Совет 1: Как определить стороны света в квартире без компаса

Ситуации в жизни случаются разные, и бывает, что стороны света необходимо быстренько определить, при этом даже не выходя из квартиры. Как же действовать в таком случае, если у вас отсутствует компас? Прежде всего, не отчаивайтесь и постарайтесь выйти из ситуации, воспользовавшись абсолютно простыми, но от того не мене остроумными способами.
Как определить стороны света в квартире без компаса
Инструкция
1
Первое, что приходит на ум, обратиться к соседям. Если вы живете в многоквартирном доме, то вполне возможно, что ваши соседи, живущие здесь более длительное время, знают, где здесь юг, а где – север и с удовольствием вам об этом поведают.
2
Если вы хотите определить стороны мира, находясь в своей квартире, собственными силами, то просто понаблюдайте, где и как встает каждое утро солнце. Из любого окна на любой стороне это можно определить хотя бы примерно. Соответственно, если перед глазами у вас будет юг, то по правую руку окажется запад, по левую – восход, а сзади – север. Однако это немного не точный расчет, ведь солнце пребывает в постоянном движении. А что делать, если нужна точная информация?
3
Если к вашим услугам доступна всемирная сеть, то определить стороны мира можно с помощью интернета. Для этого найдите карту собственного города, куда нужно внести свой адрес. После получения распечатки с собственным домом, на которой всегда указаны стороны мира, выглянув в окно, сориентироваться можно очень просто.
4
Еще один способ – с помощью обычных механических часов со стрелками. Такой способ годится, только если день достаточно солнечный. Итак, прицеливайтесь часовой стрелкой прямо на солнце, и поделите угол между этой стрелкой и цифрой 1, если это зима, и 2 - если это лето. Эта биссектриса и будет указывать прямо на юг.
5
Если вам срочно необходимо определить, где какая сторона света, ночью, то это можно сделать, взглянув на звездное небо с балкона. Если вам удастся разыскать Полярную звезду, то учтите, что она сияет на севере. Найти эту звезду несложно: для начала необходимо разыскать в небе созвездие Большой Медведицы. Далее проводим условную прямую линию, проходящую через две крайние звезды Большой Медведицы. На этой условной прямой пять раз отметим такое же расстояние, как и расстояние между последними двумя звездами. Именно там и будет сиять Полярная звезда. Встаньте к ней лицом: справа будет восток, а слева будет запад.
Источники:
  • карты городов

Совет 2 : Как определить стороны света

Определить стороны света можно как минимум десятью способами. Сориентироваться на местности поможет сама природа. Самый верный способ – это компас.

 Однако если компаса нет под рукой, тогда правильно определить сторону света можно:

1.    По полярной звезде. Она всегда указывает на север. На небе нужно отыскать созвездие Большой Медведицы. Получится это только, если небо ясное. Полярная звезда находится в конце ковша Малой Медведицы, а “дойти” до него поможет отложенное пять раз расстояние, равное стороне большого ковша. Если мысленно провести перпендикуляр к земле от полярной звезды, то в том направлении и будет север.

2.    По созвездию Южного Креста. Этот метод можно применять в южном полушарии. Южный Крест – это четыре звезды. Слева от него находятся звезды-указатели. Если провести перпендикуляр через Южный крест и пересечь его с прямой от этих двух звезд, в том направлении, где они пересекутся, и будет юг.

3.    По солнцу. Если есть часы, то в солнечную погоду можно ими воспользоваться. Часовую стрелку направляем на солнце. Если разделить полученный между 12 часами и часовой стрелкой угол пополам, то эта середина и будет направлением юга. Пользоваться данным методом можно с 6.00 до 18.00.

4.    По луне. Опять же понадобятся часы. Радиус луны делится на шесть частей. Смотрим, сколько частей диска луна видно в данную минуту. К часу, когда производится наблюдение, нужно прибавить количество видимых частей, если луна убывающая, или отнять, если луна прибывающая. Число, которое получится, следует отметить на циферблате и направить на луну. Зимой проводим линию между этой линией и цифрой 1, а летом между цифрой 2.  Срединная линия и будет направлять на юг.

Определить стороны света можно по природным показателям:

1.    Всем известно, что на деревьях мох растет с северной стороны. Это же касается пней, коряг, камней и т.п.

2.    Снег тает быстрее с южной стороны камней, холмов и склонов.

3.    Птицы осенью летят на север, весной на юг.

4.    Летом в жару смола на елях и соснах выделяется по большей части с южной стороны.

5.    Грибы предпочитают появляться на северной стороне от деревьев. С южной практически не растут.

6.    Муравьи устраивают свои домики с южной стороны от дерева, пня или куста. Также южная сторона муравейника более пологая.

7.    Дубы и сосны растут по большей части на южных склонах, бук, ель и пихта любят северные склоны.

8.    Возле камней почва более влажная с южной стороны.

