Прежде всего, цены на бензин резко подскакивают в конце весны - начале лета: повышение на несколько процентов обусловлено в первую очередь тем, что летом гораздо выше загруженность дорог; появляются мотоциклисты; начинаются дальние поездки за город.

Кроме того, планомерный рост цены (примерно 16 процентов за год) происходит из-за того, что нефть на Земле не бесконечна. Добыча ресурсов с каждым годом уходит во все более отдаленные регионы, а потому значительно увеличиваются издержки производства.


Важно также учитывать, что под «бензином» обычно понимается как АИ-92, так и дизельное топливо (не говоря об остальном). И, если за 2011 год рост 92-ого составил 16 процентов, то «дизель» вырос на 30! Таким образом, в среднем, последний оказался на рубль дороже.

Это происходит по простому правилу: чем меньше товара, тем дороже его продают. А дизельное топливо как раз таки используется не только в автопромышленности, но в судоходстве и сельском хозяйстве. Потому – спрос выше, цена растет. И будет продолжать расти, безусловно.

Кроме того, рост «акцизов» на нефтепродукты (государственных налогов) безусловно включается в конечную цену, оплачиваемую потребителем. Поскольку государство проводит сырьевую экономическую политику, то нефть – основной источник наполнения казны: из оплаченных потребителем 28 р/л до производителя доходит только 13. Так, к 2015 году акциз обещают увеличить на 10%, что увеличит стоимость самого топлива на 4-5%.

Впрочем, в правительстве на вопрос смотрят более оптимистично. Главная проблема цен на бензин в России, безусловно, отсутствие производящих мощностей: утрируя, можно сказать что государство «выкачивает» нефть, продает ее за рубеж, а потом за рубежом закупает обработанное топливо. Чиновники обещают полностью решить эту проблему к 2020 году (например, в период 2011-2012 производство увеличилось на 10%), что поможет почти полностью погасить рост цен.