Совет 1: Как играть по нотам на пианино

Пианино (от итальянского «маленькое фортепиано») – инструмент из семейства клавишных. Диапазон «ля» субконтроктавы – «ля» четвертой октавы (реже «до» пятой). Играют на нем двумя руками, причем партия каждой руки записана на отдельном нотном стане.
Как играть по нотам на пианино
Инструкция
1
В одной строке музыкальной партии для пианино два нотных стана, расположенных один над другим. В верхнем стане выписывается партия правой руки. Как правило, запись ведется в скрипичном ключе, основные задачи этой руки – мелодия, подголоски. Основная часть диапазона – от первой октавы до четвертой включительно. Редко правая рука исполняет аккорды (гармоническую партию) или переходит в малую и большую октавы.
2
Левая рука записывается на втором в строке стане и играет в диапазоне от субконтроктавы до малой. Ноты для нее пишутся в басовом ключе. Ее основные функции – бас и аккорд. Редко левой руке поручается мелодия, еще реже она переходит в первую или вторую октавы.
3
Обращайте внимание на акколаду, соединяющую два стана одной строки. Не всегда правая рука пишется в скрипичном, а левая в басовом ключе. Следовательно, не всегда по их чередованию вы сможете определить партию той или иной руки.
4
Ноты записываются одна под другой в соответствии с ритмом. Иными словами, третья (подряд) восьмая в правой руке будет писаться под второй четвертью в левой. Это значит, что ноты должны прозвучать одновременно.
5
Не фиксируйте взгляд на том, что играете в данный момент. Глаза всегда должны анализировать следующий такт, а в лучшем случае – на два-три такта вперед. Благодаря этому вы сможете заранее представить настроение и развитие мелодии, динамику и штрихи, а также вовремя успеете подставить нужные пальцы и исполнить трудный пассаж или скачок.
6
Произведение на стадии разбора никогда не исполняется от начала до конца, особенно если оно превосходит ваши технические возможности. Играйте небольшими разделами, фразами. Доведя до определенного уровня мастерства один отрывок, переходите к следующему. Только после этого соединяйте их и начинайте разбирать следующий фрагмент.
Источники:
  • как научиться играть на пианино по нотам

Совет 2 : Как играть по нотам

Современная пятилинейная нотная система была разработана в эпоху Средневековья итальянским монахом Гвидо д'Ареццо. Она оказалась настолько удобной и простой, что сразу приобрела популярность и вытеснила все предшествующие, более громоздкие и трудночитаемые аналоги. В современной музыкальной литературе эта система подлаживается под специфику исполнения на конкретном инструменте.
Как играть по нотам
Инструкция
1
В начале каждого нотного стана пишется соответствующий знак. На сегодняшний день самыми распространенными являются скрипичный («соль»), басовый («фа»), альтовый и теноровый (оба – «до»). Название, заимствованное ключом от нот, связано с тем, что по положению ключа можно найти соответствующую ноту первой или малой октавы (в зависимости от ключа).

В скрипичном ключе нота «соль» первой октавы пишется на второй снизу линейке (от нее начинает закручиваться спираль ключа), в басовом – нота «фа» малой на второй сверху линейке (Опять ключ начинают писать от нее). В альтовом и теноровом ключах нота «до» первой октавы приходится на середину ключа (третья и вторая сверху линейки соответственно).

Использование ключа связано с облегчением записи и уменьшением количества добавочных линеек. Перед тем как играть по нотам, уточните, в системе какого ключа записана партия.
2
Для большинства инструментов (фортепиано, смычковые, частично деревянно-духовые) ноты записываются в соответствии со звучанием. Иначе говоря, «до» первой октавы для этих инструментов пишется на первой добавочной линейке снизу, «ре» под первой линейкой снизу, «ми» на нижней линейке, и т.д.

