Совет 1: Каким должен быть идеальный преподаватель

Современные стандарты образования предъявляют высокие требования к уровню подготовки учеников школ и студентов вузов. Без сомнения, качество знаний учащихся, их способность стать в будущем грамотными специалистами – это очень важно. Но не следует забывать и о преподавателях. Какими же качествами должен обладать идеальный преподаватель?

Хороший преподаватель способен прислушиваться к мнению студента. Спущенная сверху и утвержденная программа обучения не всегда соответствует запросам обучающихся, которые нередко стремятся получить более разносторонние и широкие знания по предмету. Иногда имеет смысл что-то изменить в учебном материале и в манере его подачи. Это делает учебный процесс более гибким и соответствующим потребностям студентов. Идеальный преподаватель отдает себе отчет в том, что он не может знать все по своему предмету. Он свободен от «профессионального маразма», который выражается в позиции: «Никто не знает этот предмет лучше меня». Настоящий преподаватель всегда открыт для нового, готов приобретать знания вместе со своими студентами, не опасается показаться некомпетентным. Хороший преподаватель допускает существование мнения, не совпадающего с его собственным. Современный и грамотный преподаватель владеет техническими средствами обучения, соответствующими цифровой эпохе. Он в равной мере хорошо владеет приемами составления презентации на компьютере и навыками работы с электронной почтой. Умение разбираться в пакетах прикладных компьютерных программ не только облегчает работу преподавателя, но и повышает его профессиональный статус. Идеальный преподаватель подходит к делу творчески, с интересом, вкладывая в свой предмет не только время, но и душу. Такого человека аудитория всегда слушает со вниманием, заряжаясь его эмоциями и перенимая любовь к предмету. Бесцветная и однообразная подача материала, напротив, может вызвать лишь скуку. Посредственный преподаватель готовит студентов к механическому запоминанию материала. Хороший умеет заставить их понимать материал и свободно оперировать им. И только идеальный преподаватель старается по мере своих сил и способностей сделать так, чтобы студенты сами творили учебный материал. Такой подход учит их самостоятельно и раскрепощено мыслить, а не перенимать без критики окостеневшие истины. Истинный преподаватель великолепно владеет своим предметом и умеет применять преподаваемые категории на практике, как бы банально это ни звучало. Сомнительно, чтобы хороший преподаватель социальной психологии, например, не смог справиться с учебным коллективом, пытающимся сорвать занятие. Профессиональные знания, умения и навыки были и остаются главным критерием оценки преподавателя со стороны студентов.

Совет 2: Какая она, идеальная школа

О том, какую школу можно считать идеальной, давно ведутся жаркие споры. Одни утверждают, что самое главное в школе – строгая дисциплина, без которой невозможно ни привить детям уважение к учителям, ни заставить их добросовестно учиться. Другие возражают: мол, школа не армия, незачем приучать детишек к жестким правилам и требовать их безусловного соблюдения. Главное – демократичная, доброжелательная атмосфера, чтобы дети видели в учителях старших товарищей, наставников, а не надзирателей. Где же истина?

Какова главная функция школы



Какой должна быть школа? Каждая из теорий, которая выдвинута при споре, по-своему справедлива. Но надо помнить, что главная функция школы указана в самом ее обозначении – «учебное учреждение». То есть, в первую очередь, дети в школе должны учиться, овладеть теми предметами, которые включены в образовательную программу. А для этого нужна как дисциплина (конечно, в разумных пределах, без крайностей), так и хорошие, высококвалифицированные педагоги, которые умеют излагать свой предмет не только правильно и понятно, но и интересно, внушить детям любовь к нему. Учитель должен быть авторитетом для школьников. Но этот авторитет должен основываться не на страхе, а на уважении старшего.

В хорошую школу дети идут охотно, зная, что учителя не только интересно и занимательно расскажут о своих предметах, но и выслушают их, дадут добрый совет, подскажут, как решать ту или иную проблему.

Для того чтобы образовательный процесс проходил на высоком уровне, а здоровье учеников не подвергалось риску, школа должна быть оснащена всем необходимым, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Должна ли школа выполнять воспитательную функцию



К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания воспитанию своих отпрысков, перекладывая эту обязанность на школу. Мол, там же педагоги работают, вот пусть и объясняют моему чаду, что такое хорошо, а что такое – плохо. К тому же, в последнее время права школьников явно превысили их обязанности, а учителям стало проблематично наказывать даже злостных нарушителей школьной дисциплины, ведь за это можно получить срок.

Это, разумеется, накладывает негативный отпечаток на школьную действительность. Тем не менее, хорошие педагоги в состоянии найти общий язык даже с «трудными» учениками, внушить им, что учеба – это не тягостная повинность, а полезное и необходимое дело, и что надо выполнять правила, обязательные для всех.

Учитель должен внушать детям, чтобы они относились друг к другу с уважением, состраданием, проявляли взаимовыручку. Не случайно выпускники хороших школ даже спустя многие годы после получения аттестатов регулярно общаются, собираются вместе.

Подводя итог, можно сказать: идеальная школа – это то образовательное учреждение, которое дает ученикам хорошие знания и способствует формированию у них достойных человеческих качеств.
Видео по теме

Совет 3: Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей

Нельзя сказать, что существует единственный общепринятый архетип идеального учителя. Людям абсолютно привычно, что с большим или меньшим успехом каждый педагог использует собственный метод преподавания. Однако, если вспомнить собственные школьные и студенческие годы, всегда можно найти общее в тех преподавателях, учиться у которых действительно хотелось.



Разница в социальном положении между учеником и учителем всегда становится главным камнем преткновения. В сущности, это единственная причина, по которой отношения могут не складываться – и если педагогу (а ответственность всегда лежит на нем) удается решить проблему, он сразу становится привлекательнее для своих подопечных.

Лучшим примером является не хороший учитель, а, напротив, плохой. Никто не любит преподавателей, надменно относящихся к ученикам или выставляющих абсурдные требования. Не поощряется сухость и консервативность, слишком большая уверенность в собственной правоте. Происходит это отнюдь не потому, что любой учащийся ленив. Проблема глубже: описанный выше преподаватель как бы намеренно подчеркивает собственное превосходство, чего делать решительно нельзя. Учитель должен понимать, что он априори выше тех, с кем он работает, и разницу в уровнях нужно компенсировать всеми доступными способами.

Главное оружие педагога – общение на отвлеченные темы. В обсуждении последних новостей далеко не всегда преподаватель будет авторитетнее студента, а потому оказывается к нему ближе. Если в разговоре старший собеседник действительно заинтересован мнением и позицией младшего – он как бы признает последнего в качестве равного себе, что не может не льстить.

Кроме того, учитель всегда помнит подопечных – если не по именам, то по характеру и уровню знаний. Он активно подстраивает требования, не подгребая всех под единый стандарт; в случае добросовестного отношения делает поблажки. Кроме того, он никогда не злится на человека за неуспеваемость – как минимум потому, что агрессия всегда вызывает защитную реакцию и не дает продуктивных результатов.

Однако становиться совсем «друзьями» с учениками тоже нельзя. Дистанцию нужно компенсировать, но не устранять, сохраняя вес и авторитет. Это достигается, разумеется, личным превосходством: при здоровом интересе к ученикам учитель и сам не должен отставать. У него всегда есть острота в адрес опоздавшего; у него широкий спектр знаний и запас жизненного опыта; наконец, он грамотно аргументирует свою позицию. Хороший учитель должен быть выше ученика и тянуть его на свой уровень – но, при этом, не подавлять его личных качеств.


Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше