Совет 1: Как определить тепловой удар

Перегрев организма, будь то в жару на улице или в душном помещении, может закончиться тепловым ударом. Это состояние несет немалую угрозу здоровью, да и жизни, поэтому требует срочной помощи. Но прежде, чем ее оказывать, надо убедиться, что это действительно тепловой удар, а это можно определить по характерным для него признакам.
Как определить тепловой удар

Перегревание тела вызывает сначала медленное, а затем резкое повышение внутренней температуры. С этим связанны все последующие признаки теплового удара.

Перегреваясь в душном помещении или в жару на улице, организм какое-то время пытается самостоятельно стабилизировать свою температуру за счет охлаждения кожи. И происходит это благодаря усиленному потоотделению. Однако этот процесс быстро вызывает обезвоживание, для которого характерны нижеследующие симптомы.

Из-за большой потери жидкости при перегревании развивается сильная жажда и сухость слизистых. Изменения претерпевает и внутренняя среда организма, ведь с потом выходит не только влага, но и полезные соли. Это приводит к нарушению водно-солевого баланса и сгущению крови. В результате создается повышенная нагрузка на сердечно-сосудистую систему: учащается пульс и сердцебиение, замедляется кровообращение.

Дефицит в организме жидкости, а также ухудшение кровоснабжения всех клеток кислородом и освобождение их от углекислого газа вызывают нарушение деятельности центральной нервной системы. Это проявляется нарастающей слабостью, головокружением и головной болью.

Вышеперечисленные симптомы являются предвестниками теплового удара. Когда температура тела повышается до критического уровня, появляется боль в голове, спине, ногах, начинается тошнота, рвота, покраснение и одутловатость лица, у сердечников - резкое повышение давления. При отсутствии первой помощи перегревание организма заканчивается бледностью, падением давления, обмороком, судорогами, а в тяжелых случаях и летальным исходом.

Все симптомы теплового удара развиваются в течение нескольких минут. Поэтому если кто-то среди видимого окружения стал вести себя неадекватно, надо немедленно оказать первую помощь, а именно расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха или обмахивать пострадавшего и смочить его тело прохладной водой. Чаще всего этого достаточно, чтобы температура тела быстро восстановилась. Однако дальнейшее наблюдение врача все же необходимо, ведь известны смертельные случаи и через несколько часов после перегревания.

Совет 2 : Как распознать тепловой удар?

С наступлением жары велика вероятность получить тепловой или солнечный удар. Если от солнечного удара можно спрятаться в тени, от теплового там не скрыться. Запомнив несколько простых советов, вы сможете оказать первую помощь себе или другим.
Как распознать тепловой удар?
Тепловой удар возникает в результате перегревания человека. Температура тела от нормальных 36,6оС может возрасти до 40оС, а то и больше. При этом совсем не обязательно находиться под палящим солнцем. Достаточно физически поработать в одежде, которая плохо пропускает воздух, или долгое время провести в душном помещении.

Чаще других тепловому удару подвержены пенсионеры, дети, люди с кожными и сердечными заболеваниями, сахарным диабетом, алкоголизмом.

Как распознать тепловой удар

Вначале у человека появляется общая слабость, головокружение, головная боль, сонливость. Затем повышается температура тела, лицо становится красным. В некоторых случаях пострадавший испытывает тошноту.

Если вовремя не оказать помощь, человек начинает терять сознание, бредить, видеть галлюцинации. Его пульс учащается, нагрузка на сердце возрастает, а лицо бледнеет. В конечном итоге все это может привести к сердечному приступу.

Как помочь пострадавшему

Пострадавшего от теплового удара необходимо в срочном порядке вывести в тень на улице или в прохладное помещение, обеспечив доступ свежего воздуха. Снимите верхнюю одежду, расстегните пуговицы на рубашке, ослабьте бретели и ремни.

Уложите человека на горизонтальную поверхность, приподняв голову. Ко лбу необходимо приложить холодный компресс, а тело обрызгивать холодной водой. Можно сделать пострадавшему питье, добавив 20 капель настойки валерианы на треть стакана прохладной воды.

Если человек без сознания или плохо дышит, поднесите к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом. Вызовите «скорую помощь» и внимательно следите за состоянием пострадавшего. В случае остановки дыхания и слабого пульса вспомните основы экстренной помощи и приступайте к искусственному дыханию, чередуя его с массажем сердца.

Если тепловой удар настиг вашего ребенка, по возможности вернитесь домой, подставьте его под прохладный душ и дайте попить. Не выходите на улицу до конца дня. Если состояние ребенка не улучшится, вызовите врача.

Как уберечь себя от теплового удара

Как известно, болезнь легче предотвратить, чем потом лечить ее. Для профилактики теплового удара избегайте длительного нахождения на солнцепеке или в душном помещении.

Не пренебрегайте головными уборами и выбирайте свободную одежду из натуральных тканей. Старайтесь пить больше жидкости.

Совет 3 : Как распознать тепловой удар

Во время долгой зимы, привычной для России и некоторых других северных стран, люди с нетерпением мечтают о лете, об отдыхе в южных краях. Но долгожданное летнее тепло может принести не только радость и бодрость, но и быть источником серьезных неприятностей. Одна из них – тепловой удар. Как его распознать и что надо делать, если он произошел?
http://xn--80achd5ad.xn--p1ai/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C/%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80
Почему вообще происходит тепловой удар

Человеческий организм очень сложно устроен и может нормально функционировать только в том случае, если его температура находится в сравнительно узком диапазоне. Для этого процесс выработки тепла в ходе жизнедеятельности организма (а он происходит постоянно) должен сопровождаться его непрерывным отводом в окружающую среду. Этот отвод охлаждает организм, не давая ему перегреваться.

