Совет 1: Кто такие Кузьма и Демьян

Христианские святые Кузьма и Демьян считаются покровителями брака, семейного очага и различных видов ремесел. На Руси им посвящались храмы и монастыри, их просили о помощи и благословении тяжелобольные, а раз в году в честь святых братьев справлялись так называемые «Кузьминки».

Первое упоминание на Руси о святых Кузьме и Демьяне относится к последней четверти 11 века. Именно тогда в новгородских берестяных грамотах описывались два брата - Косьма и Дамиан, которые совершали чудеса исцеления тяжелобольных людей, помогали нуждающимся и были хорошими ремесленниками.

В древние времена они считались покровителями знахарей и лекарей, к ним обращались за благословением во время лечения людей и животных, наложения заговоров. Покровительствовали братья и различным ремеслам, особенно кузнечному делу, так как в народе Кузьму и Демьяна еще называли кузнецами-бессеребренниками, делающими отличные изделия из металла и не бравшими за это никакого вознаграждения. Помогали они и в женских делах по хозяйству – братьев часто вспоминали при уборке урожая, во время прядения, ткачества или ухода за домашней скотиной.

Молились Кузьме и Демьяну также и для благополучия брака, сохранения домашнего очага. Во время свадебного обряда матери новобрачных часто обращались к братьям со словами «Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы, до седой бороды!».

Обычно братьев изображали с небольшими аптечками в руках, что говорит об их искусстве врачевания. Также их лики часто помещались на полях икон, посвященных Богоматери и разным святым. Космодемьянские церкви и монастыри строились в Москве, Суздале, Нижнем Новгороде, Твери, Пскове и других русских городах.

Отмечался праздник святых братьев («Кузьминки») 1 ноября по старому календарю. Сегодня же его празднуют 14 ноября. Так как Кузьма и Демьян считались еще и покровителями домашней птицы, на «Кузьминки» было принято резать большое количество кур, готовить из них разные блюда и угощать соседей. Считалось, что благодаря этому в хозяйстве целый год будет водиться птица.

Совет 2: У кого именины 14 июля

В день памяти святых православной церкви отмечают именины и люди, носящие имена этих святых. 14 июля именины празднуют люди с именами Василий, Кузьма, Дамиан, Константин, Лев, Павел, Петр, Потит, Никодим, Ангелина и Перпетуя.

Мужские имена

Имя Василий пришло из греческого языка и образовано от слова vasilas, что означает «царский». У этого имени много покровителей среди святых русской православной церкви. 14 июля поминают преподобного игумена Василия Глубокореченского, основавшего монастырь Глубокие Реки. Святой Василий прожил праведную жизнь, став первым игуменом монастыря и посвятив себя служению Богу.

14 июля также поминают бессеребренников Косму и Дамиана Ассийских. Братья Косма и Дамиан жили в 3 веке в Риме. Воспитанные в благочестивой вере в Бога и имея дар к врачеванию, они посвятили свои жизни исцелению людей, сочетая работу с проповедованием веры Христовой. Они названы бессеребренниками, так как не брали ни гроша за свою работу. Существует множество свидетельств чудес, совершенных ими по милости Божьей. Известно, что во времена гонений на христиан они были вызваны к римскому императору Карину, который потребовал от них отречься от Бога. Братья упорствовали и обратились к Богу с молитвой. Тотчас же у императора искривилась шея. Это заставило его раскаяться и уверовать в Бога, за что получил немедленное исцеление. Однако у Космы и Дамиана было много завистников. Их бывший учитель, которого злили успехи братьев во врачевании, заманил их в горы и убил. В день памяти Космы и Дамиана поздравляют мужчин с именем Кузьма и Демьян.

14 июля - день памяти праведного Павла. В этот день поздравляют мужчин, носящих имя святого. Это латинское имя означает «маленький». Оно популярно как в России, так и за рубежом, включая и женский аналог имени - Павла, Паула.

В этот день именины празднует и Константин. Имя переводится с латыни как «стойкий». Оно широко распространено в мире еще со времен Византии. По статистике примерно 5% мужчин России зовут Константин. 14 июля - день памяти мученика Константина Чудотворца, который погиб из-за открытой и искренней веры в Бога.