Видео по теме

Совет 3 : Как определить стороны света без компаса

Нет более точного способа позволяющего определить стороны света, чем навигация при помощи компаса. Ученые полагают, что этот удивительный прибор был изобретен в Китае более 4000 лет назад. Но представьте ситуацию, компаса нет, а направление вычислить жизненно необходимо. Что делать? Самое главное не отступать и не сдаваться!
Как определить стороны света без компаса
Инструкция
1
Самый надежный способ сориентироваться в незнакомой местности это отыскать на небе полярную звезду. Конечно, имеется в виду, что на улице ночь, а небо над головой ясное. Как же эту самую звезду отыскать? Очень просто! Для начала найдем характерные очертания «Большой медведицы», еще называемой в народе ковшом. Теперь мысленно соединим две крайних звезды нашего «ковша» прямой линией. Воспользовавшись воображением, «проведем» линию дальше и отмерим на ней еще пять таких же расстояний, как между нашими двумя звездочками. Вот мы и нашли полярную звезду, которая, если встать к ней лицом всегда указывает на север! Дальше дело техники: сзади юг, слева запад ну и справа восток.
2
А что делать днем? Днем будем ориентироваться по солнцу. В полдень солнце в зените и указывает на юг. Восход всегда на востоке, а закат соответственно на западе. Но есть и еще один способ определения сторон света по солнцу. Для этого вам понадобятся обычные наручные часы. Направьте маленькую часовую стрелку часов на солнце. Меньший сектор между этой стрелкой и 12 часами поделите на 2 части. Мысленно проведите линию, которая укажет вам, где находится юг.
3
Еще один способ определения направления это внимательно посмотреть на деревья. Обратите внимание, что одна сторона дерева практически всегда имеет большее количество ветвей, и ветви с этой стороны более длинные. Все живое тянется к свету и солнцу. Длинные ветки указывают на юг. Мох, наоборот, от солнца прячется, поэтому преимущественно растет на противоположной северной стороне. А если вы обнаружите пень, с хорошо выделенными годовыми кольцами, то обратите внимание на их ширину. С южной стороны расстояние между ними больше. Кора березы с северной стороны темнее, чем с южной.
4
Стороны света можно определить по форме обыкновенного муравейника. Как любые насекомые муравьи нуждаются в тепле, поэтому сторона муравейника, обращенная на юг более пологая. А вот с северной стороны муравейника обычно расположено дерево или камень, которые защищают колонию от холода.
Источники:
  • компас стороны света

Совет 4 : Как определить восток

Издавна человек пользуется системой сторон света, для определения местоположения или направления. Раньше люди ориентировались по звездам. Затем был изобретен компас, он заменил астрономическую систему в большинстве случаев. У каждого охотника и следопыта есть собственная система определения сторон света. Поговорим о том, как найти восток в различных условиях.
Как определить восток
Инструкция
1
Прежде всего, необходимо знать, что из себя представляют стороны света. Для этого необходимо знать их расположение. В качестве системы отсчета, мы будем рассматривать собственное тело. Относительно него, север будет находиться прямо перед собой, юг со стороны спины, восток справа, запад слева. Конечно же, для начала нужно правильно себя расположить по признакам, которые определять сторону света.
2
Самый простой способ нахождения востока – по стрелке компаса. Для этого кладем компас на твердую поверхность. Куда укажет синяя стрелка, там и будет находиться север. Следовательно, справа будет восток.
3
Следующий способ основан на использовании солнца. Заключается он в том, что солнце всегда встает на востоке, а садится на западе. Как только вы узнаете, откуда встает солнце, вы сможете определить восток. В полдень необходимо встать к солнцу спиной, тогда восток будет находиться справа, а тень указывать на север.
4
Ночью нужно ориентироваться по звездам. Для этого находим созвездие Большой Медведицы. Находим две крайние звезды из этого созвездия (конец ковша, а не его ручка), и откладываем расстояние между ними пять раз, до созвездия Малой Медведицы. Последняя звезда будет в этом отрезке будет Полярной. Она будет началом ручки ковша малой Медведицы. Теперь мысленно проводим от нее перпендикуляр к Земле. Этот перпендикуляр будет направлен на север, следовательно, справа будет находиться восток.
5
Также стоит обратить на «народные» способы определения сторон света. Мох и лишайник растет с северной стороны камней и деревьев. Если погода достаточно жаркая, то выделение смол у ели и сосны происходит больше с южной стороны. Появление грибов на деревьях бывает обычно с северной стороны. В основном муравейники находятся к югу от деревьев и кустов.
Видео по теме

Совет 5 : Как определить запад

Определение сторон света зачастую представляет проблему для современного человека. Географию в шкале учили не все, компасом пользоваться умеют тоже не все. Никогда не вредно освежить в памяти полезные знания.
Как определить запад
Инструкция
1
Направление на запад вы узнаете сразу, как только определите, где находится север. Если встать лицом на север, запад будет слева от вас.
2
Кроме этого, направление на запад вам может указать солнце, когда заходит. Заходит оно именно на западе.
3
Запад противоположен востоку. На востоке восходит солнце.
4
Если вы владеете коммуникатором на базе iOS или Android, то в них, как правило, вы можете найти приложение "компас", которое укажет вам стороны света (не слишком точно).
5
Если вдруг у вас собой найдется обычный компас, расположите его горизонтально и определите север, а затем и запад. Измерение будет не совсем точным в силу различия магнитного и географического полюсов, но для большинства нужд должно хватить.
6
Если дело происходит ночью - понаблюдайте за звездами. Мало того, что вы можете установить север по Полярной звезде (Альфа Малой Медведицы), звезды с каждой стороны света перемещаются немного по-разному: на западе они будут перемещаться слева направо и сверху вниз (для наблюдения обычно хватает получаса).
Видео по теме

Совет 6 : Как определить, где север

Умение определить, где находится север без приборов, часто выручает путешественников, заблудившихся туристов и грибников. Никто из нас не застрахован от того, чтобы не заблудиться где-нибудь, именно этому умению ориентироваться по сторонам света учат в средней школе.
Компас - устройство, которое помогает людям ориентироваться
Инструкция
1
Проще всего ориентироваться по компасу. Прибор надо положить на ровную горизонтальную поверхность так, чтобы стрелка могла свободно колебаться. Подождите, пока она остановится. Теперь синий конец компаса показывает на север, а красный - на юг. Для удобства определения других сторон света аккуратно поверните компас так, чтобы синяя стрелка показывала на букву N на шкале прибора.
2
В безоблачную ночь в северном полушарии можно определить местонахождение севера с помощью Полярной звезды. Полярная звезда - самая яркая звезда в созвездии Малой медведицы. Она расположена в конце "ручки" ковша созвездия. Чтобы найти созвездие Малой медведицы, проще всего найти большой ковш Большой медведицы, и мысленно продолжить правую сторону ковша вверх. Вы наткнетесь прямо на Полярную звезду. В южном полушарии ночью ориентируются по созвездию Южный крест, которое указывает на север своей верхней звездой с некоторой погрешностью. Чтобы более точно определить север, обращают внимание на две звезды слева от Южного креста, север лежит примерно посередине между ними.
3
В лесу можно ориентироваться по муравейникам - его пологая сторона обращена к югу. И сами муравейники располагаются с южной стороны от ствола дерева. Камни, пни, стволы деревьев порастают мхом преимущественно с северной стороны.
4
В горах на южных склонах растут более теплолюбивые деревья, чем на северных. В наших широтах на северных склонах гор в основном растут пихта и ель, а сосны и дубы - на южных. Жарким летом у хвойных деревьев по стволу течет смола, она выделяется на южной части деревьев.
Полезный совет
Способ поиска Полярной звезды графически отображен на флаге штата Аляска.

