В старину Родогощь был самым крупным праздником, связанным со сбором урожая, а также одним из четырех Святодней Кологода. Славяне верили, что именно в этот день светлые боги начинают покидать землю и уходят в Сваргу, т.е. на небо. Там боги будут пребывать до будущей весны. Однако, хотя они покидают верующих зимой, их сила остается в сердцах тех, кто живет праведно.

Начинался Родогощь с зачина, когда славяне с помощью ворожбы стремились узнать, что ждет их в будущем году. После гаданий и священных обрядов ставили огромный медовый пирог, специально приготовленный к празднику. Этот пирог, как правило, был настолько велик, что нередко оказывался выше человека. Жрец прятался за ним, а затем спрашивал окружающих, видят они его или нет. Если пирог оказывался недостаточно высоким, и присутствующие отвечали, что видят жреца, тот желал им богатого урожая в будущем году, чтобы селяне смогли испечь пирог побольше.


После этого начинался веселый пир. Поскольку урожай к Таусеню по большей части был уже собран, стол ломился от блюд. Богатый и роскошный пир был как отдыхом после тяжелой крестьянской работы, так и наградой за тяжелые труды. Поскольку 27 сентября было принято не только отмечать удачный сбор урожая, но и вспоминать о приближающейся зиме, славяне разыгрывали сценки из сказки о богатыре и подземном царстве. Эта сказка напоминала людям как об угасании Солнца, так и о том, что Зима постепенно набирает силу и вскоре будет царствовать.

Вечером, перед наступлением темноты, принято было разжигать костер и прыгать через него. Этот обряд символизировал очищение, которое пламя дарует каждому человеку. Жрецы же не просто перепрыгивали через костер, но даже ходили по углям босиком, вводя себя в транс равномерными ударами бубна и пением. И, наконец, праздник Родогощь не обходился без веселых игрищ, в которых участвовали все желающие.