Строгим порядком обеспечивается прежде всего эффективность трудового процесса. Однако, поддерживая дисциплину в коллективе, нежелательно опускаться до мелочной придирчивости к коллегам. Руководитель должен быть в меру демократичным и устанавливать открытые, дружеские отношения с людьми. Без этого довольно сложно добиться каких-либо заметных результатов. Для начальника важно не только серьезное отношение к работе, но и его способность шутить, улыбаться, рассказывать об интересных случаях, контактируя с подчиненными. Оптимально, когда доброе и уважительное отношение к сотрудникам сочетается с высокой требовательностью к ним и принципиальностью со стороны руководителя. Настоящий лидер обладает честностью, искренностью, тактом и самообладанием, чувством товарищества и коллективизма, но столь же требователен к себе, как и к другим. Успешно управлять людьми, сохраняя дисциплину на должном уровне, можно, только заботясь о них. Здоровые отношения в коллективе и высокий авторитет руководителя формируются тогда, когда последний не пренебрегает мелочами и следит за нравственной атмосферой внутри коллектива, равно как и за чистотой собственного поведения. Вежливый и внимательный руководитель, оперативно реагирующий на все сообщения и просьбы сотрудников, способен добиться максимальных успехов в контактах с подчиненными. Авторитетного руководителя отличает безупречное знание своего дела. Он способен переодеться в форму «обыкновенного рабочего» и на собственном примере показать, с каким качеством нужно выполнять ту или иную производственную задачу. Требуя от подчиненных соблюдения дисциплины, он сам должен быть организованным и пунктуальным. Итак, истинный авторитет начальника складывается из глубоких знаний дела, серьезного подхода к работе и непосредственных успехов в ней. Кроме того, уважения со стороны коллег, которое столь необходимо для эффективного руководства, невозможно добиться без уважительного и требовательного отношения к ним. Ни излишней строгостью к сотрудникам, ни попустительством и снисхождением дисциплины в коллективе не достичь. Авторитет руководителя зиждется не на мелочной опеке и не на мнимой доброте, а на стратегическом видении перспектив компании, возможностей ее развития. Не менее важно быть в курсе внутренних проблем коллектива, не имеющих прямого отношения к профессии.