Совет 1: Как прошла посадка Curiosity на Марс

Космический аппарат Curiosity («Любопытство»), он же MSL, был запущен к Марсу с мыса Канаверал 26 ноября 2011 года. В задачи аппарата входит большое количество исследований, к его посадке на красную планету было приковано всеобщее внимание.

Curiosity не первый космический аппарат, направляемый к Марсу. Однако по многим техническим параметрам он является уникальным. Его вес достигает одной тонны, для посадки аппарата была придумана совершенно новая, никогда ранее не применявшаяся, схема. Именно ее необычность вызывала беспокойство у многих специалистов, пристально следивших за миссией MSL (Mars Science Laboratory). И когда 6 августа в 9.34 утра по московскому времени Curiosity благополучно приземлился на поверхность Марса в кратере Гейла, весь мир мог в прямом эфире наблюдать ликование специалистов NASA.

Посадка MSL состояла из нескольких этапов. Сначала аппарат вышел на орбиту вокруг Марса, затем, отстыковавшись от базового модуля, начал спуск. На этом этапе марсоход испытывает самые большие перегрузки, трение об атмосферу докрасна раскаляет расположенный в нижней части спускаемой капсулы теплозащитный щит.

После завершения самого тяжелого этапа спуска аппарат выпустил парашют и отстрелил ставший ненужным теплозащитный щит. До этой миссии все приземлявшиеся на Марс аппараты просто опускались на парашюте, при этом приземление оказывалось достаточно жестким. Его пытались смягчать надувными баллонами, испытывались и другие варианты. Для Curiosity придумали очень необычную схему посадки: на высоте нескольких сот метров от спускаемой капсулы отделилась платформа с реактивными двигателями, под которой был закреплен марсоход. Платформа плавно снизилась до небольшой высоты, зависла на месте, после чего MSL был аккуратно опущен на тросах на поверхность красной планеты. После отстрела тросов платформа отлетела в сторону, чтобы не повредить марсоход при падении.

Теперь ученых ждет самое интересное – исследование Марса. На MSL установлено большое количество самой современной научной аппаратуры, в том числе и российского производства. В задачи марсохода входит изучение грунта красной планеты, ученые надеются отыскать следы воды и органики. О том, как сложится дальнейшая судьба марсохода, можно следить по новостным сообщениям на сайте NASA. Там же вы можете посмотреть и видеоролик, рассказывающий о высадке Curiosity на Марс.

Совет 2: Как прошла посадка марсохода Curiosity Mars Rover

С семидесятых годов прошлого века на Марс было отправлено семь автоматических научных лабораторий, которые должны были работать непосредственно на поверхности планеты. Четырем из них удалось успешно совершить посадку на планету - самую сложную операцию такой космической миссии. Последним по времени это сделал принадлежащий NASA аппарат Curiosity Mars Rover - самый продвинутый из доставленных на Марс управляемых роботов.

Эта межпланетная миссия началась в конце ноября 2011 года, когда американская ракета-носитель с российскими разгонными двигателями вывела в космос перелетный модуль. На нем крепился марсоход, заключенный внутри специальной оболочки, призванной защитить его во время космического путешествия и посадки на планету. Последняя ступень ракеты придала всей конструкции нужное направление и ускорение, которое через 254 дня вывело ее в нужную точку над Марсом. После этого посадочный модуль отделился от конструкции и вошел в атмосферу планеты. Хотя она и не так плотна, как атмосфера Земли, при падении агрегата весом в 3,4 тонны с многокилометровой высоты он разгоняется до огромной скорости и раскаляется от трения. Управлением с Земли удалось сориентировать посадочный модуль так, чтобы трение приходилось на специальный термозащитный экран, который разрушился, но защитил марсоход до того момента, когда в дело вступили посадочные парашюты.

