Аттестация – это систематическое оценивание соответствия профессиональных и личностных качеств, уровня квалификации определенного сотрудника занимаемой им должности. Аттестация позволяет проанализировать недостатки в работе сотрудников, которые препятствуют более успешному развитию бизнеса. Попробуем разобраться, как нужно правильно проводить аттестацию.

При аттестации обычных рабочих не требуется каких-то сложных процедур. Аттестация управленцев требует более изощренных систем оценивания и абсолютно других критериев. Одним из наиболее известных является метод «360 градусов», когда менеджер оценивается по десятибалльной шкале и 6 параметрам: коммуникативные и организаторские способности, тайм-менеджмент, целеустремленность, способность противодействовать конфликтам в коллективе, умение управлять персоналом. Также необходимо учитывать результаты работы подчиненных данного управленца.



Обычно проводит аттестацию специальная комиссия с председателем во главе. Не подлежат аттестации по закону новые сотрудники (с опытом работы до одного года), беременные женщины или женщины, у которых есть дети до трех лет.

Аттестация должна проводиться не чаще чем один раз в год и состоять из трех этапов: подготовительного, проведения аттестации и заключительного.

Во время подготовительного периода разрабатываются необходимые методики, программа и перечень тех компетенций для сотрудников, по которым будет осуществляться аттестация. Сотрудники должны знать, по каким критериям они будут оцениваться. На этом этапе готовиться вся необходимая документация (билеты и т.д.). В это же время утверждается аттестационная комиссия и ее председатель.

Во втором периоде проводятся аттестационные мероприятия. Желательно для того чтобы проводить аттестацию привлекать независимых экспертов. Важно не забыть заполнить все необходимые документы и подготовить материалы для отчета.

На заключительном этапе подводятся итоги. В этот период проходит собрание аттестационной комиссии. На нем утверждаются результаты, проводится их анализ, выдвигаются рекомендации при работе с сотрудниками, а также принимаются организационные решения. В зависимости от итогов аттестации сотрудника, он может быть повышен в должности, ему могут увеличить заработную плату или премировать. В случае негативных результатов работника могут и уволить.

В целом, следует подытожить, что аттестация – очень важная составляющая эффективного управления предприятием, поэтому относиться к ней следует тщательно и серьезно.