Совет 1: Как прослушать сердцебиение плода

В ходе беременности важно обладать информацией о частоте сердечных сокращений плода. От него зависит здоровье как самого сердца, так и других органов ребенка. Путем обследования можно своевременно выявить какое-либо нарушение и заблаговременно устранить причину его появления, чтобы потом ребенок родился здоровым. Есть способы, которыми может быть прослушано сердцебиение плода. на основании результатов можно делать те или иные выводы.
Выслушивание сердца с помощью кардиотокографии
Инструкция
1
Каждая беременная женщина мечтает услышать звучание сердца своего будущего ребенка. Ведь сердцебиение плода считается основным признаком жизнеспособности эмбриона. Если ритм сердца правилен, можно с уверенностью сказать, что ребенок здоров и не имеет патологий. Если же сердце плода совсем перестает биться, это, как правило, свидетельствует либо о выкидыше, либо о внутриутробной асфиксии и иных других аномалиях. Поэтому одной из важных составляющих ведения беременности является прослушивание сердцебиения и движений плода. Для контроля сердечной деятельности ребенка используются УЗИ (ультразвуковое исследование), ЭхоКГ (эхокардиография), аускультацию (выслушивание стетоскопом), кардиотокографию.
Уже четвертой неделе беременности у эмбриона начинает развиваться сердце. Поначалу оно представляет собой полую трубку, а затем, ближе к 6-8 неделям беременности, становится похожим по форме на сердце взрослого человека. В этот период сердце начинает выполнять свои функции, и зародыш получает питательные вещества через первичные кровеносные сосуды. Ближе к третьему месяцу беременности образуется плацента, через которую происходит обмен питательными веществами между матерью и ребенком - наступает так называемый плацентарный период, который продолжается вплоть до наступления родов.
2
В первые недели беременности контроль сердечной деятельности зародыша можно осуществлять лишь с помощью УЗИ. В первые 5 - 8 недель сердцебиение эмбриона составляет 110-140 ударов в минуту, а в дальнейшем, начиная со второго триместра, ритм сердца ускоряется до 160 ударов в минуту. Выход частоты сердечных сокращений за пределы этого диапазона свидетельствует о наличии патологии. Когда сердечные тоны не выслушиваются совсем, это говорит от том, что беременность не развивается, либо произошел несостоявшийся выкидыш.
Срок беременности и внешние факторы (тепло, холод) оказывают немалое влияние на частоту сердечных сокращений плода. Заболевания матери и ее образ жизни также играют решающую роль в жизни эмбриона. Часто ритм замедляется вследствие различных пороков сердца самого плода. Особенно это заметно на поздних сроках беременности. Если есть подозрение на порок развития сердца эмбриона, то врач-гинеколог направляет беременную на более детальное обследование путем эхокардиографии и кардиотокографии.
3
Аускультация (прослушивание сердца плода), в отличие от УЗИ, проводится на более поздних сроках беременности. Для этого используется акушерский стетоскоп, отличающийся от обыкновенного тем, что он имеет широкий раструб. Этим стетоскопом прослушивают не только сердечные тоны плода, но и движения ребенка, а также звуки, создаваемые организмом самой беременной женщины: маточные шумы, пульс, работу кишечника, дыхание.
С помощью аускультации также можно сделать вывод о наличии в развитии ребенка тех или иных патологий, а также выявить многоплодную беременность, определить положение плода в матке, в зависимости от которого меняется место, в котором звуки сердца прослушиваются наилучшим образом. Если ребенок расположен головой вниз, то сердечные тоны лучше всего выслушиваются ниже пупка. В случае же, если плод имеет тазовое предлежание, биение сердца можно услышать на уровне или выше пупка. Кроме того, если у ребенка головка разогнута, а грудка прижимается к стенке матки, то сердце можно услышать более отчетливо, чем при согнутом положении плода, когда ребенок касается спинкой стенки матки.
Аускультация, как и УЗИ, помогает контролировать беременность и своевременно выявлять какие-либо пороки и заболевания плода. Также она определяет иные показатели хода беременности, возможные опасности для самой матери. По параметрам аускультации врач-гинеколог может сделать вывод о том, насколько благоприятно идет беременность, и, в случае наличия какого-либо нарушения, своевременно устранить его.
Источники:
  • Сердцебиение плода

