Инструкция
1
Рассматривая развитие науки в России, нельзя обойти стороной деформацию научного института, связанного с тоталитарным режимом и системой жесткого контроля над всеми сферами общества. Давление политических и идеологических принципов искажало судьбы не только отдельных ученых, но и целых направлений в науке. Истинность или ложность тех или иных постулатов зависела от воли «отца всех народов», в результате чего наука превратилась в угодническую лженауку.
2
Механизм идеологического насилия включал в себя и противодействие «вражеским проискам и элементам». Так, открытия квантовой физики, со всеми вытекающими мировоззренческими переворотами, подвергались прямому подавлению и неприятию со стороны власти. При этом всячески стимулировались работы по созданию атомной бомбы, основанные на принципах трансформации вещества и энергии.
3
В целом, развернутая идеологическая компания имела целью освобождение от самостоятельно мыслящих теоретиков, чьи исследования и выводы не вписывались в общую концепцию управления. Открытия квантовой физики получили ярлык «чертовщины», ученым пришлось отказаться от достижений современной научной мысли. Над учеными, придерживающимися радикальных, новаторских идей, довлела атмосфера резкого неприятия.
4
«Оттепель» началась лишь в 60-е годы XX века. Стал пробуждаться подлинный интерес к проблемам науки, в форме, независимой от идеологии. Появились условия для взаимодействия российских ученых с трудами зарубежных коллег. В измененной социально-политической атмосфере происходит постепенная ликвидация урона.
5
Развитие науки основывается на двух диалектически взаимодействующих процессах – дифференциации и интеграции. Выделяются новые научные дисциплины, на «стыке» наук вырастают промежуточные – биохимия, биофизика, кибернетика, синергетика и множество других. Происходят одновременные синтез и детализация знания.