорта, которым свойственна периодичность плодоношения.

Совет 4: Как пересадить взрослую яблоню

Иногда возникает необходимость пересадки взрослых плодовых деревьев на другое место. Из всех садовых крупномеров легче всего пересадку переносят яблони. Это дело нелегкое, но осуществимое.
Вам понадобится
  • - острая лопата и другой садовый инвентарь;
  • - мешковина или парусиновая ткань;
  • - толстая веревка;
  • - прочная полиэтиленовая пленка;
  • - деревянные колья;
  • - проволока;
  • - два помощника.
Инструкция
1
В одиночку с пересадкой не справиться. Но с двумя помощниками по определенной технологии взрослую яблоню пересадить можно. Лучше всего перемещение дерева выполнять ранней весной, пока не началось сокодвижение. Прежде всего, нужно позаботиться о кроне. Ветви необходимо подвязать и завернуть в старую мешковину. Это предохранит их от повреждения и освободит пространство для подъема. Но перед подвязыванием веток острой лопатой необходимо обвести на земле контур, равный в диаметре величине кроны. Это будет внутренний край, наружу от которого начинают выкапывать траншею, глубиной и шириной 35 см. Все выступающие корни необходимо отсечь.
2
После этого под кромку корневого кома по всей окружности втыкают лопату глубже, под углом 45°. Глубина выкапываемого корневого кома – около 80 см. Больше ком делать не рекомендуется, поскольку с ним неудобно будет обращаться при перемещении. После того как яблоня выкопана, ее аккуратно кладут на землю, под корневой ком подстилают плотную полиэтиленовую пленку и полностью заворачивают в нее ком, фиксируя вокруг ствола. В таком упакованном виде дерево аккуратно перемещается на новое место.
3
Новую яму для яблони выкапывают такого размера, чтобы корневой ком уместился в ней свободно и в запасе осталось 30 см по окружности и 20 см в глубину. На дно подготовленной ямы нужно насыпать слой перепревшего навоза, торфа или листового перегноя, добавить несколько горстей золы и костной муки. Это будет способствовать скорейшему образованию новых корней. Затем дерево устанавливают точно посередине ямы и засыпают подготовленной плодородной почвой. Землю вокруг ствола обтаптывают, утрамбовывают и хорошо поливают теплой водой.
4
Приствольный круг мульчируют слоем верхового торфа в 10 см. Затем по периметру ямы вбивают три-четыре крепких кола и привязывают к ним проволокой ствол и скелетные ветви дерева (под те места, где проволока соприкасается с корой, следует подложить мягкую ткань или картон).
5
Пересаженное дерево нужно регулярно поливать, особенно если зима была бесснежная, а весна выдалась засушливая. Результат пересадки будет заметен, когда начнется сокодвижение и почки на яблоне тронутся в рост. Если все сделано правильно, дерево будет цвести и плодоносить уже в текущем году.
Обратите внимание
Если климат в вашей местности суровый, слой мульчи должен быть толще. Можно даже использовать в качестве мульчи слой навоза.

Совет 5: Как пересадить дерево, если оно большое

Пересадка дерева может понадобиться в случае новой постройки на его месте, расширении зоны отдыха или детской площадки. Для успеха пересадки большого дерева нужно знать важные детали этой работы.
Вам понадобится
  • Прочная лопата, секатор, глина, древесный уголь, удобрения, вода.
Инструкция
1
Пересадку нормально переносят деревья хвойных пород. Например, сосна, туя, пихта, ель и многие другие. При пересадке дерево придется выкапывать вместе с корнями. Учтите, что некоторые деревья развивают корни, которые уходят далеко в стороны. Если их побеспокоить, дерево потом может очень сильно болеть. Перед пересадкой выройте вокруг дерева траншейку шириной 30 см, а глубиной как минимум 60 см. Корни, оказавшиеся в траншее, перерубите острым прибором или перережьте секатором. После этого присыпьте корни древесным углем или замажьте садовой замазкой, глиной. Приствольный круг разрыхлите и добавьте удобрения. Теперь дерево готово к пересадке.
2
Выберите место для пересадки. Оно должно быть комфортным для дерева: в тени или на солнце, с влажной или, наоборот, засушливой почвой. Подготовьте посадочную яму за 15 дней до пересадки. Копая яму, обратите внимание на состояние почвы. Если она сильно истощена, замените ее на плодородную. Средняя глубина посадочной ямы: 1 метр. Большее заглубление не желательно, так как корневая система от этого может загнить. Ширину ямы определите по ширине земляного кома на корнях. Перед пересадкой на дно посадочной ямы насыпьте перегной.
3
Приступите к высаживанию дерева: вставьте прочную лопату в вырытую траншею и постарайтесь просунуть ее под корни. Если не получается, удалите побольше почвы по обеим сторонам растения. Попытайтесь вновь ослабить хватку корней с почвой. Когда вы увидите, что корни освобождены, подвиньте дерево на расстеленную рядом мешковину. Обвяжите дерево мешковиной: так вы сохраните земляной ком на корнях. Теперь желательно смочить мешковину водой.
4
Схватившись за край мешковины, транспортируйте дерево до новой ямы. Развяжите мешковину и прочно установите дерево в земляной яме. Забросайте яму подготовленной почвой и хорошо утрамбуйте, чтобы внутри не оставались пустоты. После этого полейте дерево и снова прочно утрамбуйте. Если в почве будут воздушные карманы, дерево может легко сдвинуться с места. Для полива будет достаточно одного ведра. После поливайте дерево через каждые три дня в течение 1,5 месяцев. В приствольный круг выложите мульчу: это позволит почве остаться влажной надолго.
5
Лиственное дерево пересаживайте ранней весной, как только растает снег. Пересадку хорошо переносит рябина, каштан конский, черемуха, яблоня, ирга, слива, айва, груша и многие другие. Чтобы предохранить кору пересаженного дерева от высыхания, подвяжите к ней мох, бересту, тряпки, слой соломы или картона. Весной у пересаженного ранее дерева обязательно укоротите все лишние разветвления. Если есть возможность притенить дерево после пересадки, обязательно сделайте это. Так корневая система быстрее восстановится и придет в соответствие с надземной частью дерева. Также после пересадки рекомендуется дополнительный полив стимуляторами корнеобразования - «Гетероауксином», «Корневином» и другими.
Обратите внимание
До выкапывания дерева отметьте ту сторону растения, которая была обращена к северу. И при пересадке посадите растение в таком же пространственном расположении.
Полезный совет
Если вы пересаживаете растение из лесу, захватите пару ведер земли и смешайте ее с огородной.

Совет 6: Как вырастить из семечка яблоню

На холодном острове Валаам трудолюбивые монахи сумели разбить прекрасный яблоневый сад. Они собирали семена самых лучших яблок, сеяли, а потом отбирали растения с крупными оформленными листьями, которые не имели на своих ветвях колючек дикой яблони. Яблоня, появившаяся из семечка, начинала плодоносить через 15 лет. Можно немного ускорить процесс, если пересаживать сеянец три раза по определенным правилам. При этом сохраняется сортовая принадлежность яблони. Одним словом, из семечка вполне можно вырастить полноценное дерево, пусть это и довольно долго, но все же не так трудно.
Вам понадобится
  • - семечки яблок,
  • - чашка,
  • - вата.
Инструкция
1
Сначала необходимо вытащить из яблок неповрежденные крупные семена и поместить в чашку в мокрую вату. Чашку надо накрыть крышкой, поставить в погреб или в холодильник (не в морозилку!) и регулярно проверять, проросли ли семечки.
2
Как только сеянцы заметно вытянутся из чашки, можно отобрать самые сильные на вид и посадить. Это следует делать осенью или ранней весной. Сеянцы размещаются на грядке, на расстоянии примерно 20 см друг от друга. На перспективных сеянцах вырастают темно-зеленые или серовато-зеленые крупные листья, опушенные с нижней стороны. У каждого листа – толстая пластина, обычно изогнутая либо волнистая. Колючек и шимпов на молодой яблоньке нет. Признаки одичалости у яблони, растущей из семечка, это короткие побеги с тонкими иглами на концах. При этом листья мелкие и ярко-зеленые, а пластина листа – тонкая и прямая.
3
На следующий год, ближе к зиме, юные яблоньки стоит пересадить в высокие горшки. Высокой емкость должна быть для того, чтобы длинному центральному корню деревца не было тесно, иначе яблоня будет слишком медленно развиваться.
4
На следующую осень деревца следует снова высадить под открытым небом, теперь - на новое место. Это первая «серьезная» пересадка. Во время нее некоторые садоводы для более активного развития деревца прищипывают главный корень яблоньки либо подворачивают его на 90 градусов.
5
Подобных пересадок должно быть три (после второго и после третьего года роста яблоньки). В третий раз дерево пересаживается на постоянное место. При большом количестве яблонь, выращенных из семечек, можно посадить их во второй ряд живой изгороди.
Видео по теме
Обратите внимание
Яблоня, выращенная из семечка, превосходит «родителя» по морозостойкости – это отмечал еще Мичурин.
Полезный совет
Можно получить из семечка миниатюрную яблоню и «содержать» ее на подоконнике, как декоративное растение.
Источники:
  • яблоня из семечка