Совет 2: Как послушать сердцебиение плода

Для оценки сердцебиения плода широко используются различные методы. Например, электрокардиография, фонокардиография, антенатальная кардиотокография и, конечно, аускультация, прослушивание врачом-гинекологом на кушетке.
Как послушать сердцебиение плода
Инструкция
1
Обратитесь к врачу-гинекологу, в зависимости от срока беременности, он назначит метод прослушивания сердцебиения плода и проведет оценку результатов полученного исследования. Фоноэлектрокардиография плода это графическая запись электрокардиограммы и фонокардиограммы, регистрирующей звуковые явления. Этот метод очень точный, позволяет определить частоту и ритм сердечных сокращений, дать характеристику отдельных сердечных тонов, выявить шумы, провести фазовый анализ сердечной деятельности, отражающей функцию миокарда.
2
Ложитесь на кушетку и повернитесь на бок. Подобная поза необходима, чтобы избежать давления на нижнюю полую вену. Микрофон зафиксируют на животе в месте наилучшего выслушивания сердцебиения плода. Один электрод устанавливают в месте проекции дна матки на переднюю брюшную стенку, другой - на правое бедро. Для получения достаточной информации о состоянии плода ЭКГ и ФКГ надо производить в течение 3-4 минут.
3
Попросите врача назначить электрокардиографию, если срок беременности превышает 15 недель. Используется два варианта методики. Первый заключается в том, что электрод вводят в матку, между стенкой органа и спинкой плода, это прямой метод. Непрямой, абдоминальный, предполагает расположение электродов на брюшной стенке беременной. Чаще используется второй способ. С его помощью не сложно определить ЧСС, ритм сердечных сокращений. Расшифровка производится врачом-гинекологом. У здоровых женщин при физиологически нормально протекающей беременности регистрируется 120-140 сердечных сокращений плода в одну минуту.
4
Пройдите процедуру под названием кардиотокография. Это синхронная запись сердцебиения плода и маточных сокращений, которая позволяет объективно оценить характер сердечной деятельности плода и активность матки у матери. В родах возможна прямая запись КТГ с использованием электрода в виде спирали или скобки, которые фиксируют к доступной части плода с помощью инструмента после вскрытия плодного пузыря.
5
Лягте на кушетку на бок, запись производится в течение 40-60 минут, если срок беременности превышает 32 недели. В родах запись проводят в начале, середине и конце первого периода и на протяжении всего второго. Расшифровка результатов проводится специалистом. Этот метод позволяет выявить брадикардию или тахикардию плода, то есть уменьшение или увеличение сердечных сокращений, что может свидетельствовать о нарушения гомеостаза плода или гипоксии, кислородного голодания.
6
Проведите оценку сердечной деятельности с помощью различных проб. Так, термическая проба заключается в определении ЧСС после воздействия холода или тепла на кожу беременной. Можно попробовать перед прослушиванием сердцебиения походить в течение 10-15 минут. Проба с физической нагрузкой позволяет выявить ранние признаки нарушения сердечной деятельности.
7
Можете обратиться к специалисту, проводящему УЗИ. С помощью специального датчика, помещенного на кожу живота, отчетливо фиксируется ЧСС плода и ведется запись сердечного ритма. Подобный способ используется в медицине уже с 3 недели беременности и позволяет установить жизнеспособность эмбриона на ранних стадиях развития.

Совет 3: Что собой представляет внутриутробная гипоксия плода

Гипоксией называется кислородное голодание. Если плод в утробе матери по каким-то причинам не получает кислород в достаточном количестве, врачи говорят о внутриутробной гипоксии плода.
Что собой представляет внутриутробная гипоксия плода
Причины внутриутробной гипоксии плода многообразны. Данная патология встречается у беременных женщин, страдающих бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, пороками сердца, сахарных диабетом, гипертонией, а также у курящих. Гипоксия может возникнуть из-за сильного токсикоза, фетоплацентарной недостаточности, железодефицитной анемии, внутриутробного заражения плода герпесом, токсоплазмозом, микоплазмозом. Развивается гипоксия и при гемолитической болезни плода, возникающей в результате резус-конфликта. Случается такое при многоплодной беременности и многоводии.
Очень важно вовремя выявить внутриутробную гипоксию плода. Для этого беременная женщина должна регулярно посещать гинеколога и проходить все обследования, которые она назначает.

Различают хроническую и острую гипоксию плода. Во втором случае плод может погибнуть в течение нескольких минут. Это происходит при обвитии пуповиной, разрыве матки, отслойке плаценты. В таком случае выход один – срочное кесарево сечение с последующим выхаживанием ребенка в условиях реанимационного отделения.

Менее опасна хроническая гипоксия плода. Она, как правило, не приводит к гибели ребенка, но может нарушить формирование органов, если возникла до 12 недель беременности, а на более позднем сроке вызывает поражение нервной системы, задержку роста, а впоследствии затрудняет адаптацию к внеутробной жизни. Впоследствии у такого ребенка могут наблюдаться неврологические расстройства, задержка психического развития.
О кислородном голодании может свидетельствовать не только снижение, но и повышение активности плода, но это менее достоверный признак.

Один из первых признаков гипоксии плода – снижение его двигательной активности. В норме беременная женщина должна ощущать шевеление не менее 10 раз в сутки, если ребенок шевелится реже, это может свидетельствовать о недостатке кислорода.

Врач может заподозрить данное нарушение, прослушивая сердцебиение плода: при гипоксии его частота бывает ниже нормы, а тоны сердца становятся приглушенными. Для уточнения диагноза может быть назначена кардиотокография – специальная процедура для исследования сердечной деятельности плода.

Признаком внутриутробного кислородного голодания является двухнедельная задержка развития, выявляемая с помощью УЗИ. При наличии данной патологии беременную женщину госпитализируют. Если причиной гипоксии является болезнь матери, в первую очередь нужно лечить ее, разумеется, такими способами, какие не противопоказаны при беременности.

Женщине назначают лекарства, снижающие тонус матки, это позволяет улучшить кровообращение в плаценте. Применяют также препараты, снижающие свертываемость крови внутри сосудов, повышающие проницаемость клеток для кислорода, улучшающие обмен веществ и состояние нервной системы. В дальнейшем женщине рекомендуют специальную дыхательную гимнастику.

Если хроническая внутриутробная гипоксия плода сохраняется, несмотря на принятые меры, приходится прибегать к экстренному кесареву сечению. Разумеется, это возможно лишь при сроке более 28 недель.

Совет 4: Признаки многоплодной беременности

Многоплодная беременность – беременность несколькими малышами одновременно. Многоплодие – достаточно редкое явление (0,8-1,6% от общего числа беременностей). В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению частоты ее наступления за счет широкого внедрения в практику метода экстракорпорального оплодотворения.
Признаки многоплодной беременности
Инструкция
1
Генетическая предрасположенность имеет огромное значение для многоплодия. Заподозрить многоплодную беременность можно в том случае, если сама будущая мама, ее супруг или близкие родственники тоже рождены одними из близнецов. Кроме того, если женщина лечилась от бесплодия, например, принимала препараты, стимулирующие овуляцию, или прошла процедуру экстракорпорального оплодотворения, вероятность появления на свет двойняшек или тройняшек у нее гораздо выше.
2
В первом триместре при многоплодной беременности врач может обнаружить несоответствие между размерами матки и сроком беременности. При осмотре матка больше, чем должна быть, то есть, по сути, ее рост опережает срок беременности на несколько недель. Но этот признак не совсем достоверный, потому что подобная картина может наблюдаться, например, если у женщины есть миома матки или если произошла ошибка при установлении срока беременности.
3
После 20 недели беременности диагностировать многоплодие становится гораздо проще. Окружность живота и высота стояния дна матки оказываются большими, чем должны быть на данном сроке. Внимательный врач при наружном осмотре может прощупать через переднюю брюшную стенку, например, две головки, две спинки или два тазовых конца плодов. Так же при обследовании можно обнаружить небольшое углубление в середине дна матки, по обе стороны от которого располагаются крупные части малышей (головки или тазовые концы).
4
Присутствие нескольких точек отчетливого сердцебиения, которые можно прослушать стетоскопом, тоже говорит о многоплодии. Сомнений не остается, если один фокус сердцебиения располагается выше пупка женщины, а второй ниже. При кардиотокографии (КТГ) можно одновременно двумя датчиками регистрировать сердцебиение обоих малышей. Как правило, частота сердцебиения у них различается как минимум на 10 ударов в минуту.
5
Лабораторные тесты тоже имеют большое значение в диагностике. При многоплодной беременности концентрация в крови уровня хорионического гонадотропина и плацентарного лактогена всегда выше, чем при одноплодной беременности. Так же повышен уровень альфа-фетопротеина.
6
И все же основой диагностики является ультразвуковое исследование. Ошибка при УЗИ практически исключена. Точность метода составляет 99%, начиная с самых ранних сроков беременности (с 5-6 недели). На более позднем сроке УЗИ помогает определить не только количество плодов, но и количество плацент, а так же расположение малышей в матке.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500