Совет 1: Кто такой Фома Аквинский

Фома Аквинский – теолог и философ, живший в 13 веке. Он считается первым учителем церкви и носит титул «князя философии». Соединив христианское учение и догматы с философскими методами Аристотеля, Фома Аквинский основал томизм.
Кто такой Фома Аквинский

Родился Фома Аквинский (иначе Thomas Aquinas, Томас Аквинат или Фома Аквинат) в 1225 или в начале 1226 года в родовом замке Роккасекка, который располагался в окрестностях города Аквино. Отец его, граф Аквинский, владел городом. Воспитывался Томас Аквинат в бенедиктинском монастыре Монте-Кассино. Затем изучал свободные науки в университете Неаполя.

Вступив в доминиканский орден, Фома Аквинский отправился в Париж и Кельн изучать теологию и проходить новициат. Так в католической церкви называется испытание для лиц, желающих вступить в монашеский орден. В это время его наставником был Альберт Великий. В 1252 году Фома Аквинат вернулся в доминиканский монастырь Святого Иакова в Париже, а спустя 4 года его назначили преподавателем теологии Парижского университета.

Летом 1259 года он возвратился на родину, в Италию, где на протяжении 10 лет был советником по богословским вопросам и «чтецом» при папской курии. Умер Фома Аквинский 7 марта 1274 года по пути в Лион, куда его пригласил папа Григорий X в качестве консультанта и советника Лионского собора.

11 апреля 1567 года Фому Аквинского провозгласили учителем церкви. День память Святого Фомы Аквината западная церковь отмечает 28 января.

Фома Аквинский стремился канонизировать философию Аристотеля. Опуская материалистические положения в воззрениях древнегреческого философа, он увязывал его учение с идеями Платона. Сущность вещей Фома Аквинский рассматривал в отрыве от самих вещей.

Фома Аквинский вывел и сформулировал 5 доказательств Божественного бытия. Бог в его учении является первопричиной и конечной целью сущего. Признавая относительную самостоятельность человеческого разума и естественного бытия, Фома Аквинат утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, а философское познание и естественная теология – в сверхъестественном откровении. Учение Фомы Аквинского легло в основу католических направлений философии и теологии – томизма и неотомизма.

В споре об универсалиях его суждения перекликались с суждениями Авиценны. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В 1879 году его работы были признаны основами католической теологии.

Видео по теме

Совет 2: Выражение «Фома неверующий»: исторический аспект

В русском языке сохраняется много устойчивых выражений, которые имеют под собой определенное историческое событие. Иногда подобным выражениям предается определенный смысл. Одним из таковых является высказывание «Фома неверующий».
Выражение  «Фома неверующий»: исторический аспект

В русском обществе Фомой неверующим называют человека, сомневающегося в фактах, непреложных истинах. Это высказывание также может быть адресовано и тому, кто сомневается в определенных событиях и правдивых рассказах. Так кем же был Фома и почему он в устойчивом русском выражении называется неверующим?

Истоки указанного высказывания имеют под собой определенное историческое событие новозаветного времени, относящееся к евангельскому повествованию. Фомой являлся один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно этот ученик Иисуса усомнился в действительности воскресения Христова.

Евангелие повествует об этом следующим образом. После своего воскресения Христос явился своим апостолам в одной горнице (доме). Среди ближайших учеников Христовых в это время не было апостола Фомы. После чудесного явления воскресшего Христа, прочие апостолы рассказали Фоме о действительности воскресения. Однако последний не поверил рассказу, сказав, что утвердится в вере только после того, как лично увидит воскресшего Христа и дотронется своей рукой до ран Иисуса.

Повторное событие явления воскресшего Христа не заставило долго ждать. Спустя некоторое время Христос вновь явился ученикам уже в присутствии апостола Фомы. Иисус предложил неверующему Фоме вложить руку в свои раны. После этого Фома упал на колени и утвердительно исповедал Христа как Бога.

Это историческое евангельское событие указывало на изначальное маловерие апостола Фомы. Иисус специально явился повторно для того, чтобы доказать Фоме реальность своего воскресения, тем самым засвидетельствовав этот факт. Таким образом в русском народе и закрепилось выражение о Фоме неверующем.

Теперь это высказывание относится не только к человеку, который не верит в Бога, но и к любому, кто сомневается в различных истинах. В настоящее время выражение «Фома неверующий» уже плотно вошло в язык русского народа, представляя собой одну из форм благочестивого фольклора.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500