Имя Лев также произошло из латыни. Это руссифицированный вариант слова Leo. Мало, что известно о преподобном Льве Пустыннике, чей день памяти приходится на 14 июля. Так часто бывает, когда праведные монахи живут отдаленно от мирской жизни, посвящая жизнь служению Богу.

Имена Никодим и Потит потеряли свою актуальность. Сейчас редко кого так называют, хотя имена сохранились в отчествах людей старшего поколения. 14 июля поминают преподобного Никодима Святогорца и мученика Потита.

В этот день поздравляют мужчин с именем Петр. Оно образовано от древнегреческого petra, что значит «камень, скала». Это имя с давних времен популярно в России. Вспомнить, какие известные личности, среди которых были и российские монархи, носили его: Петр I, Петр Чайковский и другие. Это имя имеет аналог практически в каждом языке мира. 14 июля церковь читает помин за преподобного Петра Патрикия, который в миру руководил императорской гвардией, но был захвачен в плен при битве с ханом Крумом. Ночью к нему явился Иоанн Богослов и освободил его из темницы, перенеся на византийские земли. Это чудо заставила Петра оставить службу и принять иночество. Более 30 лет он носил власяницу, ходил босиком, истязал тело постом и лишениями. Мощи святого сразу после его смерти приобрели целительную силу для тех, кто обращался к ним за помощью с истинной верой.

Жизнеописание святой Перпетуи, чей день памяти приходится на 14 июля, неизвестно.

Женские имена

14 июля - День ангела женщин с именами Ангелина и Перпетуя. Святая Ангелина была дочерью албанского князя, прожила жизнь, полную лишений и потерь. Рано потеряв супруга и оставшись одной с тремя детьми, она вынуждена была бежать из родных мест. Ее старший сын, получив титул в Венгрии, также рано ушел из жизни. Ей пришлось пережить смерть и второго сына, с которым она вернулась на родину, где он стал митрополитом Белградским и Сремским. И муж, и оба сыновей были канонизированы, как и их мать, принявшая постриг в монастыре Сретенья Господня в Сербии и прожившая там до конца дней. В день ее памяти в этом святом месте собирается много людей, проходит большой праздник.
Источники:
  • День ангела: православный именослов

Совет 3: Что такое "черный" юмор

Юмор ценился во все времена. Люди, которые умели рассмешить остальных, могли использовать свой талант либо для прямого заработка, либо для убеждения других. «Черный» юмор использует брешь в ценностях общества, обитая на «стыке» добра и зла.

История зарождения

Шутки на «запретные» темы: о религии, смерти, болезнях делили общество на два «лагеря» - смеющихся и оскорбленных. Само понятие «черный» юмор ввел в употребление французский писатель-сюрреалист Андре Бретон. Многие считают Бретона «отцом черного юмора». Так, в памфлете «Труп» Бретон радовался смерти Анатоля Франса, называя его «последним стариком французской литературы».

«Черный» юмор в литературе

Зарубежные литературные традиции «черного» юмора восходят к ряду рассказов Джерома К. Джерома, О. Генри. Эксперименты в этом непростом жанре ставили и два совершенно непохожих по стилю американских писателя - Марк Твен и Эдгар По. Твен в своем очерке «Письмо командору Вандербильту» представляет последнего (богатейшего на тот момент человека в США) полнейшим скрягой и предлагает несколько долларов из собственного кармана.

В России к черному юмору обращались Демьян Бедный, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Тэффи. Некоторые критики относят пьесу Чехова «Вишневый сад» к произведениям «черного» юмора. Действительно, глупость и безысходность старых владельцев сада не знает границ, а печаль в конце приводит даже искушенных Станиславского с Немировичем-Данченко к трагическому восприятию комедии и ее постановке как драмы.

Кино и «черный» юмор

Одним из самых популярных режиссеров современности, использующих «черный» юмор, является Тим Бертон. Фильмы «Труп невесты», «Кошмар перед рождеством» включают в себя множество издевок над смертью, институтом брака, религией.

«Черный» юмор близок известному писателю, юмористу и режиссеру Вуди Аллену. В рассказе «Парикмахер Геринга» он с обилием «черных» шуток пишет об абсурде нацизма, в фильме «Вика Кристина Барселона» откровенно издевается над институтом брака и «американской мечтой».

Границы юмора

Не все люди могут понять «черные» шутки, некоторых они могут вывести из себя, задеть до глубины души. Неудачный, неуместный юмор может поссорить даже с самым близким человеком. Умение балансировать на грани является важнейшим качество стэнд-ап комиков, актеров, политиков и всех публичных людей.

Не принято шутить над погибшими героями, мучениками; общество может осудить шутки над жертвами репрессий. Некоторые шутки могут быть восприняты как разжигание этнической/религиозной розни. Поэтому перед употреблением особо острого «черного» юмора лучше руководствоваться принципом «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Совет 4: Что такое смутное время

В истории России было несколько периодов, когда государство находилось на грани серьезного политического кризиса и даже впадало в состояние гражданской войны. Примером подобного положения можно назвать период, называемый Смутным временем.

Смутным временем в историографии России считается период с 1598 по 1613 годы, когда Московское государство оказалось в центре борьбы за престол, восстаний и иностранной интервенции.

Основной причиной Смутного времени стал династический кризис. У царя Ивана IV Грозного было трое сыновей, переживших младенчество. Старший сын Иван, который и должен был стать наследником, погиб в результате конфликта с отцом. Наследником стал средний сын Федор. Впоследствии он был достаточно слабым правителем. Во многом при нем реальная власть находилась в руках боярина Бориса Годунова, родного брата супруги правителя, Ирины. Федор был слаб здоровьем и скончался в 1598 году. Он не оставил наследников, и династия Рюриковичей на престоле прервалась. Хотя в Московском государстве было несколько боярских и княжеских родов, ведущих родословную по мужской линии от Рюрика, в результате интриг власть досталась Борису Годунову, чья семья значительно уступала в родовитости и не имела кровного родства с правящим домом. Это предопределило шаткое положение Годунова на престоле, несмотря на все его государственные таланты.

Третий сын царя Ивана, Дмитрий, скончался еще в 1591 году при сомнительных обстоятельствах. До сих пор историки не могут прийти к единому мнению, погиб ли он от несчастного случая или же был убит Годуновым. Но его личностью позже воспользовался авантюрист Григорий Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся царевичем. Ему удалось найти поддержку у польского короля, давнего противника московских царей в войне за территории. Самозванец с польским войском захватил ряд земель и дошел до Москвы. Царь Борис Годунов скончался еще до прихода захватчика в Москву, а его сын, который должен был унаследовать престол, был схвачен и убит. Правителем стал Отрепьев, в исторической литературе получивший имя Лжедмитрия I.

Однако правление нового царя продолжалось недолго. Его близость с иноземцами вызывало недовольство населения и части боярства. В результате заговора он был схвачен и казнен в мае 1606 года.

Правителем был избран Василий Шуйский, но он уже не мог удержать в руках власть над всей страной. Появился новый самозванец - Лжедмитрий II, иначе называемый Тушинским Вором. Наряду с ним волнения в государстве разрастались из-за крестьянских восстаний. Польские и татарские войска разоряли отдельные области страны на юге и на западе. К 1610 году царь Василий Шуйский окончательно продемонстрировал свою неспособность держать в руках управление всей страной, в результате чего был смещен. Его место занял совет из семи бояр, которые и управляли государством.

Однако не было принято ключевое решение - кто же будет царем. Должность правителя предлагалась польскому королевичу Владиславу, но против этого выступила часть властной московской элиты. Для освобождения страны от поляков было созвано народное ополчение, которое возглавил Кузьма Минин и князь Пожарский.

После вытеснения поляков с основной территории Московского государства был создан Земский Собор. Смутное время закончилось с воцарением избранного на этом соборе в 1613 году Михаила Романова.

Результатом Смутного времени для Российского государства стала экономическая разруха и потеря части западных территорий. Полное восстановление страны после такого масштабного кризиса заняло несколько десятилетий.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше