Вам понадобится
  • Специализированный штангенциркуль, масштабная рейка, рулетка. При наличии - стенд-шаблон или электронная измерительная система.
Инструкция
1
Признаки нарушения геометрии кузова можно обнаружить уже при предварительном осмотре: смятые кузовные детали, видимые изменения базовых (контрольных) точек. Сам предварительный осмотр проводится при поднятом на подъемнике автомобиле. Основание кузова или рама осматривается визуально и ощупывается рукой, чтобы обнаружить характерные складки. При этом естественные складки в местах изгиба штампованных деталей не учитываются. Наличие деформационных складок говорит об определенном нарушении геометрии кузова. Складки могут быть слабо различимы или ярко выражены и располагаться в местах, не влияющих на основные размеры.
2
Если складки не обнаружены, следует проконтролировать правильность установки колес. Этот контроль быстро и с высокой точностью можно провести на электронном контрольном стенде. После контроля развала/схождения передней оси, проводится проверка геометрии положения задней оси и установки колес. При этом следует сравнивать положение колес на разных сторонах автомобиля. Если положение правого колеса отличается от положения левого, имеется нарушение геометрии кузова. В случае отсутствия электронного стенда, процедура проводится с применением специализированного штангенциркуля.
3
Измерение диагоналей (контрольных точек) без демонтажа механических узлов следует производить по инструкции завода-изготовителя, по которой контролирующие диагонали проводятся между контрольными точками. Эти диагонали проводятся между направляющими отверстиями рамы, а от них – к точкам механических узлов (крепежные болты) или шарниров. Сравнивается симметричность диагоналей. Определяется расстояние между точками на одной стороне и симметрично – на другой стороне. Размеры должны быть одинаковыми. Отличие в этих измерениях указывает на нарушение геометрии кузова. Процедура измерения диагоналей производится при установленном на подъемнике или на яме автомобиле с использованием масштабной рейки.
4
Проверка с использованием масштабной рейки начинается с центральной части основания кузова или рамы. В этой части редко нарушается геометрия и ее удобно использовать в качестве точки отсчета для других диагоналей. Определяется положение траверс, проводятся и измеряются расстояния от центрального отверстия под осью кузова до контрольных точек, указанных заводом-изготовителем. Диагонали измеряются между точками рамы (основания кузова) и точками передней или задней оси. Для проведения некоторых проверок придется частично снять определенные узлы.
5
При отсутствии масштабной рейки контроль с меньшей степенью точности может быть выполнен с применением рулетки.
6
Следует обратить внимание, что на некоторых иномарках расстояние между осями колес расположено несимметрично оси кузова. Нередко ось симметрии задних колес может быть смещена относительно оси кузова. В этом случае, в заводской инструкции должно быть указано заданное расстояние между осями отдельно для каждой стороны.
7
При проверке геометрии кузова может быть применена шаблонная система (стенд) с посадочными местами для базовых точек. При применении этой системы, кузов устанавливается на шаблон, и любое нарушение геометрии сразу фиксируется. При замене крупных деталей и силовых элементов кузова этот стенд становится стапелем.
8
При проверке геометрии кузова с помощью электронной измерительной системы координаты базовых точек определяются щупом или лучом лазера. Компьютер сравнивает измеренные данные со спецификацией завода-изготовителя. Эта же система проверяет углы установки колес.