Совет 1: Как вступать в права наследования

На сегодняшний день права наследства на имущество регулирует часть 3 ГК РФ. Вступлению в права наследования предшествует несколько этапов: принятие наследства, оформление прав на наследство.
Как вступать в права наследования
Вам понадобится
  • документы о смерти наследодателя, основания наследования, документы на имущество наследодателя, документы оценки стоимости имущества, заявление о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на него.
Инструкция
1
Принятие наследства. Законом установлен срок принятия наследства, равный 6 месяцев с момента открытия наследства. В этот срок наследники должны явиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства или осуществить фактическое принятие наследства. Действия, определяющие фактическое принятие наследства, указаны в п.2 ст.1153 ГК РФ. Следует заметить, что фактическое принятие наследства не освобождает наследников от подачи заявления у нотариуса.
2
Моментом открытия наследства служит день смерти наследодателя либо день признания судом лица умершим. Помимо принятия наследства возможен и отказ в законном порядке. Отказ от наследства является необратимым, безусловным и полным. Заявление о принятии наследства может быть отправлено нотариусу по почте или через других лиц на основании доверенности. При этом требуется нотариально заверенная подпись заявителя.
3
Оформление прав на наследство. Вместе с подачей заявления о принятии наследства требуется подать ряд документов, необходимых для получения свидетельства о праве на наследство. Для его выдачи принято писать отдельное заявление на оформление свидетельства, так как законом не установлено его обязательное получение. Свидетельство о праве на наследство необходимо для дальнейшего вступления в имущественные права, например, права собственности. Если же в наследство переходит то, что не нуждается в регистрации прав, то свидетельство не нужно.
4
Пакет документов для оформления свидетельства о праве на наследство должен включать:
• свидетельство о смерти или решение суда, в котором лицо признается умершим;
• справку с места жительства наследодателя и проживающих вместе с ним людей;
• основания наследования – документы, подтверждающие родство с наследодателем, или копию завещания (подлинник завещания храниться у нотариуса);
• документы о принадлежности имущества наследодателю – договоры купли-продажи, если имущество не поставлено на регистрационный учет, технический паспорт транспортного средства, его свидетельство о регистрации, другие свидетельства о правах собственности, банковские договоры, при наличии денежных вкладов. Конкретный перечень документов наследодателя на имущество индивидуален для каждого случая вступления в права наследования;
• оценочные документы на имущество, устанавливающие его стоимость: справка из БТИ на дом или квартиру, оценочный акт на транспортное средство, справка из комитета по землеустройству на земельный участок;
• заявление о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на него.
5
При оформлении прав на наследство требуется заплатить нотариальный тариф за выдачу свидетельства. Этот момент регулирует п. 22 ст. 333.24 Налогового кодекса РФ. Для наследников первой, второй очереди ставка составляет 0,3 % от стоимости наследства, но не более 100 тыс. руб. для других наследников - 0,6%. Вид наследования (по закону или по завещанию) не влияет на процент ставки.
6
От уплаты нотариального тарифа могут быть освобождены:
• недееспособные лица, над которыми установлена опека, несовершеннолетние на момент открытия наследства;
• наследники, если наследодатель был застрахован за счёт организации и погиб в результате несчастного случая на работе;
• наследники, которые наследуют жилье, где они проживали вместе с наследодателем и продолжают жить дальше.
7
Свидетельство о праве на наследство выдается в любое время через 6 месяцев с момента открытия наследства. При этом законом не установлено обязательное личное присутствие наследника при получении свидетельства, и оно может быть отправлено ему по почте в установленном порядке.
Видео по теме
Полезный совет
Каждый случай вступления в права наследования уникален, поэтому лучше получить консультацию у юриста. Закон обязывает нотариуса в случае обращения к нему разъяснить наследникам права и обязанности по вступлению в наследство.
Источники:
  • 3 часть ГК РФ в 2019
  • наследник не вступивший в права наследования в 2019

Совет 2 : Что нужно для вступления в наследство

Согласно главе 62-65 Гражданского кодекса РФ, наследником можно стать по закону, если нет последнего волеизъявления наследодателя в виде завещания. Для получения и открытия наследства потребуется перечень документов, который необходимо представить нотариусу по месту жительства наследодателя или по месту нахождения основной наследуемой массы имущества.
Что нужно для вступления в наследство

Если вы не знаете, имеется завещание или нет, обратитесь в нотариальную контору. Открыть дело о наследстве необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя. Если вы не успели за данный период обратиться к нотариусу или не знали о смерти наследодателя, то вам придется обращаться в суд с документами, подтверждающими, что пропуск сроков был уважительным. К уважительным причинам можно также отнести ваше долгое отсутствие на территории РФ, болезнь, заключение в исправительную трудовую колонию по причине не связанной с нанесением вреда жизни и здоровью наследодателя.