Для посадки Curiosity Mars Rover была использована уникальная система, не применявшаяся никогда ранее. После торможения с помощью парашютов на высоте менее двух километров они отсоединились и на посадочной платформе включились восемь двигателей, которые заставили ее зависнуть в 8 метрах от поверхности. Затем «небесный кран» на тросах бережно опустил марсоход на грунт, а вся остальная конструкция последним импульсом реактивных двигателей была отброшена на расстояние более сотни метров от места посадки, чтобы не повредить Curiosity Mars Rover. Вес самого робота составляет чуть больше четверти массы всего посадочного модуля (899 кг), а наибольшая доля приходится именно на кран - 2,4 тонны. Доставка такой массы с Земли на Марс обошлась недешево, но новая система посадки полностью оправдала затраты. Марсоход успешно доставлен на поверхность 7 августа 2012 года и после замены в компьютере полетной программы на исследовательскую начал передавать в центр управления изображения и данные измерительных приборов.

Видео по теме

Совет 3: Где посмотреть снимки с марсохода Curiosity Mars Rover

Шестого августа 2012 года американский марсоход Curiosity совершил посадку на Марс. Оборудованный множеством научных приборов, аппарат будет искать на поверхности красной планеты следы воды и органических веществ, проводить геологические исследования, изучать климат планеты.

Марсоход Curiosity (с англ. «Любопытство»), он же MSL - Mars Science Laboratory («Марсианская научная лаборатория») был запущен 26 ноября 2011 года с мыса Канаверал и в начале августа 2012 года благополучно опустился на Марс. Это самый тяжелый из когда-либо запускавшихся к Марсу аппаратов, его вес достигает тонны. За несколько месяцев он должен будет преодолеть до 20 километров, проведя многочисленные научные исследования.

Основной задачей Curiosity является исследование марсианского грунта. Наличие спектрометров, лазерного и другого оборудования позволяет аппарату на месте проводить изучение проб грунта и передавать на Землю полученные результаты. Основной задачей MSL является поиск воды и органических веществ в марсианском грунте. Наличие органики будет свидетельствовать о том, что когда-то на Марсе была жизнь. Стоит отметить, что поиск воды будет осуществляться с помощью российского прибора «ДАН» (Динамическое альбедо нейтронов). Он позволят зондировать слой грунта толщиной до одного метра.

Curiosity оборудован несколькими цветными и черно-белыми камерами. Цветные способны передавать качественное изображение марсианской поверхности, черно-белые, в основном, используются при передвижении аппарата. Вынесенные по бокам, они дают стереометрическое изображение, позволяя правильно оценивать характер поверхности.

Марсоход уже передал на Землю первые фотографии. Вы можете ознакомиться с ними на странице сайта NASA, посвященной миссии Curiosity. Перейдите по нижеуказанной ссылке, найдите в центральной колонке страницы раздел Mission Images. В нем вы сможете посмотреть переданные марсоходом фотографии – как цветные, так и черно-белые. Новые фотографии будут добавляться на сайт по мере их появления. Также вы можете посмотреть на сайте компьютерный видеоролик, в котором показана схема посадки MSL и его работа на Марсе.

Ученые рассчитывают, что новый марсоход сможет проработать не менее одного марсианского года, что составляет 686 земных суток. Так как энергию аппарат получает не от солнечных батарей, а от радиоизотопного термоэлектрического генератора, Curiosity может проводить исследования и в условиях марсианской ночи.

Видео по теме
Источники:
  • Mars Science Laboratory

Совет 4: Как освоился космический аппарат Curiosity на Марсе

Космический аппарат Curiosity, отправленный на Марс в ноябре прошлого года, наконец-то успешно приземлился на Красной планете. В течение двух лет ему предстоит изучать особенности Марса, и, возможно, удастся ответить на вопрос, существует ли там жизнь.

5 августа Curiosity успешно завершил посадку около крупнейшего на Марсе кратера Гейла, в котором отлично просматриваются глубинные слои грунта, раскрывающего геологическую историю данной планеты. И уже успел сделать несколько снимков этой природной достопримечательности.

