Совет 1: Как празднуют День Святого Григория, Просветителя Армении

Святой Григорий Просветитель – один из самых почитаемых армянским народом исторических деятелей. Он родился в семье высокопоставленного вельможи Анака Партева, приближенного ко двору армянского царя Хосрова Аршакуни. По наущению персов отец Григория убил царя, после чего попытался спастись бегством вместе со своей семьей. Но беглецов вскоре настигли. Цареубийцу и всех членов его семьи, кроме двухлетнего Григория, казнили.

Каким именно образом спасся маленький мальчик, доподлинно неизвестно. Скорее всего, его спрятали слуги отца, увезя в Кесарию Каппадокийскую. Там Григорий вырос и принял христианскую веру. Чтобы искупить грех своего отца, он инкогнито поступил на службу к царю Трдату III – сыну убитого Анака. Каким-то образом Трдат узнал, что Григорий не только сын его кровного врага, но еще и христианин. В гневе царь приказал заточить Григория в темницу и не давать ему пищи. Но добрые люди тайком передавали узнику еду. Так продолжалось долгих 13 лет (по другим источникам еще больше – 15).

Потом Трдат III тяжело заболел, и Григорий смог вылечить его усердными молитвами. После этого исцеленный царь уверовал в силу христианской религии и крестился вместе со своими подданными. Христианство стало господствующей религией в Армении, а Григорий получил сан епископа – католикоса. Он скончался в 326 году. Именно в его честь Армянская Апостольская Церковь до сих пор носит и другое название – «Григорианская».

День Святого Григория отмечается в Армении 30 сентября. В этот день происходят пышные службы в Ереванском кафедральном соборе и в Эчмиадзинском кафедральном соборе, построенном при жизни и по инициативе Святого Григория. Множество людей посещают темницу, где томился Святой Григорий. Эта подземная тюрьма Хор Вирап (в переводе с армянского языка «глубокая яма», «глубокое узилище») находится на территории монастыря, носящего такое же название. Именно с высокого скалистого обрыва, где расположен монастырь, открывается великолепный вид на священную для армян гору Арарат. Верующие вспоминают о тяжких муках, которые переносил Святой Григорий за долгие годы заключения в подземной темнице, и обращаются к нему с просьбами даровать стойкость и мужество при преодолении разных испытаний.

Верующие также в этот день поминают Святого Григория, совершая жертвоприношения («матах»). Жертвенным животным могут быть бычок, баран, петух или голубь. По традиции мясо жертвенного бычка отваривают и потом раздают в 40 домов, мясо барана – в 7, петуха же делят на 3 дома. Голубя же положено выпустить на волю. Жертвенное животное варят только с добавлением соли, никакие другие приправы не разрешаются. Этот обычай до сих пор очень популярен в Армении, несмотря на то, что многие христианские церкви порицают его, видя в нем пережиток язычества.

Совет 2: Что такое Вардавар

Вардавар – традиционный армянский праздник, отмечаемый на 98-й день после Пасхи. В Армении он проходит масштабно, так как любим армянским народом, и считается одним из главных праздников Армянской Церкви. В этот день принято обливать водой друг друга, что само по себе актуально для летней жары.

Праздник Вардавар берет свое начало из культа древнеармянской языческой богини Астхик, считавшейся богиней любви, воды и плодородия. Именно из старых верований сохранилась традиция обливания водой и украшения домов алыми и оранжевыми цветами. С приходом христианства Вардавар приурочили к дню Преображения Господня, которое, по библейскому преданию, произошло на горе Фавор. Так святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, установил празднование Преображения на 11 августа, что совпало с первым числом месяца навасард по языческому календарю. А в этот день и отмечался языческий праздник Вардавар, впоследствии ставший таким же христианским, как день Ильи Пророка или Ивана Купалы.

Праздновать Вардавар начинают с самого утра. Все стараются облить друг друга водой, несмотря на пол, возраст и положение в обществе. Причем делают это из любой доступной посуды, в которой до этого дня выдерживались цветы, приготовленные к празднованию. Согласно древней традиции, обижаться или выражать недовольство нельзя, а вода в этот день считается особенно целебной. Кроме того, устраиваются традиционные песнопения, танцы, игры, организуются ярмарки и гуляния. Люди дарят друг другу цветы алого или оранжевого цвета, стараются украсить ими свои жилища, фасады и крыши домов. Влюбленные отпускают голубей: если голубь трижды совершает круг над домом любимой, осенью ее выдают замуж. В горных районах Армении с их прохладным климатом традиция обливания водой непопулярна. Здесь, главным образом, веселятся, совершают дальние паломничества к святыням и родникам.

В древности праздник Вардавар также сопровождался массовыми жертвоприношениями, многие из которых происходили в храме Астхик. В наше время церкви Армении проводят в этот день праздничные службы. Так как Вардавар – еще и праздник плодородия, принято собирать с полей колосья пшеницы и благословлять их в церкви, защищая будущий урожай от града и повреждений. Из колосьев пшеницы или цветов плетут венки и подбрасывают их во дворы к соседям и родственникам. По ночам зажигаются костры. Танцуя вокруг них и веселясь, самые стойкие встречают рассвет.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше