Совет 1: Как отмечают День озера Байкал

Байкал – чистейшее и глубочайшее озеро в мире, а история его существования насчитывает более 20 миллионов лет. Этот крупнейший пресный водоем, созданный самой природой, является частью мирового наследия, а в 1999 году в его честь был учрежден праздник.
Как отмечают День озера Байкал

День озера Байкал учрежден недавно, в 1999 году, однако популярность этого праздника уже сделала его одной из важных дат календаря. Его отмечают по всей России и готовятся к нему заранее. Мероприятия, посвященные Дню Байкала, проходят во многих городах. Под его эгидой организуются фестивали, концерты, культурные и научные выставки, спортивные состязания и театральные представления.

Дата, посвященная древнему озеру, меняется из года в год. До 2008 года она приходилась на четвертое воскресенье августа, затем – на второе воскресенье сентября. Целью всех мероприятий является привлечение внимания к вопросам экологии, которые с каждым днем становятся все более животрепещущей темой. Им посвящены экологические субботники, во время которых происходит уборка мусора с побережий водоемов по всей стране.

Учреждение праздника, посвященного озеру Байкал, связано с принятием в 1999 году правовых основ его охраны. Этот водоем является уникальным по разнообразию флоры и фауны, внушительная часть видов растений и животных обитает только здесь. Благодаря принятым нормам сформирован особый список запрещенных видов деятельности на территории озера и окружающей его местности. В 2008 году удалось добиться ограничения работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, главного источника промышленных отходов, загрязняющих озеро.

За короткое время существования Дня Байкала появились свои традиции. К примеру, уже семь лет в Иркутске проходит фестиваль международного масштаба, в рамках которого детям и взрослым показывают документальные и учебные фильмы из серии «Человек и природа». В школах окружающего региона проходят уроки, посвященные истории озера и экологическим проблемам. В Иркутском краеведческом музее ежегодно организуется детский турнир «Рыцари Байкала», подводятся итоги творческих и научных конкурсов, проводимых в течение всего предшествующего года.

По окончании всех мероприятий дня участники собираются вместе, чтобы пройти по Ангарскому мосту к иркутскому памятнику Алексадру III. Заключительная акция называется «После праздника должно быть чисто!», во время которой наводится порядок на набережной, улицах, дорожках и газонах.

Совет 2 : Почему Байкал - озеро

Озеро Байкал – крупнейшее в мире хранилище пресной воды. Оно находится в самом центре Азии и напоминает по виду огромный полумесяц. Традиционно Байкал считают озером, хотя по глубинам, протяженности и строению котловины он больше похож на небольшое море. Споры о природном статусе водохранилища не утихают.
Почему Байкал - озеро
Инструкция
1
Уже несколько столетий назад авторитетные ученые, опираясь на факты, подтвержденные наукой, часто использовали термин «море» в отношении Байкала. Этот образ нашел отражение в эпосе местных народностей, заметках путешественников и даже в народных песнях, где поется про «славное море, священный Байкал». Сравнение с морем, однако, вызвано чаще всего внушительными размерами Байкала.
2
С морем Байкал роднит и целительная природа побережья. В этих местах издавна люди излечивались чистым целебным воздухом, лечебными грязями и минеральными источниками. Исследователи здешних мест еще в XVII веке сравнивали Байкал с южными морями, обладающими свойством излечивать от недугов тело и душу. Действительно, по некоторым особенностям строения дна Байкал напоминает знаменитое Мертвое море.
3
Что же дает основание считать Байкал озером? Дело в том, что Байкал не имеет выхода к океанским водам и является крупнейшим в мире хранилищем пресной воды. Запасы ее настолько огромны, что могли бы обеспечивать все население Земли на протяжении нескольких десятков лет. Ученые подсчитали, что Байкал содержит около одной пятой всех мировых запасов чистой воды, пригодной для питья. В воде Байкала так мало минеральных солей, что ее вполне можно использовать в качестве дистиллированной.
4
Отнести Байкал к озерам позволяют также особенности водной растительности и животного мира, характерные именно для озер. Здесь обитает более двух тысяч видов водных животных, причем значительную их часть можно встретить только в этом озере. Обилие живых организмов ученые объясняют высоким содержанием кислорода в толще байкальской воды.
5
История Байкала исчисляется многими миллионами лет. За это время не слишком высокие, но достаточно крутые волны активно воздействовали на покрытые скалами берега, которые уходят основаниями под водную гладь. Нередко можно увидеть места, где склоны берегов окаймляются огромными валунами и галькой, становясь похожими на неприступные крепостные стены.
6
Интересно, что некоторые геофизики поддерживают гипотезу, согласно которой Байкал принадлежит к зарождающемуся на планете новому океану. Измерения показывают, что берега озера ежегодно понемногу расширяются. Косвенным подтверждением данной гипотезы служат также частые землетрясения и магнитные аномалии, наблюдающиеся вблизи Байкала. Все это свидетельствует о медленном преобразовании котловины озера.