Совет 7 : Как определить сторону света без компаса

Определение сторон света без помощи компаса дает весьма приблизительные результаты. Впрочем, если других способов нет, а сориентироваться нужно, можно следовать нескольким советам в совокупности.
Как определить сторону света без компаса
Вам понадобится
  • Наблюдательность
Инструкция
1
Чтобы сориентироваться в пространстве ночью, нужно найти Полярную звезду. Для этого отыщите на звездном небе Большую Медведицу – семь звезд, образующих ковш. Через две звезды, составляющие внешнюю «стенку» ковша, проведите линию и продолжите ее вверх над ковшом, отложив размер «стенки» ковша пять раз. На конце отрезка будет находиться Полярная звезда, указывающая на север.
2
Днем, не позднее 18:00, вам помогут наручные часы. Расположите их так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Угол между ней и цифрой 2 на циферблате разделите пополам. Разделительная линия будет указывать на север и юг: до 14:00 юг будет справа от солнца, а после – слева. Эти определители действительны для территории России.
3
Учитывая некоторую долю погрешности, можно использовать природные подсказки. Так, с южной стороны у хвойных деревьев выделяется больше смолы, чем с северной. Муравейники обычно находятся к югу от ближайших деревьев и кустов и южная их сторона более пологая. С южной стороны, что логично, ранней весной быстрее тает снег на склонах и камнях, а в оврагах, соответственно, быстрее с северной. Ягоды растений быстрее созревают с южной стороны.
4
Мхи, лишайники и грибы вырастают чаще на северной стороне деревьев и пней. Почва в этих местах будет более увлажненной в теплое время года.

Совет 8 : Как определить в квартире стороны света

Для использования принципов фэн-шуй необходимо довольно точно знать направления сторон света. Согласно этой восточной практике символического освоения пространства, такое знание позволит внести в вашу городскую квартиру гармонию, покой и уют, радость и процветание. Но как быть, если под рукой нет компаса, а расположение сторон горизонта неизвестно? Не спешите прощаться с мечтами о достижении гармонии в своем жилище.
Как определить в квартире стороны света
Вам понадобится
  • Часы со стрелками и циферблатом, Солнце; Полярная звезда
Инструкция
1
Первый способ основан на том, что на широте Средней полосы России Солнце приблизительно расположено в 7 часов утра на востоке, в 13 часов - на юге, в 19 часов - на западе. Руководствуясь этой информацией, вы легко можете определить стороны света в квартире, разумеется, в ясную солнечную погоду.
2
Более точно сориентироваться по дневному светилу вам помогут стрелочные часы. Расположите часы горизонтально. Установите часовую стрелку так, чтобы она была направлена в точности на Солнце. Разделите угол между часовой стрелкой и направлением на отметку 1 час пополам прямой линией. Эта линия будет указывать направление на юг.
Определение сторон света по часам и Солнцу до 13 часов
3
Чтобы определить направление на юг, имейте в виду, что до 12 часов дня пополам делится угол, который часовая стрелка должна пройти до часа дня. После 12 часов дня вам необходимо разделить пополам ту дугу, которая пройдена стрелкой после часа дня.
Определение сторон света по часам и Солнцу после 13 часов
4
В ясную и безоблачную ночь достаточно просто определить стороны горизонта по звездам. Найдите на небе созвездие Большой Медведицы, напоминающее по форме ковш. Мысленно проведите через две крайние звезды ковша прямую. Пять раз отложите на этой прямой отрезок, равный расстоянию между указанными звездами. Окончание пятого отрезка и будет указанием на Полярную звезду, то есть на север. Это конечная звезда в ковше Малой Медведицы.
5
Если поблизости от вашего дома расположен православный храм, это также поможет вам определить стороны света. Дело в том, что церковные строения всегда ориентированы по сторонам горизонта. Опущенный конец нижней перекладины креста на куполе церкви обращен на юг, а тот край перекладины, что приподнят - на север. Церковный алтарь находится на востоке.
Полезный совет
«Фэн-шуй городской квартиры», Ричард Вебстер, 2005
Источники:
  • Топография
  • направления сторон света

Совет 9 : Как узнать где юг

Зачем человеку уметь определять стороны света и, в частности, определять юг? Поводов множество – от попытки правильно расположить мебель в квартире, согласно канонам фен-шуй, до нахождения пути домой в случае, если он вдруг заблудился в лесу. Давайте научимся находить, скажем, юг.
Легче всего определять стороны света по компасу
Инструкция
1
Первый способ предполагает наличие компаса. Положите его на ровную поверхность и дайте стрелке успокоиться. Ее синий либо неокрашенный конец будет указывать на букву N (“nord” – север), а красный – на букву Z (“zuiden” – юг).
2
Второй способ – по солнцу. В старину южное направление называли полднем, а вместо «пойти на юг», говорили – «пойти на полдень». Потому что находясь в зените своего дневного пути по небу (а это время приходится на полдень),солнце точно указывает на юг.
3
Еще один способ – ориентирование по звездам. В северном полушарии есть два созвездия, всю ночь остающиеся высоко в небе – Большая и Малая Медведицы. Самая последняя звезда (кончик ковша) в созвездии Малой Медведицы – Полярная. Именно она вела древних мореходов, поскольку неизменно указывала направление на север. Соответственно, повернувшись к ней спиной, вы будете смотреть четко на юг.
4
Находясь в лесу, можно определить местонахождение юга по косвенным признакам. Например, южная сторона встреченного вами муравейника будет более пологой, нежели северная. А вот мох предпочитает расти с северной стороны деревьев и пней. Соответственно, сторона древесного ствола, противоположная заросшей мхом, будет являться южной.
Видео по теме