Совет 7: Как вырастить яблоню из косточки

Если вы купили в магазине и попробовали вкусные яблоки, нет ничего удивительного в том, что вам захотелось вырастить у себя на даче или приусадебном участке такие же. Вырастить яблоню из косточки вполне возможно, вопрос лишь в том, будете ли вы довольны результатом, поскольку риск получить дикое дерево с кислыми мелкими плодами довольно велик.
Вам понадобится
  • - яблоко;
  • - горшок с землей;
  • - хорошее солнечное место в саду.
Инструкция
1
Тщательно подберите посадочный материал. Не стоит выбирать яблоки из южных стран, поскольку велика вероятность их вымерзания зимой в российском климате. Оптимальным вариантом будут хорошие яблоки, взятые из соседского сада, с ними вы можете быть уверены как в зимостойкости, так и во вкусовых качествах. Достаньте из яблока косточки, поместите в небольшую емкость с водой и оставьте на несколько дней в теплом месте.
2
В зависимости от вида почвы в вашем саду высадите косточки в землю. Если в вашем районе суровые зимы, садите яблоню сразу в сад, в таком случае корни пойдут глубоко в землю и смогут пережить любые холода. Такие яблони живут и плодоносят гораздо дольше, но только на земле, где уровень грунтовых вод располагается глубоко.
3
Если на вашем участке болотистые почвы, сначала вырастите саженец в горшке или ведре, а затем пересадите его на постоянное место. Корневой стержень при этом, скорее всего, оборвется и не пойдет глубоко, поэтому такие яблони менее зимостойки, зато не боятся высоких грунтовых вод.
4
Чтобы выращивать яблони из семян саженцами, посадите семечки в землю осенью или в начале зимы, можно несколько штук рядом. Ранней весной, до начала распускания листьев, разделите ростки, чтобы корневая система у них не перепуталась, при этом можете рассадить по разным горшкам или сразу в грунт. Чтобы яблоня окрепла, держите ее дома еще год. Поставьте ее на светлое место, удобряйте, поливайте. Когда она начнет сбрасывать листья, уберите горшок в прохладное место, подвал, холодильник или гараж. Можно закопать горшок в саду так, чтобы уровень земли в горшке был на уровне земли вокруг, и укрыть деревце лутрасилом. Весной пересадите однолетний саженец на постоянное место.
Видео по теме
Обратите внимание
Учтите, что ваша яблоня в любом случае не даст тех же плодов, которые вы имели счастье попробовать перед посадкой. При удачном стечении обстоятельств яблоки будут тоже вкусные, крупные, но другие. Если же этого не произойдет, привейте яблоне хорошие ветви от плодоносящего дерева и наслаждайтесь урожаем.
Полезный совет
Если через пару лет ваша яблоня приобрела характерный вид дичка, кора стала словно лакированная, а некоторые веточки преобразовались в шипы (колючки), - лучше удалите из своего сада такую яблоню, хороших плодов от нее вы вряд ли дождетесь.
Обратите внимание
Нельзя перекапывать приствольный круг в первый год после пересадки дерева.
Полезный совет
Для предотвращения излишней потери влаги обвяжите штамб и основание скелетных ветвей дерева сырым мхом или мешковиной.
Источники:
  • как пересадить взрослое дерево
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше