Совет 1: Иван Грозный как политик

Иоа́нн IV Васи́льевич (Иван Грозный) – великий князь Московский и всея Руси, первый царь всея Руси. Грозный стал правителем Руси в 3 года, правил с участием регентского совета – «Избранной Радой».
Иван Грозный как политик

Для всей русской истории, укрепления самодержавной власти и Русского государства правление Ивана Грозного имело огромное значение. Его политика состояла из 2 этапов: реформы 50-годов, усилившие самодержавную власть, которая была ограничена сословно-представительными учреждениями; затем при помощи опричнины Иван IV пытался установить абсоютную монархию.
Детство царя прошло во время «боярского правления», сильно расшатавшего государственную структуру. Поэтому, когда Грозный стал самостоятельно править государством в 1547г. он основал «Избранную раду», которая должна была осуществить идеи европейского абсолютизма.

Уже через 2 года Грозный собрал первый в истории России Земский собор (собрание представителей всех сословий, за исключением холопов и помещичьих крестьян). На соборе царь выступил с программой реформ. Итогом такого собора стал выпуск нового Судебника (1550г.), который был принят Боярской Думой.

Судебник резко ограничивал власть наместников, тем самым усиливая центральное управление государством, а также определял строгий порядок прохождения судебных и административных дел в государственной структуре. В суде могли участвовать выборные от народа: старосты, сотские. Также были ограничены податные привилегии крупных духовных и светских феодалов. Было регламентировано положение крестьянства: увеличена плата за уход от хозяина в Юрьев день, а также значительно усилены крепостнические законы.

С принятием Судебника в стране начались реформы. В 1556 году была упразднена система кормлений, денежное жалование бояр за службу стало единственным их доходом. В этом же году принято «Уложение о службе», в соответствии с которым военную службу должны нести как бояре, так и дворяне.

Иван Грозный завершает формирование армии. Он создает стрелецкое войско, численность которого в начале 50-х годов составляла 3000 человек, а уже к концу столетия – 20000 стрельцов. Артиллерию царь выделил в отдельный род войск, который к концу правления Грозного имел в своем арсенале 2000 орудий.

Во второй половине 50-х годов была проведена Приказная реформа, итогом ее стало завершение создания стройной системы государственного управления и исполнительной власти. Реформа состояла из 22 приказов, увеличила численность бюрократии, и охватила своим влиянием все сферы общества.

Для решения наиважнейших вопросов Иван Грозный создал высший государственный орган – Земской собор. В нем могли участвовать бояре, дворяне, духовенство и купечество, что свидетельствовало о превращении страны в сословно-представительскую монархию. Это отразилось и на местах земского самоуправления, наместники упразднялись, а на их места выбирались старосты из числа крестьян и посадских людей.

В это же время Грозный проводит Церковную реформу, которая канонизирует святых. Тем самым объединяя весь русский народ в единое государство. Реформа усилила корпоративную организацию церкви, ослабив ее независимость от государства.

3 декабря 1564 года, совершив своего рода государственный переворот, Иван IV ввел опричнину. Новый порядок делил центральное управление на 2 части: земской и опричный дворы. Земли государства также делились на 2 части: земщину и опричнину. Опричнина полностью была под властью царя, а на земщине оставался старый порядок управления. Все, кто не был записан в опричнину, выселялись на земщину, т.о. дворяне лишались своих родовых поместий. Грозный создал опричное войско – свою личную охрану. В этой время пытки, сыск уничтожение усадеб, массовые казни, грабежи становятся обычным делом. В 1572 году опричнина была упразднена, однако, некоторые ее элементы продолжали существовать до смерти царя. Опричнина напрямую способствовала хозяйственному кризису в стране, истощила ее экономику, нарушила экономические связи. В стране начались голод и нищета, отчего назрело всеобщее народное недовольство.

Видео по теме

Совет 2: Тверь-городок: история и достопримечательности

Все города, раскинувшиеся на берегах Волги, невероятно красивы и уютны. У каждого есть своя история и свой неповторимый городской шарм. И если вам вдруг захочется неспешно пройтись вдоль Волги по набережной, ваше желание может исполниться за каких-то 2-3 часа. Ровно столько времени занимает дорога из Москвы в Тверь.
Тверь-городок: история и достопримечательности

Впервые Тверь упоминалась в 1208-1209 гг. в Лаврентьевской летописи. До этого момента поселение уже существовало в 9-10 веках, но не имело четкого названия и статуса. Тверские земли были поделены между Владимирским, Новгородским и Смоленским  княжествами. Только после того как они перешли к Александру Невскому, а от него,  в свою очередь, к брату Ярославу, Тверь стала большим и сильным княжеством. Выгодное географическое положение Твери позволило городу быстро развивать торговые отношения, но и нападения захватчиков испытала Тверь не один раз.

Исторический  центр Твери тех лет не сохранился. Сначала Тверь подверглась нападению монголо-татар. Затем Иван Грозный в 1569 г. ополчился против новгородских земель  и начал свой поход с разгрома тверских владений. В Смутное время Тверь не раз подвергалась нападению поляков.

Постоянные войны истощили экономику Твери, и она на некоторое время потеряла свое влияние. Но строительство Петербурга и Вышневолоцкой водной системы вернули Твери роль перевалочного и  портового центра. При Петре Тверь активно застраивалась,  многие постройки сохранились – дом купца Арефьева, где останавливался Петр, приезжая в Тверь, каменная Успенская церковь. А вот Кремль погиб от пожара  в 1763 г., ведь центральная часть города была деревянная. Но в тот же год Екатерина издала указ застроить и облагородить город.

Планировка города повторяет Петербург и… Версаль – именно этот архитектурный  прием использовался строителями.  Благодаря  указу Екатерины мы и видим Тверь сегодня именно такой – с красивым старинным центром,  широкими прогулочными набережными, утопающими в зелени.  Главной застройкой того времени можно считать Императорский Путевой Дворец, построенный по проекту М. Казакова.

Дворец служил местом отдыха царских особ в поездках из Петербурга в Москву. Сама императрица не раз давала во дворце приемы и званные обеды, на которых побывали и князь Потемкин, и граф Шувалов, и иностранные дипломаты. Сейчас во дворце находится Тверская областная картинная галерея. Но само здание дворца находится в плачевном состоянии и ведения реставрационных работ не видно. Фасад потускнел и обрушился, трещины по всем стенам.

Внутри былого роскошного убранства тоже не сохранилось. Во время войны во дворце располагался немецкий штаб и при отступлении войск его подожгли. И хотя официально статус музей дворец получил в 1961 году, на его восстановлении это, к сожалению, никак не отразилось. Но посетить сам музей можно, выставки там проходят очень интересные.

Рядом со дворцом находится здание бывшего реального училища, теперь здесь располагается Тверской государственный объединенный музей. Обязательно посетите его вместе с ребенком. Там  очень полная коллекция экспонатов, рассказывающая о жизни и становлении Тверской области, предметы раскопок, животный мир, все вехи древней и современной истории. Экспозиция не скучная, достойная и будет интересна даже маленькому ребенку.

А когда вы переутомитесь от музеев, можно отдохнуть в городском парке, который находится прямо за дворцом и музеем, на набережной. С нее открывается красивый вид на Волгу, мосты, храмы. В самом парке можно покататься, например, на колесе обозрения – вид открывается завораживающий. Сами аттракционы еще советской эпохи, но людей, даже в выходные, не много, очередей практически нет. Большим минусом отдыха может стать отсутствие нормального кафе или ресторана.

В парке есть только летние кафе, в которых непонятно, чем кормить ребенка. В переулке рядом пиццерия и арабское кафе. Про пиццерию ничего не скажу, в кафе, к счастью, оказалась и русская кухня. Прилично и бюджетно,  но для малыша,  лучше взять с собой готовое детское питание. Еще одна маленькая подсказка –  в кафе можно пользоваться туалетом не только посетителям.

После обеда, набравшись сил, можно совершить пешую прогулку по центру города. Тверь так компактна, что почти все достопримечательности сосредоточены в одном месте и  расположены в шаговой доступности. Оставив машину на парковке и взяв карту города (ее можно купить в любом газетном киоске Твери), прогуляться по городу одно удовольствие.

Украшением Твери считается площадь, на которой стоит здание администрации Твери  - бывшее губернское правление и Казенная палата. Здесь в должности вице-губернатора служил Салтыков-Щедрин.  Музей же писателя находится на окраине  города, в доме, где он жил. Там открыта выставка,  рассказывающая не только о его писательской деятельности, но и о государственной службе.

Район Твери, который находится на другом берегу Волги, логично назван Заволжским. Попасть на него можно по одному из двух мостов – старой (1900г.) и новой постройки (1956г). Еще прогуливаясь по набережной,  вы наверняка, заметите на противоположной стороне  большой и необычный памятник.  Переехав на другую сторону Волги,  вы попадете на другую набережную, не менее привлекательную.

Центром прогулок и местом гуляний свадебных кортежей является памятник Афанасию Никитину. Этот известный купец и путешественник является негласным символом Твери. Известен  он тем, что  совершил путешествие в Индию, за тридцать лет до того, как эту страну открыл Васко да Гама. Правда,  удалось это Никитину случайно: во время обычной торговой поездки на его корабль напали татары и разграбили весь товар.

Возвращаться домой с пустыми руками Никитин не хотел и,  желая распродать оставшейся товар, стал путешествовать на других торговых судах, направлявшихся на Восток. Два года прожил он в Иране, прежде чем узнал про Индию и отправился туда. Результатом  поездки стали путевые записки Никитина «Хождение за три моря»,  в которых он подробно и непредвзято рассказывает о своих приключениях в Индии и о нравах  и людях страны.

По набережной можно пройтись до Речного вокзала. От него отправляются на экскурсии речные трамвайчики. Не пропустите последнюю возможность увидеть всю красоту города с борта теплохода, ведь сезон навигации на Волге недолог. Кстати, еще одними местом швартовки, является городской парк. От него так же можно попасть на экскурсию. К Речному вокзалу пристают теплоходы, совершающие круиз по Волге.

Поверьте, эти громадные лайнеры не оставят равнодушными ни одного ребенка. Сам вокзал стоит на пресечении рек Тверца (от названия которой и пошло название города)  и, соответственно, Волги.  С набережной можно сделать красивые снимки Свято-Екатерининского женского монастыря и набережной Степана Разина со старинной застройкой.  В Заволжье есть и святыни – Воскресенская церковь и Успенский собор. Постройка монастыря была связана  с именем первого тверского князя Ярослава Ярославовича.

Кстати, с этим монастырем связано одно устойчивое выражение, которое мы сейчас употребляем, не задумываясь о его значении. В 15 веке монастырь служил местом заключения для несогласных с политикой Ивана Грозного. Одним из них был митрополит Филипп Колычев. Из заключения в монастыре он писал Ивану Грозному грамоты, в которых обличал опричнину и критиковал царя. И эти грамоты называли «филькиными». С тех времен и пошло выражение «филькина грамота».

Если вы захотите купить на память сувенир с символикой города, то вам придется очень хорошо поискать. Почему-то с этим в городе сложно и скудно. Присмотреть что-нибудь можно только в фойе музеев. А в остальном, поездка в Тверь это отличный вариант однодневного приключения. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500