Совет 10 : Как узнать, где Восток

К сожалению, современные городские жители постепенно утрачивают навыки ориентирования на местности. На случай экстремальных ситуаций (человек затерялся в лесу, например), необходимо знать элементарные правила, в какую сторону света ему двигаться.
Как узнать, где Восток
Инструкция
1
Первый способ: определение местоположения по компасу.
Установите компас горизонтально на твердой поверхности. Отпустите тормозной зажим с компаса. Через некоторое время стрелка компаса перестанет колебаться и своим "северным" концом укажет на север, а противоположным - на юг. Справа от "северного" конца под углом 90 градусов будет восток.Не используйте компас вблизи линий электропередач и железных дорог: показания компаса будут искажены.
Проверяйте показания компаса время от времени, чтобы не сбиться с пути.
2
Второй способ – по сторонам света.
Этот способ знаком нам еще с уроков географии в школе: в час восхода солнце находится приблизительно на востоке, в полдень – ближе к югу, в три часа дня на юго-западе, а заходит примерно на западе.
3
Третий способ – определение сторон света по часам и солнцу.
В солнечную погоду расположите часы, чтобы стрелка часов смотрела прямо на солнце.
Разделите пополам угол между часовой стрелкой и цифрой «13» на табло циферблата. Прямая линия, которая разделяет этот угол, будет указывать на юг. Следовательно, слева от него будет восток. В летнее время погрешность этого метода возрастает до 25 градусов. В южных широтах, где солнце стоит высоко, такой метод использовать не рекомендуется.
4
Четвертый способ – ориентирование по Полярной звезде.
Найдите на звездном небе созвездие Большой медведицы - расположение ее семи ярких звезд напоминает своими очертаниями ковш.
Отложите мысленно расстояние между крайними звездами вверх по прямой в сторону Малой медведицы (малый ковш) в количестве 5 раз. Отложенный отрезок наткнется на крайнюю звезду в ковше – Полярную звезду.Встаньте лицом в Полярной звезде: это будет направление на север. Следовательно, справа вы получите направление на восток.
Обратите внимание
Хорошо помнить некоторые житейские наблюдения: мох растет преимущественно на северной стороне основания деревьев. В знойную погоду смола хвойных деревьев выделяется преимущественно на южной стороне. Цветы подсолнечника и череды летом всегда повернуты на юг. В оврагах снег весной быстрее тает с северной стороны.

Совет 11 : Как определить юг без компаса

Существует мнение, что компас – незаменимый прибор для ориентирования на местности. Однако это не совсем так. В жизни любого человека может возникнуть ситуация, когда нужно определить север, юг, запад и восток без компаса. Это не так уж сложно и при определенной подготовке может сделать даже ребенок. Главное – знать, какие существуют способы определения сторон света. Наиболее популярные из них – это определение направления по солнцу, с помощью наручных часов, по звездам и по природным признакам.
Как определить юг без компаса
Инструкция
1
Если вы встанете в полдень спиной к солнцу, то прямо впереди будет север. Справа от вас будет восток, а слева – запад. Сзади вас, соответственно, будет юг. Напомним, что в полдень солнце находится в высшей точке за весь день, называемой зенитом. Нужно понимать, что в течение дня солнце всегда находится южнее вас.
2
Можно также определить южное направление с помощью простых наручных механических часов. Для этого необходимо направить часовую стрелку на солнце, а затем разделить пополам угол, образуемый часовой стрелкой и цифрой «один» в зимний период или цифрой «два» в летний период. Полученное направление луча, делящего данный угол пополам и будет указывать на юг. Но этот способ имеет некоторую погрешность, погрешность особенно значительна, если вы находитесь летом в южных областях страны.
3
Существует еще один способ определения направления по солнцу. Необходимо в солнечную погоду воткнуть палку в землю и отметить положение конца тени. Через 20-30 минут снова отметьте положение конца тени. Линия, проведенная между этими точками, указывает направление с запада на восток.
4
В ночное время ориентирование осуществляется по звездам. Главным ориентиром на небе является Полярная звезда. Чтобы найти ее, находим созвездия Большой и Малой медведицы. Если провести мысленно линию между двумя крайними звездами Большой медведицы и продлить эту линию до первой яркой звезды Малой медведицы, мы найдем Полярную звезду. Встав лицом к Полярной звезде, вы будете смотреть прямо на север. Сзади вас окажется юг.
5
Также южное направление можно определить по природным признакам. Ягоды спеют быстрее с южной стороны, муравейники имеют более пологий склон с южной стороны, стволы деревьев более светлые и гладкие также с южной стороны. В свою очередь различные мхи и лишайники преобладают с северной стороны камней и деревьев. В весеннее время снег тает быстрее на южной стороне холма.
Полезный совет
При определении сторон света без компаса желательно ориентироваться сразу по нескольким описанным признакам.