В нотариальную контору вы обязаны предъявить свой общегражданский паспорт, документы о родстве с наследодателем, свидетельство о смерти, выписку из домовой книги и справку о прописке с места жительства наследодателя, опись наследственной массы имущества. Если вы или наследодатель меняли фамилию, вступив в брак, то предъявите свидетельство о браке и расторжении брака.

Запрашивать выписки из кадастровых документов недвижимого имущества будет нотариус, так как данные справки выдают только собственникам или по запросу официальных органов, уполномоченных получать данные виды документов.

Если вы не имеете каких-то документов, то согласно закону «О Нотариате» вам помогут собрать весь перечень необходимых справок и документов для получения и открытия наследства.

Кроме указанных документов вы обязаны заполнить заявление на бланке, представленном нотариусом.

Если наследодатель оставил завещание, то нотариус огласит всем наследникам последнюю волю наследодателя. Если завещания нет, то вся наследственная масса будет принадлежать всем наследникам в равных частях. Если у наследодателя имелся законный супруг, с которым приобреталось все имущество, то он получит половину всей доли, другая половина будет разделена между законными наследниками.

Свидетельство о наследстве выдается через 6 месяцев после смерти наследодателя, если к данному моменту все наследники, зачатые при жизни, появились на свет и все пришли к общему согласию о разделе имущества.

Если общего согласия не достигнуто, то сроки получения наследства могут существенно затянуться, так как все споры между наследниками решаются исключительно в судебном порядке.

Видео по теме

Совет 3 : Какие нужны документы, чтобы заявить права на наследство

Потеря близких людей всегда связана со стрессом и переживаниями, но вступать в наследство нужно параллельно с осознанием своей утраты. Если наследодатель был лицом ответственным и позаботился о завещании, то вам не составит большого труда вступить в наследство, но если смерть была внезапной, то наследовать придется по закону, а это немного сложнее и требует подготовки необходимых документов.
Какие нужны документы, чтобы заявить права на наследство
Инструкция
1
Оформить наследство можно у нотариуса или в судебном порядке. Как правило, в суд обращаются лица, которые пропустили срок вступления в наследство, если между наследниками имеется спор об имуществе наследодателя или наследники по закону пытаются оспорить завещание наследодателя. Оформление наследства в суде всегда сложнее и требует множества документов и времени на судебные разбирательства. Законом предусмотрен обязательный перечень лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, даже если они отсутствуют в завещании. К таким лицам относят: несовершеннолетних или нетрудоспособных детей завещателя, нетрудоспособных супругов, родителей и иждивенцев. Данные лица получат долю в наследстве за счет уменьшения долей наследников по завещанию.
2
Если наследование происходит по завещанию, то от наследника могут потребовать только паспорт и справку о смерти наследодателя. В случае если наследование происходит по закону, то нужно представлять документы подтверждающие родство с умершим, паспорт, свидетельство о смерти, справку о местожительстве и регистрации наследодателя на дату смерти, а также потребуется перечислить всех лиц, проживавших совместно с умершим. Для оформления наследства нужно заполнить заявление от каждого наследника, отказ от вступление в наследство оформляется в письменном виде у нотариуса.
3
Для оформления права собственности на недвижимое имущество необходимо предоставить правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на объекты недвижимости. К ним относятся все договоры, на основании которых возникло право собственности, а также документы о приватизации, о вступлении в наследство и т.д., свидетельство о праве собственности. Справка из органов, осуществляющих техническую инвентаризацию и учет объектов недвижимости, документы на земельный участок, кадастровые и технические паспорта, выписку из единого государственного реестра прав. Документ, указывающий стоимость имущества (инвентаризационную, кадастровую, рыночную).
4
Если в наследственной массе имеется транспортное средство, то для его оформления потребуется предоставить паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о постановке на учет автомобиля и отчет о его рыночной стоимости. Если необходимо оформить наследование акций, то нужно предоставить выписку из реестра акционеров, выдаваемую реестродержателем, и справку о рыночной стоимости ценных бумаг. Если наследодатель владел денежными вкладами, то предоставляется сберегательная книжка или договор банковского вклада, также необходимо предоставить информацию о кредитном учреждении, где размещены денежные средства. Если такая информация отсутствует, то она выясняется нотариусом на основании запроса.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500