Совет 1: Как решать генетические задачи по биологии

В школьном курсе биологии, в старших классах вы наверняка познакомились, или же еще познакомитесь с генетическими задачами. Генетика - весьма интересная наука. Она изучает закономерности изменчивости и наследственности. Представители любого из биологических видов воспроизводят подобных себе. Однако нет идентичных особей, все потомки в большей или меньшей степени отличаются от своих родителей. Генетика, как наука, дает возможность прогнозировать и анализировать передачу наследственных признаков.
Инструкция
1
Для решения генетических задач используют определенные типы исследования. Метод гибридологического анализа был разработан Г. Менделем. Он позволяет выявить закономерности наследования отдельных признаков при половом размножении организмов. Сущность данного метода проста: при анализе определенных альтернативных признаков прослеживается передача их в потомстве. Также проводиться точный учет проявления каждого альтернативного признака и характер каждой отдельной особи потомства.
2
Основные закономерности наследования также были разработаны Менделем. Ученый вывел три закона. В последствии их так и назвали - законы Менделя. Первый - это закон единообразия гибридов первого поколения. Возьмите две гетерозиготные особи. При скрещивании они дадут два вида гамет. Потомство у таких родителей появиться в соотношении 1:2:1.
Р - родители;G - гаметы; F1 - потомство.
3
Второй закон Менделя - это закон расщепления. в основе его утверждение, что доминантный ген не всегда подавляет рецессивный. В этом случае не все особи среди первого поколения воспроизводят признаки родителей - появляется так называемый промежуточный характер наследования. Например, при скрещивании гомозиготных растений с красными цветками (АА) и белыми цветками (аа) получается потомство с розовыми. Неполное доминирование довольно распространенное явление. Оно встречается и в некоторых биохимических признаках человека.
Как решать генетические задачи по биологии
4
Третий закон и последний - закон независимого комбинирования признаков. Для проявления этого закона необходимо соблюдение нескольких условий: не должно быть летальных генов, доминирование должно быть полным, гены должны находиться в разных хромосомах.
5
Особняком стоят задачи по генетике пола. Различают два вида половых хромосом: Х-хромосома (женская) и Y-хромосома (мужская). Пол, имеющий две одинаковые половые хромосомы, называют гомогаметным. Пол, определяемый различными хромосомами, называется гетерогаметным. Пол будущей особи определяется в момент оплодотворения. В половых хромосомах, помимо генов, несущих информацию о поле, содержатся и другие, не имеющие никакого отношения к этому. Например, ген, отвечающий за свертываемость крови, несет женская Х-хромосома. Сцепленные с полом признаки передаются от матери к сыновьям и дочерям, от отца же - только к дочерям.

Совет 2: Как решать задачи по биологии

Все задачи по биологии делятся на задачи по молекулярной биологии и задачи по генетике. В молекулярной биологии есть несколько тем, в которых есть задачи: белки, нуклеиновые кислоты, код ДНК и энергетический обмен.
Инструкция
1
Решайте задачи по теме «Белки» с помощью следующей формулы: m(min) = a/b*100%, где m(min) - минимальная молекулярная масса белка, a – атомная или молекулярная масса компонента, b – процентное содержание компонента. Средняя молекулярная масса одного кислотного остатка равна 120.
2
Вычисляйте необходимые величины по теме «Нуклеиновые кислоты», придерживаясь правил Чаргаффа:1.Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина – цитозину;
2.Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых оснований, т.е. А+Г = Т+Ц.В цепи молекулы ДНК расстояние между нуклеотидами равно 0,34 нм. Относительная молекулярного масса одного нуклеотида равна 345.
3
Задачи на тему «Код ДНК» решайте с помощью специальной таблицы генетических кодов. Благодаря ей вы узнаете, какую кислоту кодирует тот или иной генетический код.
4
Вычисляйте нужный вам ответ для задач на тему «Энергетический обмен» по уравнению реакции. Одним из часто встречающихся является: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О.
5
Находите решение задач на генетику по специальному алгоритму. Во-первых, определите какие гены являются доминантными(А, В), а какие рецессивными(a,b). Доминантным называется ген, признак которого проявляется как в гомозиготном (АА, аа), так и в гетерозиготном состоянии(Аа, Bb). Рецессивным называется ген, признак которого проявляется только при встрече одинаковых генов, т.е. в гомозиготном состоянии. Например, растения гороха с желтыми семенами скрестили с растениями гороха с зелеными семенами. Полученные растения гороха все имели желтые семена. Очевидно, что желтый цвет семян является доминирующим признаком. Записывайте решение этой задачи так: А – ген, отвечающий за желтый цвет семян, а – ген, отвечающий за зеленый цвет семян.Р: АА x aa
G: A, a
F1: AaСуществуют задачи такого типа с несколькими признаками, тогда один признак обозначайте A или a, а второй B или b.
Обратите внимание
Задачи являются составной частью всего курса биологии и очень важно уметь их решать.
Источники:
  • "Биология", В.Н. Ярыгин, 2004.
  • решение части с по биологии