Совет 12 : Как определить где север без компаса

Когда на улице жара, мало кому захочется сидеть дома. Да и в городе душно и пыльно. Спасает только загородная свежесть. На природе ситуации могут возникнуть разные, заблудиться возможно не только в густой чаще леса, но и в открытой степи. Тут уж без навыков ориентирования никуда. У вас нет компаса? Вы не знаете, где север? Без паники, существует множество способов узнать, в каком направлении необходимо идти.
Как определить где север без компаса
Инструкция
1
Первый вариант ориентирования на местности - это ориентирование по Солнцу. Определить, где находится север, помогут простые механические либо кварцевые часы. Направьте часовую стрелку на солнце и разделите угол между ней и цифрой пополам (выбор цифры зависит от времени года: 1 - зимой, 2 - летом). Так вы получите направление на юг. Соответственно, север будет находиться в противоположном направлении.
2
Если вы находитесь в лесу, то обратите внимание на окружение. В лесной полосе ориентирование сводится к тому, что с юга - тепло, а с севера - холодно. Лишайники и мхи растут с северной стороны деревьев и камней, также в сырую погоду на стволах сосен можно заметить темные полосы. На хвойных деревьях с северной стороны выступает смола.
3
Если вы заблудились в темное время суток, найдите на небе полярную звезду - это конечная звезда хвоста малой медведицы. Встаньте лицом к ней, тогда прямо перед вами будет север.
Полезный совет
Никогда не полагайтесь только на один признак. Всегда используйте несколько примет.

Совет 13 : Как определить части света

Чтобы выжить в экстремальных условиях, необходимо уметь ориентироваться на местности. В случае если вы заблудились в лесу, нужно выбрать верное направление, в котором вы сможете следовать и выбраться из чащи. Для этого необходимо определить стороны света, а в частности разобраться, где находится север. Самый легкий способ - это воспользоваться компасом, но не всегда это простое приспособление есть под рукой. Поэтому нужно знать и другие способы определения частей света.
Как определить части света
Инструкция
1
Определите север по Полярной звезде. Этот способ можно использовать только в Северном полушарии в ясную ночь, когда на небе хорошо видны звезды. Найдите созвездие Большой Медведицы (оно похоже на большой ковш), определите примерное расстояние между двумя крайними звездами ковша и отложите его пять раз по слегка изогнутой линии. Конец отложенного отрезка должен совпасть с последней звездой хвоста Малой Медведицы. Это и есть Полярная звезда, которая всегда указывает на север. Юг находится с противоположной стороны, запад - слева от севера, а восток - справа.
2
В дневное время определить части света можно при помощи часов и солнца. Но в данном случае в первую очередь нужно найти юг. Разверните часы таким образом, чтобы часовая стрелка была направлена в сторону солнца. Угол, который образуется между цифрой 12 (в России вместо цифры 12 нужно смотреть на цифру 1) и часовой стрелкой, разделите пополам. Линия, которая делит этот угол, будет направлена в сторону юга. Соответственно север будет напротив, восток - слева, а запад - справа от юга.
3
Существуют и народные способы, помогающие сориентироваться на местности:- лишайник и мох гуще на северной стороне поверхности дерева, пня, камня и т.д.;
- ель и сосна выделяют больше смолы с южной стороны. Особенно это заметно в жаркую погоду;
- большинство грибов растет на северной стороне дерева, в то время как на противоположной стороне их почти не бывает;
- чаще всего муравьи строят муравейники с южной стороны от ближайших деревьев, кустов и пней. Муравейник с южной стороны более пологий;
- перелетные птицы осенью летят на юг, а весной - на север;
- в летнее время почва рядом с большими камнями с северной стороны влажная, а с южной - сухая;
- во время зимних оттепелей и ранней весной снег быстрее тает с южной стороны камней и склонов;
- ветви и сучья у отдельно стоящей елки реже с северной стороны.
Видео по теме

Совет 14 : Как узнать стороны света

Умение ориентироваться на местности, возможно, не так необходимо в городе, но что делать, если привычные ориентиры в виде домов и улиц отсутствуют? Определить свое местоположение в условиях, когда нет компаса и GPS-навигатора, помогут нехитрые правила, некоторые из которых известны еще со школьной скамьи.
Как узнать стороны света
Инструкция
1
Самый простой, но и самый ненадежный способ – определение сторон света по мху, веткам деревьев, тающему льду и снегу и т.д. Итак, смола хвойных деревьев больше выступает с южной стороны. Мха больше на северной стороне деревьев, камней и скал. Снег быстрее тает на южной стороне холмов и под деревьями, а вот в оврагах, наоборот, северная сторона подтаивает быстрее, т.к. южную загораживает склон. Используйте этот способ в дополнение к другим, о которых речь пойдет ниже.
2
Стороны света можно точно определить в лесу при наличии просеки. Прорубаются просеки строго с севера на юг или с запада на восток. Также можно посмотреть номера на столбах, расположенных на пересечении просек. Меньшие из четырех чисел нанесены на тех гранях столба, которые обращены на север и на юг. Меньшее число, из тех, что указывают на запад и восток, будет смотреть на запад, т.к. нумерация столбов по горизонтали в России начинается с запада.
3
Узнать стороны света можно по солнцу с помощью наручных часов. Для этого поверните циферблат так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Разделите угол, находящийся между часовой стрелкой и отметкой 12 часов пополам (до обеда это будет угол слева от 12-ти, после обеда – справа). Ось, проходящая от центра часов через полученную точку, будет указывать на юг.
4
Помимо этого солнце поможет определить стороны света по вашей тени. Если в полдень встать к солнцу спиной, тень будет указывать на север (соответственно, сзади окажется юг, слева запад, а справа восток). С весны по осень солнце находится на востоке в 6:00, на юго-востоке в 9:00, на юге в 13:00, на юго-западе в 15:00, на западе в 18:00.
5
Издревле люди определяли стороны света по звездам. Утренняя звезда – планета Венера – названа так, потому что утром появляется на западе, сразу после захода на востоке. В утренние часы она одна заметна на небосклоне.
6
Кроме этого вы можете определить север с помощью Полярной звезды. Мысленно проведите черту через две крайние звезды в ковше Большой Медведицы, дотяните линию до крайних звезд в ручке ковша Малой Медведицы – самая яркая звезда – Полярная.
Видео по теме

Совет 15 : Как найти север и юг

Определить стороны света бывает необходимо в самых разных ситуациях, например, когда вы заблудились или хотите обставить квартиру в соответствии с правилами фен-шуй. Найти север и юг можно по множеству признаков. Все зависит от местности, условий и времени суток.
Как найти север и юг
Вам понадобится
  • - компас,
  • - солнце,
  • - деревья,
  • - механические часы,
  • - церковь.
Инструкция
1
Воспользуйтесь компасом. Держите его в горизонтальном положении, подождите пока стрелка зафиксируется. Темная (синяя) сторона стрелки указывает на север. Соответственно в противоположной стороне - юг. Метод можно использовать только за пределами городов, в городе на результат будет влиять магнитное склонение, то есть воздействие на компас разнообразных приборов.
2
Попробуйте определить свое местонахождение по солнцу. В полдень солнце на юге в любое время года. В час дня обратите внимание на тень, отбрасываемую предметами вокруг. Самые короткие тени указывают на север. Солнце в семь часов утра находится строго на востоке. Встаньте к нему лицом, юг будет справа, а север, соответственно, слева. Примерно в шесть - семь часов солнце на западе. Снова встаньте к нему лицом, юг - слева, север - справа. Такой метод годится и для определения сторон света в квартире.
3
В городах и поселках попробуйте сориентироваться по церкви. Обратите внимание на расположенный наискосок элемент креста. Его высшая точка всегда направлена на север, а нижняя - на юг.
4
В деревне юг можно определить так: обратите внимание на состояние краски на домах. Самая выцветшая сторона обращена на юг, север, соответственно, в противоположной стороне.
5
Можно определить при помощи циферблата механических часов. Направьте часовую стрелку на солнце. Мысленно прочертите угол между часовой стрелкой и часом дня на циферблате. Поделите угол пополам. Эта линия указывает на юг (спереди от вас) и север (позади).
6
В полнолуние юг и север легко определить по луне. В семь часов утра луна будет строго на юге.
7
В лесопарке определите стороны света по нумерации на столбах, установленных на пересечении дорог и тропинок. Ребро столба между двумя наименьшими цифрами указывает на север, между двумя наибольшими - на юг.
Видео по теме

Совет 16 : Как определить, где север в квартире

Определить, на какую сторону выходят окна квартиры, может понадобиться не только тому, кто решил расставить мебель по правилам Фэн-Шуй. Некоторые комнатные растения отлично растут на юной стороне, но плохо себя чувствуют на северной. Чувствительными к сторонам света могут быть и те растения, которые вы, возможно, хотели бы видеть на своем балконе. Определить стороны света в квартире можно несколькими способами.
Как определить, где север в квартире
Вам понадобится
  • - компас;
  • - спутниковый навигатор;
  • - технический паспорт на квартиру.
Инструкция
1
Можно обратиться в бюро технической инвентаризации и сделать технический паспорт на квартиру. Там указываются площадь, количество комнат, их расположение. Такой паспорт может понадобиться для многих целей. Но это довольно дорогое удовольствие, и если он нужен вам исключительно для определения сторон света, заказывать его вряд ли стоит.
2
Воспользуйтесь компасом. Посмотрев на его циферблат, вы увидите русские либо латинские буквы. Север обозначается либо русской буквой С, либо латинской N – nord. Вы увидите также стрелку, одинарную или двойную. Встаньте посередине комнаты и положите компас горизонтально. У самого простого туристического компаса необходимо совместить конец стрелки с буквами N или С. Такой компас может находиться на рукоятке ножа, в зажигалке, на ремешке часов. По нему можно установить только направление на север, но в данном случае именно это и требуется. У стандартного туристского компаса Андрианова предварительно необходимо сдвинуть фиксирующее устройство.
3
У многих сейчас есть электронные компасы. В этой ситуации они, как и навигаторы, менее удобны, но все же действуют. Как правило, электронный компас вмонтирован в электронные часы. Переведите их из режима времени в режим компаса, сделайте несколько шагов по комнате и посмотрите на экран. Можно воспользоваться и спутниковым навигатором. Такие компасы определяют положение человека относительно сторон света только в движении, поэтому придется некоторое время походить по квартире в разных направлениях, пока вы не увидите, что движетесь строго на север.
4
Если под рукой нет никакого компаса, определите стороны света по солнцу. Считается, что солнце восходит и заходит строго на востоке и западе, однако на самом деле это справедливо только для весны и осени. Летом солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Зимой точки восхода и захода находятся соответственно на северо-востоке и северо-западе. Определите, в какое время суток солнце заглядывает в ваши окна. Встаньте к окну лицом. Если свет в него попадает утром, то север будет слева от вас, если вечером — то справа.
5
Солнце, попадающее к вам в окно в районе полудня, то стороны света можно определить с помощью обычного карандаша. Поставьте его вертикально на подоконник, чтобы от него падала тень. Эта тень и будет указывать строго на север.

.

