Совет 1: Как определить азот

Азот – газ, широко используемый в производстве, наряду с десятком другие инертных соединений. Транспортировать или хранить этот газ в чистом виде не всегда целесообразно, а порой требуется просто определить наличие его в веществе. Для этого используют метод Кьельдаля. Способ Кьельдаля заключается в том, что азот, который содержится в безбелковой отфильтрованной жидкости, при реакции сжигания с серной кислотой переводится в аммоний. Полученный аммиак свободно выделяется после щелочной реакции.
Как определить азот
Инструкция
1
Для анализа возьмите в объеме 4мл кровь, плазму или сыворотку, разводите ее 8мл дистиллированной воды. В ту же колбу добавьте 8мл трихлоруксусной кислоты. Хорошо перемешайте раствор и отфильтруйте.
2
В колбу для перегонки, влейте 5 мл отфильтрованной жидкости, которая по умолчанию будет содержать 1 мл анализируемой крови. Туда же добавьте 1 мл реактива №2, нагревайте колбу на слабеньком пламени до тех пор, пока не появится белый пар.
3
Колбу установите таким образом, чтобы дно ее чуть-чуть касалось языков пламени. Процесс сжигания считайте законченным, когда жидкость приобретет голубоватый цвет или станет бесцветной.
4
Колбу отставьте в сторону для остывания. Достаточно полторы-две минуты. В противном случае образуется нерастворимый осадок.
5
Лейте по стенке воду, промывая ею воронку. Взболтайте до полного смешивания, подогревая колбу при необходимости.
6
Соберите аппарат, присоедините приемник. В приемник пустите 10 мл 0,01 н. раствора серной кислоты. Внесите одну или две капли метилрота. После соединения всех ингредиентов, пристройте водоструйный насос к приемнику.
7
Начните пропускать через препарат воздух, влейте в перегонную часть 33% едкого натрия, пока жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю или темно-бурую. Это свидетельствует о щелочной реакции.
8
По истечении десяти минут перегонку прекратите. Закройте кран водоструйного насоса, откройте пробку приемника, смойте серную кислоту с конца холодильной трубки. Замените другим приемником с таким же объемом 0,01 н. раствора серной кислоты, сделайте вторую перегонку.
9
В первый приемник добавьте едкий натр до получения устойчивого, в течение 30 сек, желтого цвета.
10
Вывод: 1 мл 0,01 н. серной кислоты или едкого натрия соответствует 0,14 мг азота.
Разность между количеством серной кислоты, помещенной в приемник, и количеством едкого натрия, взятого при титровании, произведенная на 0,14 мг, равна количеству остаточного азота в исследуемом 1 мл крови. Чтоб показать количество азота в миллиграмм-процентах, надо результат умножить на 100.

Совет 2 : Что такое азот

Азот — химический элемент V группы периодической системы Менделеева, он представляет собой бесцветный газ без запаха и вкуса. Азот является одним из самых распространенных элементов на Земле, его основная масса сосредоточена в атмосфере.
Что такое азот

Распространение в природе

В воздухе присутствует около 78,09% свободного азота по объему, по массе — 75,6%, если не учитывать незначительные примеси в виде окислов и аммиака. По распространенности в Солнечной системе он занимает четвертое место, следуя за водородом, гелием и кислородом.

В переводе с греческого «азот» означает «безжизненный, не поддерживающий жизнь», в действительности этот химический элемент необходим для жизнедеятельности организмов. Белок животных и человека на 16-17% состоит из азота, он образуется за счет потребления веществ, присутствующих в организмах травоядных животных и в растениях. В природе постоянно проходит его круговорот, главную роль в нем играют микроорганизмы, способные преобразовывать свободный азот воздуха в соединения, которые затем усваиваются растениями.

Физические и химические свойства

Молекула у азота двухатомная с тройной связью, ее диссоциация становится заметна только при очень высоких температурах. Азот легче воздуха, в воде этот газ менее растворим, чем кислород. Он с трудом сжижается, при этом у него низкая критическая температура (-147°С).

Данный газ обладает очень низкой реакционной способностью, причиной которой является большая энергия диссоциации молекулы. Окислы азота образуются в воздухе при атмосферных разрядах, также они могут быть получены под действием ионизирующего излучения на смесь азота с кислородом.

Азот взаимодействует при нагревании до сравнительно невысоких температур только с такими активными металлами, как кальций, магний и литий, с большинством других химических элементов он реагирует при высокой температуре в присутствии катализаторов. С галогенами он не взаимодействует, все галогениды азота могут быть получены только косвенным путем, большинство из них являются малостойкими соединениями.

Применение

Большая часть получаемого свободного азота уходит на производство аммиака, который затем перерабатывается в удобрения, азотную кислоту и взрывчатые вещества. Азот применяется в качестве инертной среды при различных металлургических и химических процессах, его используют для перекачки горючих жидкостей, а также для заполнения свободного пространства в ртутных термометрах. Жидкий азот находит свое применение в различных холодильных установках в качестве хладагента. Его хранят в стальных сосудах, а газообразный азот — в баллонах.
Видео по теме
Источники:
  • ХиМиК.ру, Азот
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500