Совет 3: Как решать задачи по генетике

При изучении генетики большое внимание уделяется задачам, решение которых должно быть найдено с использованием законов наследования генов. Большинству изучающих естественные науки решение задач по генетике кажется одной из самых сложных вещей в биологии. Тем не менее, оно находится по несложному алгоритму.
Вам понадобится
  • - учебник.
Инструкция
1
Для начала внимательно прочитайте задачу и запишите краткое схематичное условие, используя специальные символы. Обозначьте, какими генотипами обладают родители, и какой им соответствует фенотип. Запишите, какие вышли дети в первом и втором поколениях.
2
Отметьте, какой ген является доминантным, а какой – рецессивным, если это есть в условии. Если в задаче дано расщепление, также укажите его в схематичной записи. Для простых задач по генетике порой достаточно правильной записать условие, чтобы понять решение задачи.
3
Приступайте к решению. Запишите еще раз произошедшее скрещивание: генотипы родителей, образовавшиеся гаметы и генотипы (либо предполагаемые генотипы) детей.
4
Для успешного решения задачи вам необходимо понять, к какому разделу она относится: моногибридное, дигибридное или полигибридное скрещивание, наследование, сцепленное с полом либо признак наследуется при взаимодействии генов. Для этого посчитайте, какое расщепление генотипа или фенотипа наблюдается в потомстве в первом поколении. В условии может быть указано точное количество особей с каждым генотипом либо фенотипом, либо процент каждого генотипа (фенотипа) от общего числа. Эти данные нужно привести к простым числам.
5
Обратите внимание, не различается ли у потомства признаки в зависимости от пола.
6
Каждому типу скрещивания характерно свое особое расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные содержатся в учебнике, и вам будет удобно выписать эти формулы на отдельный листок и использовать их при решении задач.
7
Теперь, когда вы обнаружили расщепление, по принципу которого идет передача наследственных признаков в вашей задаче, вы можете узнать генотипы и фенотипы всех особей в потомстве, а также генотипы и фенотипы родителей, участвовавших в скрещивании.
8
Запишите полученные данные в ответ.

Совет 4: Как научиться решать задачи по генетике

Изучение генетики сопровождается решением задач. Они наглядно показывают действие закона наследования генов. Большинству учащихся решение этих задач кажется невероятно сложным. Но, зная алгоритм решения, вы легко справитесь с ними.
Инструкция
1
Можно выделить два основных типа генетических задач. В первом типе задач известны генотипы родителей. Определить необходимо генотипы потомков. Сначала определите, какой аллель является доминантным. Найдите рецессивный аллель. Запишите генотипы родителей. Выпишите все возможные типы гамет. Соедините гаметы. Определите расщепление.
2
В задачах второго типа все наоборот. Здесь известно расщепление в потомстве. Требуется определить генотипы родителей. Найдите так же, как и в задачах первого типа, какой из аллелей является доминантным, какой - рецессивным. Определите возможные типы гамет. По ним определите генотипы родителей.