Но есть инструменты транспонирующие, то есть звучащие на определенный интервал выше или ниже написанного. Чаще этот интервал равен октаве, но встречается запись и в квинту, и в терцию, и в сложные интервалы. К транспонирующим инструментам относятся все семейство саксофонов, флейта-пикколо, все семейство гитар и др. Так, флейта-пикколо (от итальянского «маленькая флейта») играет на октаву выше написанного, а некоторые виды гитар (классическая, акустическая, электронная, басовая) на октаву ниже. Обычно о специфике записи и исполнения партий того или иного инструмента сообщает соответствующий самоучитель.
3
При игре по нотам первоначально берется темп commodo – с итальянского «удобный». Это, как правило, медленный темп, позволяющий музыканту заранее увидеть все ноты и представить их удобное взятие на инструменте (подбор аппликатуры, выбор струны, клапанов или клавиш). При таком исполнении музыканту нет необходимости сосредотачиваться на исполняемом в данный момент пассаже. Остается достаточно времени, чтобы посмотреть вперед на один-два такта и подготовиться к следующему шагу. Впоследствии, при ускорении темпа, также смотрите немного вперед, чтобы вовремя переставить пальцы и развить мелодию постепенно, а не в момент кульминации.
4
Помимо собственно нот, обращайте внимание на штрихи и мелизмы. С самого начала приучайте себя не к механическому воспроизведению звуков, а к осмысленному изложению мыслей композитора. Воспринимайте нотный текст как аналог эмоциональной речи, в которой есть начало, середина и конец; развитие, кульминация и спад.
5
Исполняя украшения, сообразуйтесь с традициями конкретной эпохи. Так, в классической музыке (Гайдн, Бетховен) трели играются с акцентом на первой ноте, а в романтической (Шуман, Глиэр) - с акцентом на последней ноте. Аналогично характерные акценты свойственны и лигам: акцент на первой ноте и более легкий подскок на второй в классике и маленькое крещендо ко второй ноте в романтике.
Видео по теме

Совет 3 : Как понять ноты на пианино

Новички, которые желают самостоятельно научиться играть на пианино, покупают самоучители. К сожалению, не всем удается разобраться в нотной грамоте, потому что стиль изложения некоторых учебных материалов больше подходит людям, уже имеющим представление о теории музыки.
Как понять ноты на пианино
Вам понадобится
  • — Самоучитель.
Инструкция
1
Изучите в самоучителе рисунок с изображением всех октав фортепиано или пианино. Человек воспринимает на слух ограниченный диапазон звуков. Октава — небольшая часть этого диапазона. На фортепианной клавиатуре расположены 88 черных и белых клавиш. Чтобы не запутаться в таком количестве, надо знать, что полная октава охватывает 12 клавиш или звуков. Найдите октавы на клавиатуре вашего инструмента и запомните их названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая, пятая.
2
Отыщите на клавиатуре звук «до» первой октавы — сверяйтесь с изображением в самоучителе. Напротив этого звука пианист сидит во время игры.
3
Найдите в самоучителе объяснение, как пишется нота «до» первой октавы. Где она расположена на фортепиано, вы уже знаете. Пролистайте самоучитель до конца: вам встретятся длинные произведения, в некоторых есть знакомая нота «до». Найдите ее на разных страницах самоучителя и каждый раз извлекайте звук на фортепиано, чтобы хорошо запомнить. Нота может выглядеть как пустой овал, закрашенный овал, овал с вертикальной палочкой — штилем, овал со штилем и хвостами — ребрами. Пока не обращайте на это внимание: представьте, что нота «переодевается, в зависимости от погоды», поэтому выглядит по-разному. Но независимо от внешнего вида, нота «до» первой октавы всегда расположена на одном и том же месте нотного стана, поэтому вы ее легко узнаете.
4
Аналогично разберитесь с другими нотами первой октавы. Справа от клавиши «до» находится белая клавиша «ре», потом — «ми, фа, соль, ля, си». Запоминайте каждый день по одной ноте: задача в том, чтобы видеть ноту в самоучителе и знать, где соответствующий звук извлекается на инструменте. Тренируйтесь, пока хорошо не запомните все ноты.
5
Для дальнейшего совершенствования прочитайте учебник по музыкальной грамоте или теории музыки. Даже беглое знакомство с теорией поможет быстрее разобраться с самоучителем и освоить инструмент. Через несколько месяцев тренировок будете уверенно разбирать произведение по нотам.
Видео по теме
Источники:
  • «Элементарная теория музыки», И.В. Способин, 1996.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500