Совет 1: Как научиться читать таблицу химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая система химических элементов – это уникальный справочный материал, который нужно правильно «читать», а затем воспользоваться полученной информацией. Помимо этого таблица Д.И. Менделеева считается разрешенным материалом на всех видах контроля, включая даже ЕГЭ по химии.
Как научиться читать таблицу химических элементов Д.И. Менделеева
Вам понадобится
  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инструкция
1
Периодическая система представляет собой многоэтажный «дом», в котором располагается большое количество квартир. Каждый «жилец» или химический элемент живет в своей собственной квартире под определенным номером, который является постоянным. Помимо этого элемент имеет «фамилию» или название, например кислород, бор или азот. Кроме этих данных в каждой «квартире» или клетке указана такая информация, как относительная атомная масса, которая может иметь точные или округленные значения.
2
Как в любом доме, здесь имеются «подъезды», а именно группы. Причем в группах элементы располагаются слева и справа, образуя подгруппы. В зависимости от того, с какой стороны их больше, та подгруппа называется главной. Другая подгруппа, соответственно, будет побочной. Также в таблице имеются «этажи» или периоды. Причем периоды могут быть как большими (состоят из двух рядов) так и малыми (имеют только один ряд).
3
По таблице можно показать строение атома элемента, каждый из которых имеет положительно заряженное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а также вращающихся вокруг него отрицательно заряженных электронов. Число протонов и электронов численно совпадает и определяется в таблице по порядковому номеру элемента. Например, химический элемент сера имеет №16, следовательно, будет иметь 16 протонов и 16 электронов.
4
Чтобы определить количество нейтронов (нейтральных частиц, также расположенных в ядре) вычтите из относительной атомной массы элемента его порядковый номер. Например, железо имеет относительную атомную массу равную 56 и порядковый номер 26. Следовательно, 56 – 26 = 30 протонов у железа.
5
Электроны находятся на разном расстоянии от ядра, образуя электронные уровни. Чтобы определить число электронных (или энергетических) уровней, нужно посмотреть на номер периода, в котором располагается элемент. Например, алюминий находится в 3 периоде, следовательно, у него будет 3 уровня.
6
По номеру группы (но только для главной подгруппы) можно определить высшую валентность. Например, элементы первой группы главной подгруппы (литий, натрий, калий и т.д.) имеют валентность 1. Соответственно, элементы второй группы (бериллий, магний, кальций и т.д.) будут иметь валентность равную 2.
7
Также по таблице можно проанализировать свойства элементов. Слева направо металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются. Это хорошо видно на примере 2 периода: начинается щелочным металлом натрием, затем щелочноземельный металл магний, после него амфотерный элемент алюминий, затем неметаллы кремний, фосфор, сера и заканчивается период газообразными веществами – хлором и аргоном. В следующем периоде наблюдается аналогичная зависимость.
8
Сверху вниз также наблюдается закономерность – металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают. То есть, например, цезий гораздо активнее по сравнению с натрием.
Полезный совет
Для удобства лучше использовать цветной вариант таблицы.

Совет 2: Селен как химический элемент таблицы Менделеева

Химический элемент селен относится к VI группе периодической системы Менделеева, он является халькогеном. Природный селен состоит из шести стабильных изотопов. Известно также 16 радиоактивных изотопов селена.
Селен как химический элемент таблицы Менделеева
Инструкция
1
Селен считается очень редким и рассеянным элементом, в биосфере он энергично мигрирует, образуя более 50 минералов. Самые известные из них: берцелианит, науманнит, самородный селен и халькоменит.
2
Селен содержится в вулканической сере, галените, пирите, висмутине и других сульфидах. Его добывают из свинцовых, медных, никелевых и других руд, в которых он находится в рассеянном состоянии.
3
В тканях большинства живых существ содержится от 0,001 до 1 мг/кг селена, некоторые растения, морские организмы и грибы его концентрируют. Для ряда растений селен является необходимым элементом. Потребность человека и животных в селене составляет 50-100 мкг/кг пищи, этот элемент обладает антиоксидантными свойствами, влияет на множество ферментативных реакций и повышает восприимчивость сетчатки глаза к свету.
4
Селен может существовать в различных аллотропических модификациях: аморфной (стекловидный, порошкообразный и коллоидный селен), а также кристаллической. При восстановлении селена из раствора селенистой кислоты или быстрым охлаждением его паров получают аморфный красный порошкообразный и коллоидный селен.
5
При нагревании любой модификации этого химического элемента выше 220°С и последующем охлаждении образуется стекловидный селен, он хрупок и обладает стеклянным блеском.
6
Наиболее устойчив термически гексагональный серый селен, решетка которого построена из расположенных параллельно друг другу спиральных цепочек атомов. Его получают при помощи нагревания других форм селена до плавления и медленным охлаждением до 180-210°С. Внутри цепей гексагонального селена атомы связаны ковалентно.
7
Селен устойчив на воздухе, на него не действуют: кислород, вода, разбавленная серная и соляная кислоты, однако он хорошо растворяется в азотной кислоте. Взаимодействуя с металлами, селен образует селениды. Известно множество комплексных соединений селена, все они ядовиты.
8
Получают селен из отходов бумажного или сернокислого производства, методом электролитического рафинирования меди. В шламах этот элемент присутствует вместе с тяжелыми и благородными металлами, серой и теллуром. Для его извлечения шламы фильтруют, затем нагревают с концентрированной серной кислотой или подвергают окислительному обжигу при температуре 700°С.
9
Селен используется при производстве выпрямительных полупроводниковых диодов и другой преобразовательной техники. В металлургии с его помощью придают стали мелкозернистую структуру, а также улучшают ее механические свойства. В химической промышленности селен применяется в качестве катализатора.
Источники:
  • ХиМиК.ру, Селен
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500