3
Чтобы решить задачу правильно, прочтите её внимательно и проанализируйте условие. Чтобы определить тип задачи, выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче. Обратите внимание также на то, сколько пар генов контролируют развитие признаков. Важно выяснить, гомозиготные или гетерозиготные организмы скрещиваются, каков тип скрещивания. Определите, независимо или сцеплено наследуются гены, сколько генотипов образуется в потомстве и связано ли наследование с полом.
4
Приступите к решению задачи. Сделайте краткую запись условия. Запишите генотип или фенотип особей, участвующих в скрещивании. Определите и отметьте типы образовавшихся гамет. Запишите генотипы или фенотипы потомства, полученного от скрещивания. Проанализируйте результаты, запишите их в численном соотношении. Напишите ответ.
5
Помните, что каждому типу скрещивания соответствует особое расщепление по генотипу и фенотипу. Все эти данные можно найти в учебниках или других пособиях. Выпишите все формулы на отдельный лист и держите его всегда под рукой. Также вы можете воспользоваться специальными таблицами для решения задач по генетике.
Источники:
  • Решение задач по генетике с помощью таблиц

Совет 5: Как оформить кабинет биологии

Со вкусом оформленный школьный кабинет повышает уровень интереса учащихся к изучаемому предмету, создает уютную учебную атмосферу. Как оформить кабинет биологии таким образом, чтобы учащиеся с удовольствием приходили в него на уроки, а учителю было комфортно преподавать в этом помещении?
Инструкция
1
Оформите тематические стенды на одной из боковых стен кабинета. Они могут носить названия: «Эволюция Земли», «Строение клетки», «Сохраним для потомков и т.п. Некоторые стенды могут быть снабжены сменными панелями. Сделайте стенд с работами учащихся: рефератами, докладами, рисунками, интересными фотографиями природы и т.п. Используйте переносной стенд с дополнительной литературой по предмету с целью повышения интереса учащихся к биологии.
2
Используйте в оформлении кабинета биологии портреты известных ученых: Ч.Дарвина, К.А.Тимирязева, И.М.Сеченова, И.П.Павлова и других.
3
Установите в кабинете телевизор с DVD-проигрывателем и учебными дисками, чтобы учащиеся смогли смотреть познавательные тематические фильмы.
4
Украсьте кабинет биологии живой растительностью: это могут быть комнатные цветы, цитрусовые и пальмы, выращенные в кадках. Лучше выбирать такие растения для украшения класса, которые смогут быть использованы в качестве демонстрационного материала на уроках.
5
Создайте живой уголок в кабинете биологии: разместите в нем аквариум с рыбками, поселите хомячков или черепаху; можно ограничиться и одним аквариумом.
6
Храните наглядные пособия, используемые как средства обучения на уроках биологии (коллекции, гербарии, модели, и т.д.) на полках шкафов или на отдельных подвесных полочках. Таблицы и наиболее хрупкие и ценные материалы (приборы, модели, влажные препараты и т.п.) лучше хранить в закрытых тумбочках.
7
Выберите общее цветовое решение кабинета в соответствии с натуральными природными красками. Например, стены и шторы можно сделать в различных оттенках зеленого цвета, панели окрасить в бежевый цвет, который будет перекликаться с цветом мебели.
8
Нарисуйте на потолке кабинета природный орнамент с большими разноцветными кругами (например, цветы), который можно будет использовать во время физкультминуток для тренировки глаз.
Полезный совет
Поощряйте учащихся, стремящихся украсить кабинет биологии своими поделками, рисунками и т.п., развивайте у них чувство вкуса и любви к природе.
Источники:
  • оформление кабинета биологии

Совет 6: Как решать задачи на дигибридное скрещивание

Г. Мендель в своих генетических опытах использовал гибридологический метод. Он скрещивал растения гороха, отличающиеся по одному или нескольким признакам. Затем ученый анализировал характер проявления признаков у потомства.
Инструкция
1
Чистые линии – это сорта растений, имеющих некоторый постоянный признак, например, желтый или зеленый цвет семян. Моногибридное скрещиваниескрещивание двух чистых линий растений, отличающихся только по одному признаку. При дигибридном скрещивании берутся особи, у которых учитывают отличия по двум признакам.
2
Пусть, например, имеется чистая линия гороха с желтыми гладкими семенами, и линия с зелеными и морщинистыми. Признаки определяются парами генов, при этом одна пара генов кодирует цвет семян, другая – их форму. Желтая окраска и гладкая форма – доминантные гены, зеленая окраска и морщинистость семян – рецессивные.
3
В первом поколении все семена гороха будут желтыми и гладкими, по закону единообразия гибридов первого поколения. Здесь наблюдается явление полного доминирования: проявляются только доминантные гены, а рецессивные подавляются.
Первое поколение гибридов
4
Для дальнейшего решения задачи на дигибридное скрещивание необходимо заполнить решетку Пеннета. Растения первого поколения F1, сливаясь между собой, дадут четыре вида гамет: AB, Ab, aB и ab. Начертите каркас прямоугольной таблицы размерностью четыре на четыре. Сверху над столбцами обозначьте гаметы. Аналогично распишите гаметы слева от строк. Это напоминает игру в морской бой.
Решетка Пеннета
5
Все возможные сочетания этих четырех видов гамет дадут во втором поколении 9 различных генотипов: AABB, AaBB, AABb, AaBb, aaBB, AAbb, aaBb, Aabb, aabb. Но наблюдаться будут только четыре фенотипа: желтые – гладкие, желтые – морщинистые, зеленые – гладкие, зеленые – морщинистые. Соотношение наблюдаемых фенотипов 9:3:3:1.
6
Если отдельно рассмотреть пропорции между желтыми и зелеными горошинами, они будут составлять 3:1, как и в случае с моногибридным скрещиванием. То же самое относится и к гладкости или морщинистости семян.
7
Итак, правило расщепления выполняется для моно- и дигибридного скрещивания одинаково. Поэтому можно сделать вывод о том, что гены и закодированные ими признаки при дигибридном скрещивании наследуются независимо друг от друга. Закон независимого наследования признаков справедлив только тогда, когда гены расположены в разных негомологичных хромосомах.
Обратите внимание
Полное доминирование наблюдается не всегда. Существует еще несколько видов: неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование.

Совет 7: Как передается генетическая информация

Генетической информацией называется программа свойств живого организма, заложенная в виде генетического кода в наследственных структурах (молекулах ДНК). Гипотеза о том, что подобная информация записана на молекулярном уровне, впервые была сформулирована выдающимся отечественным биологом Н. К. Кольцовым еще в 20-х годах 20 века.
Инструкция
1
Почти вся генетическая информация находится в ядрах клеток живого организма, за нее несут ответственность макромолекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), входящие в структуры хромосом. В человеческом организме находится более 2-х метров ДНК. В них при помощи специального генетического кода зашифрована информация о строении белков, о структуре и функции клеток, о признаках каждой клетки и, в целом, всего организма.
2
ДНК программирует структуру органических соединений, управляет синтезом и расщеплением. Эта информация предается при репликации (удвоении) ДНК. Система ее записи в молекуле представлена генетическим кодом – информацией о строении молекулы полипептида (типах аминокислот, количестве и последовательности их расположения). В одном гене находятся данные об одной полипептидной цепочке. Молекулы ДНК по сути - это матрицы для синтеза белков, каждая из них содержит множество разных генов, которые человек получает от родителей.
3
Ученые установили, что все клетки одного организма содержат одинаковый набор генов. Выполнения различными клетками разных функций обусловлено тем, что, в них реализуется не вся наследственная информация, а только нужные участки - гены. Подобный процесс выполняется во время синтеза белковых молекул при помощи трех РНК: рибосомальной (рРНК), информационной (иРНК), транспортной (тРНК). Передача информации идет по каналу прямой связи (ДНК - РНК - белок) и по каналу обратной связи (внешняя среда - белок - ДНК).
4
Живые организмы могут получить, сохранить и передать информацию, используя ее максимально эффективно. Заложенные в генах данные передаются от индивида его потомкам. Эта информация используется для развития и размножения, определяет направление развития организма. В процессе взаимодействий индивида с окружающей средой реакция на ее может искажаться, в результате обеспечивается эволюция развития потомков. При этом клетками «запоминается» новая информация.
5
При реализации наследственной программы формируется фенотип организма данного биологического вида в определенных условиях внешней среды, определяется морфологическое строение, развитие, рост, метаболизм, психический склад, предрасположенность к болезням, наследственные пороки организма. Многие ученые подчеркивали значительную роль подобной информации в эволюции и отмечали это обстоятельство как один из главных критериев жизни.
Видео по теме
Источники:
  • решение задач по биологии генетика
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше