Благотворительные магазины (charity shops, hospice shops) уже более двух столетий пользуются популярностью в странах Запада. Они, как правило, представляют собой розничные предприятия торговли, которые управляются группой энтузиастов и преследуют цель привлечения средств на социально значимые цели.

Подобные благотворительные проекты работают по принципам социального предпринимательства, вся их деятельность заключается в сборе средств на социальные нужды населения. Вещи, которые магазины предлагают на продажу, жертвуются населением. Это позволяет обеспечивать льготные условия реализации товаров и предельно низкие цены, привлекающие к благотворительным продажам множество заинтересованных лиц.


Как правило, благотворительные магазины сами полностью обеспечивают свои текущие нужды, например аренду, оплату труда персонала, оборудование. После закрытия расходных статей вся оставшаяся прибыль направляется на благотворительность.

Принципы организации благотворительных магазинов приносят пользу всем сторонам, участвующим в реализации таких проектов. Вырученные от продажи товаров средства идут напрямую получателям благ: бездомным людям, больным детям, лицам с ограниченными физическими возможностями. Те, кто отдает свои вещи в магазины, избавляются от ставших ненужными вещей и вносят свой посильный вклад в благотворительность.

Эффективность такой формы благотворительности объясняется тем, что средства здесь не жертвуются напрямую, что для многих является психологическим барьером. Покупатель, фактически жертвующий деньги, получает в обмен на них полезные и нужные вещи. Структура благотворительных магазинов отличается предельной прозрачностью, поэтому каждый желающий может получить доступ к отчетности и убедиться в целевом использовании средств, вырученных от продажи товаров.

Ассортимент товаров, пользующихся спросом в благотворительных магазинах, довольно широк. Это одежда, обувь, украшения, аксессуары, книги, предметы мебели и многое другое. Чаще всего вещи передаются в магазины в весьма хорошем состоянии и могут быть использованы по назначению в течение длительного времени.

Для России благотворительные магазины пока еще остаются инновационной формой социальной поддержки. Такие магазины уже открыты в Санкт-Петербурге и Волгограде. Летом 2012 года первый подобный проект реализован в Москве. В этой «Лавке радостей» отсутствуют раз и навсегда установленные цены, покупатели могут отдать за понравившийся товар столько, сколько сочтут нужным.

Отсутствие законодательного регулирования в описанной сфере социального предпринимательства зачастую заставляет организаторов проекта не продавать вещи, а получать средства в виде пожертвований. Остается надеяться, что со временем российские законодатели восполнят пробелы в правовом обеспечении деятельности такой полезной для общества модели, каковой является благотворительный магазин.