Однако в дальнейшем аппарату Curiosity придется заняться очень важной работой – провести полноценный анализ марсианских почв, отыскивая в них органические молекулы. Чтобы подготовить его к этому, с 10 по 13 августа инженеры НАСА проводили полное обновление программного обеспечения на компьютерах Curiosity. Благо, что операционная система аппарата спроектирована таким образом, чтобы оставлять только те программы, которые необходимы в данный момент.

Так, взамен программ для посадки были установлены специальные функции по обработке изображений для автоматического распознавания препятствий, чтобы осуществлять автономные походы по планете. Другим важным обновлением стала функция для руки-манипулятора, позволяющая точно применять встроенные в руку специальные инструменты (лопатка для сбора образцов пыли, небольшой бур и другие). Благодаря ней Curiosity сможет собирать образцы грунта, почвы, камней и доставлять их во внутреннюю часть для подробного химического анализа.

Сейчас инженеры НАСА подробно изучают сделанные снимки кратера Гейла, чтобы решить, куда направить Curiosity сразу после проверки и установки всех устройств. Первая поездка по Марсу намечена через неделю, а всего аппарату предстоит пробыть на планете около двух лет.

Проект Mars Science Laboratory, частью которого и является космический аппарат Curiosity, считается самым дорогим в истории космического агентства Америки. На него уже было затрачено 2,5 миллиарда долларов. Однако, возможно, именно он поможет лучше изучить загадочную Красную планету и ответить, наконец, на вопрос о существовании жизни на Марсе.

Видео по теме

Совет 5: Что нашли ученые на Марсе

С давних времен Марс притягивает к себе взоры исследователей. Писатели-фантасты неоднократно описывали разные формы жизни на Красной планете, предполагая существование там развитых цивилизаций. К настоящему времени стало ясно, что в нынешних марсианских условиях разумная жизнь, сравнимая с земной, на этой планете отсутствует. Но ученые продолжают поиски фактов, свидетельствующих о существовании на Марсе простейших жизненных форм.

Американские исследователи повторно провели анализ данных, полученных в 1976 году марсианской станцией «Викинг». Исследование грунта планеты позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что на Марсе живут бактерии. Результаты предыдущих экспериментов, проведенных в 70-е годы прошлого века, были интерпретированы неверно, считают эксперты из Университета Южной Калифорнии.

Программа, в которой участвовал «Викинг», предусматривала серию экспериментов с целью обнаружения в марсианском грунте микроорганизмов. Был получен положительный результат, выразившийся, к примеру, во временном увеличении доли углекислого газа, выделяющегося при помещении образцов почвы в питательную среду. Ранее этот факт предпочитали интерпретировать как результат действия геологических, а не биологических факторов.

Новый подход позволил превратить данные, полученные «Викингом» в набор чисел, который подвергся анализу на сложность. Основная идея нового эксперимента заключалась в том, чтобы рассмотреть результаты с числовой точки зрения, поскольку живые системы отличаются более высокой сложностью.

В результате было обнаружено точное соответствие между числовыми рядами, относящимися к образцам почвы Марса и земными наборами данных. Высокая степень упорядоченности показателей, считают ученые, характерна именно для биологических процессов. Разумеется, окончательно поставить точку в этом вопросе может лишь реальное наблюдение марсианских бактерий под микроскопом.

Астрономы Европейского космического агентства пошли еще дальше, считая, что жизнь на Марсе возможна не только в виде примитивных бактерий. На фотографиях, полученных с помощью аппаратов ESA, ученые рассмотрели разветвленные системы подземных тоннелей, ставшие результатом вулканической деятельности. Вулканы, переставшие извергаться миллионы лет назад, образовали уникальные убежища, где могла скапливаться вода. Именно в этих убежищах и следует искать более развитые формы жизни, утверждают эксперты. К сожалению, проверить выкладки ученых пока что не представляется возможным.

Видео по теме
Источники:
  • Mars Science Laboratory
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше