1. Позиция Родителя. Это ценности, установки, представления о должном и шаблоны поведения, которые были усвоены человеком от своих родителей и других авторитетов. Позиция Родителя является «автопилотом» нашего поведения, то есть когда человек не знает, как себя вести в той или иной ситуации, он вспоминает усвоенные ранее образцы. Примером проявления Родительской позиции является назидание (я тебе говорил…, теперь ты понял…), осуждение (ну разве так можно…кто так делает…), долженствование (вот так правильно…, делай/не делай как я…). Без «Родителя» человек лишается моральных норм, нравственности и пренебрегает этическими принципами.

2. Позиция взрослого. Это объективная оценка реальности, логика, рассуждение с точки зрения выгоды. Она возникает на основе собственного жизненного опыта и позволяет принимать независимые решения, адекватные ситуации. Главное в этой позиции - это принятие решений на основе размышления. Примеры высказываний Взрослого: «это разумно», «как вы объясните этот факт?», «я подумаю». При слабой позиции Взрослого человек теряет связь с реальностью и пускает жизнь на самотек.


3. Позиция ребенка. В первую очередь это эмоции. Непосредственность, эгоизм, капризы, страхи, обиды, доверчивость, творчество и т.д. Решения принимаются спонтанно на основе настроения в данный момент. Примеры высказываний: «Я хочу/не хочу», «мне страшно», «я не буду», «ах так, тогда я». Ребенок отвечает за творчество и интерес. При сильно подавленном Ребенке человек теряет интерес к происходящему становится неспособным получать удовольствие.

Если трансакции пересекаются, например, первый собеседник встает на позицию Ребенка, а второй - на позицию Родителя, то возникает конфликт. Примером такого конфликта может быть следующий диалог:

- Давай убежим с урока?
- Нет, нужно учиться, а то будем работать дворниками.

По мысли Э. Берна, решить конфликт возможно, если перевести трансакции в непересекающиеся позиции. Другими словами, если первый собеседник начинает трансакцию с позиции Родителя, то ответить ему следует тоже с позиции Родителя. Например, так:

- Какая нынче молодежь стала наглая!
- Ой, и не говорите! Совсем распоясались!

Наиболее продуктивное общение, к которому необходимо стремиться, проходит на позиции Взрослый – Взрослый, например:

- Предложение интересное, но я не вижу своей выгоды.
- Я понимаю, мы можем дать вам дополнительную скидку в 10%, если вы оплатите заказ сегодня.

Кроме того, в трансактном анализе рассматриваются жизненные сценарии личности. Другими словами это установки, усвоенные в детстве и неосознанно применяющиеся во взрослой жизни. Если эти установки негативные, то личность испытывает определенные трудности. Поэтому главной задачей является коррекция сценария через позицию Взрослого.