Совет 3 : Как открыли Байкал

Первое в истории упоминание об озере Байкал датируется 110 годом до н.э. Китайцы оставили потомкам в письменных документах информацию о «Северном озере», озере Бейхай. На начало нашей эры приходится расцвет курумчинской культуры, издавна проживавшей вокруг Байкала. В X -XVI веках сменяются племена курыкан, хори, тунгусские народы. В XVII-VIII вв. территорию вокруг озера заселяют бурятские племена. Русские казаки достигли Байкала в XVII веке.
Озеро Байкал

Казаки-первопроходцы

Первые сведения о бурятах относятся к 1609 году. Именно на начало XVII века приходится активное освоение этого края. Основание Томска датируется 1604 годом, постройка Енисейского острога – 1619 годом, Красноярского острога – 1628 годом. Первопроходцы продвигались по Верхней Тунгуске, Ангаре, Лене. В 1640-1641 годах о Байкале упоминают в «Чертежной росписи», описывающей притоки реки Лены. Со ссылкой на бурятов указано: «...называют братские люди Байкалом озером». Указано, что летом 1640 года по Байкалу плавали казаки, описывается само озеро, часть побережья, остров Ольхон. Частично описаны животные, жители побережья, их быт.

Некоторые исследователи упоминают Ивана Галкина, атамана, поднявшегося по реке Ангаре с отрядом в 30 казаков, поставившего зимовье возле реки Игирмы в 1631 году. Однако большинство историков связывают выход к Байкалу с именем Курбата Иванова. В 1643 году его отряд преодолел Приморский хребет и вдоль реки Сармы, через Косую степь, достиг Байкала в точке напротив острова Ольхон.

Курбат Иванов составил воеводе Петру Головину в Якутский острог сообщение о богатых землях вокруг озера. Наименование «Байгаал», пришедшее из бурятского языка, было изменено в более удобное для русского языка «Байкал». Именно Иванов составил первый чертеж озера, собрал информацию о рыбе, что водится в Байкале, о видах пушного зверя на его берегах.

Руководствуясь полученными сведениями, правительство в 1644 году направляет к озеру казаков под руководством Василия Колесникова. Этот отряд возвращался из Енисейска после поисков месторождений серебряных руд. Василий Колесников предоставил вторую карту озера. Иван Похабов в 1647 году по пути в Монголию, совершил переход по льду через южный Байкал. Были построены Баргузинский и Усть-Баргузинский остроги.

Описание южной части Байкала приводится в отписке сына боярского Петра Бекетова, датированной 1653 годом и адресованной енисейскому воеводе Афанасию Пушкову. Петр Бекетов преодолел расстояние от Енисейска до Братского острога, через устье Прорвы, по Байкалу до Селенги, проплыл по рекам Селенга и Хилка.

Интересные факты открытия и изучения Байкала

В «Росписи имянной», по которой собирался ясак государев в Енисейский острог, Байкал называется морем.

Первое литературное описание озера Байкал дал протопоп Аввакум в книге «Житие протопопа Аввакума», побывавший на озере Байкал по пути в ссылку в 1665 году. В книге старообрядец красочно описал природу озера.

В 1667 году на «Чертеже Земли Сибирской» дается полное изображение Байкала, составленное по указу Перта Ивановича Годунова, тобольского воеводы.

Первым ученым, направленным на Байкал для изучения Сибири Петром I, был Д. Г. Мессершмидт.

Первая инструментальная съемка и подробная десятиверстная карта озера Байкал была составлена штурманом Алексеем Пушкаревым.

Природа и животный мир Прибайкалья изучался академиками И. Г. Гмелиным в 1732-1748 гг., академиком П. С. Палласом в 1771-1773 гг., академиком И. Г. Георги.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500