Совет 17 : Как найти север без компаса

Для того чтобы выжить в экстремальных ситуациях, необходимо уметь ориентироваться на местности при отсутствии компаса. Не обученному человеку сделать это довольно сложно. Для того чтобы хотя бы примерно представлять, куда двигаться, необходимо обладать теоретическими знаниями по ориентированию на местности и уметь определять стороны света по солнцу, звездам, луне, часам и различным приметам.
Как найти север без компаса
Инструкция
1
Определите север по наручным часам со стрелками. Положите часы в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Если вы построите биссектрису между часовой стрелкой (т.е. направлением на солнце) и направлением на 12 часов, то определите направление на юг. Соответственно, север будет в противоположном направлении. Помните, что юг до 12 часов будет с правой стороны Солнца, а после 12 часов – с левой. Используйте данный способ для ориентации на местности с 6 часов утра до 6 часов вечера.
2
Вы можете определить север, зная, в какое время, какое положение на небе занимает Солнце. Помните, что в зимнее время Солнце в 10 часов находится на юго-востоке, в 16 часов на юго-западе, а в 22 часа на северо-западе. Летом же Солнце восходит в 7 часов утра на востоке, в 13 часов оно на юге, а в 19 часов вечера – на западе. Исходя из этих сведений рассчитайте, где находится север.
3
Определите север по тени. Для этого воткните палку высотой около 1 метра вертикально в землю и отметьте, где заканчивается тень, которую она отбрасывает. Через полчаса Солнце переместиться, соответственно, переместиться и тень от палки. Отметьте новое место, где будет заканчиваться тень. Соедините отметки. Полученная линия, направленная в сторону последней отметки, будет указывать на восток. Зная, где восток, определите север.
4
Для определения севера в лесу используйте природные признаки сторон горизонта. Помните, что муравейники более пологи с южной стороны и примыкают к камню или к дереву также с южной стороны. Ягоды быстрее всего будут созревать с южной стороны, а смола на хвойных деревьях выступает с севера. Лишайники и мхи будут расти с северной стороны камней. Учитывайте, что в сырую погоду на стволах сосен с севера темная полоса. Помните, что весной лунки вокруг деревьев вытянуты к югу, т.к. с южной стороны снег таит быстрее.
Видео по теме
Обратите внимание
Помните, что перечисленные способы имеют большую погрешность.

Используйте несколько способов для более точной ориентации.

Не доверяй кронам и годичным кольцам!
Полезный совет
Учитывайте, что Солнце перемещается за час на 15°.

Начиная путь, всегда определите свое направление относительно сторон горизонта и постоянно сверяйте свой курс.

Совет 18 : Как найти стороны света

Навык ориентирования на местности может пригодиться не только заядлым путешественникам, но и обычным людям, попавшим в экстремальную ситуацию. Зная способы определения сторон света, можно легко отыскать нужное направление без компаса.
Как найти стороны света
Инструкция
1
Возьмите часы и направьте их маленькую стрелку на солнце. Угол, который образует стрелка и цифра 1 на циферблате,  линией мысленно разделите пополам.  Она и укажет вам направление: впереди будет юг, а сзади - север.  Помните о том, что до 13 часов дня нужно делить угол слева, а во вторую половину дня  - угол, находящийся справа.
2
Посмотрите на солнце в полдень: в это время в любое время года оно будет находиться в южном направлении. В 13 часов посмотрите на короткую тень от предметов. Ее направление подскажет вам, где север. Солнце находится на востоке в 7 часов утра с февраля по апрель и с августа по октябрь. В эти же месяцы вы можете увидеть его в 19 часов на западе. С мая по июль в 8 часов утра солнце можно наблюдать на востоке, в 18 часов – на западе.
3
Найдите ночью созвездие Большой Медведицы. Оно представляет собой ковш, образованный из семи ярких звезд. Мысленно проведите линию через две крайние правые звезды. На этой линии пять раз отсчитайте расстояние, равное промежутку между этими звездами. Таким образом вы найдете Полярную звезду, находящуюся в хвосте созвездия Малой Медведицы. Встаньте лицом к Полярной звезде. Она укажет вам на север.
4
Обращайте внимание на окружающие вас постройки. У лютеранских и христианских церквей колокольни обращены на запад, часовни и алтари- на восток. Приподнятый край нижней перекладины креста, находящегося на куполе православной церкви, смотрит на север, опущенный - на юг. В католических костелах алтари размещают на западной стороне. Если поблизости находится еврейская синагога или мусульманская мечеть, знайте, что их двери обращены на север. Фасады буддийских монастырей и пагод смотрят на юг. В том же направлении обычно делают выход из юрт. В деревенских домах большинство окон прорубают с южной стороны. Краска на их внешних стенах выцветает больше с южной стороны.
 
Видео по теме

Совет 19 : Как определить, где юг без компаса

Умению ориентироваться на местности стоит обязательно научиться, если вы отправляетесь в поход или в путешествие. Определить без компаса, где находится юг, можно разными способами в зависимости от вашего местоположения, погодных условий, времени года и суток.
Как определить, где юг без компаса
Вам понадобится
  • - часы;
  • - нож.
Инструкция
1
Если у вас есть часы, дождитесь 13 часов дня: в это время предметы отбрасывают самую короткую тень, направленную строго на север. В солнечный день увидеть тень легко, а в пасмурную погоду поставьте на ноготь нож – в любом случае появится небольшая тень, которая поможет найти солнце.
2
Для того чтобы определить местоположение юга ранним утром, посмотрите, где встало солнце. Встаньте лицом к восходу, юг при этом окажется справа. Используя этот метод, учтите, что летом восход бывает на северо-востоке, то есть юг окажется чуть позади справа, а зимой – на юго-востоке, юг при этом будет расположен немного впереди справа.
3
Точно так же определите расположение юга вечером, на закате. Встаньте лицом к заходящему солнцу, юг окажется слева (летом – чуть впереди, а зимой – чуть позади).
4
Если у вас есть механические часы, направьте часовую стрелку на солнце. Затем разделите угол, образованный между цифрой 1 на циферблате и часовой стрелкой, пополам. Биссектриса этого угла будет указывать на юг. Учтите, что делить следует всегда острый угол.
5
Ночью попробуйте определить положение сторон света по Полярной звезде. Для этого найдите созвездие Большой Медведицы и через две крайние правые звезды проведите воображаемую линию. На продолжении отложите пять раз расстояние между этими звездами. Именно здесь находится Полярная звезда, встаньте к ней спиной – перед вами юг.
6
Если вам нужно определить положение юга в полнолуние, встаньте к луне лицом – юг будет сзади вас. Луна, находящаяся в первой четверти (острия «серпа» направлены влево), будет располагаться точно на юге в 20 часов, в последней четверти она будет указывать на юг в 8 утра.
7
Ранней весной посмотрите, с какой стороны быстрее тает снег. Если вы увидели, что с одной стороны оврага снег уже сошел, освободилась одна из сторон камня или дерева – смело делайте вывод о том, что юг расположен с этой стороны. При этом учтите, что к выбранному объекту должен быть открыт доступ солнцу.
Источники:
  • как узнать где юг

Совет 20 : Как определить восток без компаса

Маловероятно, что, выезжая за город, на пикник или за грибами, вы предусмотрительно захватите с собой компас. Скорее всего, даже и не подумаете об этом. А вот сбиться с дороги в незнакомой местности довольно просто. И умение ориентироваться может очень пригодиться. Правда, практический результат будет лишь в том случае, если вы знаете, в какую сторону от города выехали.

Как определить восток без компаса
Инструкция
1
Ориентирование по Полярной звезде - пожалуй, самый известный способ определения сторон света. Найдите Большую Медведицу – созвездие, напоминающее по форме ковш. Оно состоит из семи ярких звезд. Через две крайние правые мысленно проведите прямую линию. Отложите на ней расстояние приблизительно в 5 раз большее, чем между этими звездами. На конце прямой находится Полярная звезда. Встаньте к ней лицом. Сейчас вы сморите на север. Ну, а теперь вспомните курс природоведения в начальной школе. Если повернуться лицом на север, то за спиной у вас будет юг, слева – запад, справа – восток.
2
Днем можно ориентироваться по Солнцу. В Северном полушарии в полдень оно находится на юге. Самая короткая тень от предметов бывает в 13 часов. В это время она направлена строго на север. А дальше снова как в школе учили - запад слева, восток справа.
3
Неплохо вспомнить, что направление восхода и заката Солнца меняется в зависимости от времени года. Зимой Солнце встает на юго-востоке, а садится на юго-западе. Летом восход на востоке, закат на западе.
4
В ясный день сориентироваться можно при помощи механических часов. Направьте часовую стрелку на Солнце. Угол между ней и цифрой 1 мысленно разделите пополам. Получившаяся воображаемая линия укажет на юг. Сзади вас будет север. Соответственно, справа и слева – запад и восток.
5
Где бы вы ни оказались, никогда не паникуйте и не отчаивайтесь. Постарайтесь припомнить все, что знаете об ориентировании на местности. Вы найдете вокруг себя множество подсказок. К примеру, муравейники располагаются с южной стороны дерева. Стволы и валуны покрыты мхом с севера, поскольку с этой стороны они меньше освещаются солнцем. А на коре берез можно заметить продольную темную полосу. Причина та же. Южная сторона дерева под воздействием солнечных лучей высыхает быстро. А вот на северной образуется застой влаги. На пересечениях лесных просек обычно устанавливаются столбы, на которых указаны номера кварталов. На всех их четырех гранях в верхней части проставлены номера. Ребро между двумя сторонами с нижними значениями цифр показывает на север.
6
Никогда не делайте выводов лишь по одному дереву, валуну или муравейнику. Правильно сориентироваться поможет совокупность нескольких признаков. Определили север? Встаньте лицом в ту сторону. Теперь восток справа от вас.
7
Некоторые постройки строго ориентированы на стороны горизонта. Колокольни христианских церквей обращены на запад, а опущенный край нижней перекладины креста на куполе обращен на юг, приподнятый на север.

Совет 21 : Как определить, где север, а где юг, без компаса

Ситуации, в которых необходимо определить направление на Северный и Южный полюса, в обыденной жизни случаются крайне редко. Тем не менее знать некоторые способы нахождения севера и юга полезно, тем более что это несложно даже без компаса.
Как определить, где север, а где юг, без компаса
Инструкция
1
На уроках природоведения в начальной школе рассказывали о многих способах определения, где находится север, а где юг без компаса. Однако большинство помнит лишь то, что на отдельно стоящем дереве мох растет с северной стороны. К сожалению, заблудившись в лесу, например, очень сложно отыскать отдельно стоящее дерево. К тому же мох на нем растет довольно обильно, и выделить точное направление на север не получится. К таким же неточным методам относятся расположение муравейников, лишайников и наиболее густых веток.
2
Более эффективный способ точно определить стороны света доступен в солнечный день, если у вас есть часы со стрелками. Держите их горизонтально так, чтобы маленькая стрелка (часовая) указывала на солнце. Южный полюс будет посередине острого угла между стрелкой и 12-ю часами на циферблате. Соответственно, с противоположной стороны окажется север.
3
Ночью можно воспользоваться способом, известным с глубокой древности, и определить местонахождение Северного полюса по звездам. Чтобы найти Полярную звезду отыщите на небе созвездие Большой Медведицы (в форме ковша). Проведя через две крайние правые звезды созвездия (образующие стенку ковша) прямую линию, вы увидите Полярную звезду, которая является концом рукоятки ковша Малой Медведицы. Вертикаль от Полярной звезды к горизонту даст представление о том, где находится север.
4
Определить магнитные полюса можно с помощью магнита, блюдца с водой, кусочка пробки и обычной иголки. Несколько раз проведите магнитом вдоль иголки (тем самым вы ее намагнитите), воткните ее в пробку и пустите плавать в воду. Под действием магнитных сил иголка укажет одним концом на Северный магнитный полюс, а другим - на Южный. Чтобы понять, какой из них где, вспомните, что солнце перемещается с востока на запад, то есть если встать лицом к северу, то восток должен быть справа, а запад - слева.
Обратите внимание
Полярная звезда - отнюдь не самая яркая в северном полушарии, поэтому ориентируйтесь на ковш Малой Медведицы.
Полезный совет
Даже без часов со стрелками вы можете определить стороны света, просто зная сколько сейчас времени и представляя, где должна быть часовая стрелка.
Совет полезен?
Поиск
Комментарии 1
написалa
Лучше всего использовать программу Stelarium. С ней без проблем можно найти все что угодно на звездном небе
Осталось символов: 500