Если же тепла в организме вырабатывается больше, чем отводится, возникает угроза перегрева. Как следствие, может возникнуть тепловой удар. К такой ситуации приводит жаркая погода, высокая влажность воздуха, недостаток жидкости в организме, длительное прямое воздействие солнечных лучей. Тепловой удар могут вызвать также нарушения в системе терморегуляции, неправильно подобранная одежда, затрудняющая теплоотдачу, большая физическая нагрузка.

Симптомы теплового удара и меры первой помощи

Для теплового удара характерны такие признаки, как значительное повышение температуры тела (до +40оС), заметное падение артериального давления, учащенный слабый пульс, бледная сухая кожа. У человека резко ухудшается самочувствие, возникает упадок сил, апатия, прекращается потоотделение, возможна рвота. В наиболее тяжелых случаях к этим признакам добавляются мышечные судороги и потеря сознания. Частным случаем теплового удара является солнечный удар, возникающий при долгом нахождении на открытом воздухе в ясную и жаркую погоду.

Главное правило при тепловом ударе – как можно скорее отвести или перенести при потере сознания пострадавшего в тень или в прохладное помещение, и уже там оказывать дальнейшую помощь. Человека нужно уложить, расстегнуть воротник, ослабить пояс. Если на нем излишняя (не по погоде) одежда, ее лучше снять. Ноги следует приподнять, подложив под них какой-нибудь предмет, чтобы облегчить прилив крови к голове.

Затем нужно смочить пострадавшему голову и шею (еще лучше – всю верхнюю часть тела) холодной водой, чтобы она, испаряясь, охлаждала организм. Это можно сделать, обтерев кожу мокрой губкой, или положив на лоб человеку холодный компресс. Такую процедуру следует повторить несколько раз.

Если пострадавший в сознании, дайте ему прохладное питье. Если он лишился чувств – напоите его сразу после восстановления сознания. При жалобах на мышечные судороги осторожно помассируйте пораженные участки тела.
Видео по теме

Совет 4 : Что такое тепловой удар

Тепловой удар - состояние организма, возникающее в результате перегрева всего тела. Его можно получить в любом возрасте, но более уязвимы маленькие дети и пожилые люди. Это состояние угрожает жизни и требует оказания неотложной помощи.
Что такое тепловой удар
Инструкция
1
У каждого человека есть система терморегуляции, благодаря которой поддерживается нормальная температура тела. Но под воздействием некоторых факторов вместе с высокой температурой система охлаждения перестает справляться со своей работой, и возникает перегрев. К внешним факторам относятся: высокая влажность воздуха, безветренная погода, несоответствующая одежда (например, прорезиненная или синтетическая).
2
К внутренним факторам, способствующим перегреву, можно отнести повышенную физическую нагрузку, несоблюдение питьевого режима, а также плохую работу потовых желез, когда нарушается выделение и испарение пота. В ответ на перегревание человек начинает усиленно потеть (за день здоровый человек может потерять до 3-5 литров пота), и если потери жидкости не восполнять, кровь начинает сгущаться, и нарушается снабжение кислородом органов и тканей.
3
Также нарушается химический состав крови, так как вместе с потом теряются и соли натрия. Далее происходят изменения уже на клеточном уровне, но организм еще пытается сопротивляться перегреву. Лишь когда система терморегуляции окончательно истощается, наступает тепловой удар.
4
Первые признаки теплового удара: сильная слабость, мелькание мушек перед глазами, головная боль, головокружение, жажда. Могут быть чувство сдавления и боли в области сердца, тошнота. Далее учащается дыхание, пульс становится частым, нарушается ритм сердца и снижается давление. Отмечается покраснение лица, инъецирование склер, кожа становится горячей и сухой, но и может быть покрыта липким потом, температура очень быстро повышается до 39-41оС.
5
Если вовремя не помочь пострадавшему человеку, он может впасть в кому. Лицо при этом бледнеет, кожа становится сухой, зрачки - расширенными, перестают реагировать на свет, могут начаться судороги и бред. При появлении признаков теплового удара необходимо вызвать скорую помощь, а до приезда врачей оказать первую помощь.
6
Пострадавшего нужно проводить в прохладное место, завернуть в мокрую простыню, полотенце или рубашку, положить лед или любой холодный предмет на лоб и по ходу крупных сосудов. По возможности натереть тело спиртом, обеспечить обдувание вентилятором, смочить ватку нашатырным спиртом и дать ее понюхать. При сохранности сознания можно поить пострадавшего прохладными напитками.
7
Для профилактики теплового удара рекомендуется ограничить свое пребывание на солнце и в жарких помещениях (бани, сауны). Обязательно одевать при выходе на улицу головной убор, особенно детям. Летом в жаркую погоду стоит носить одежду светлых тонов, желательно из хлопка, и пить больше прохладной жидкости. Соблюдение этих простых правил поможет избежать перегрева и сохранить свое здоровье.
Видео по теме

Совет 5 : Как защититься от теплового удара

Тепловой удар коварен тем, что для того, чтобы его получить, необязательно находиться под палящим солнцем. Тепловой удар может возникнуть как на улице, так и в помещении, когда температура воздуха и влажность достаточно высоки.
Как защититься от теплового удара
Инструкция
1
Эволюционно так сложилось, что организм человека достаточно хорошо способен переносить низкие температуры окружающей среды. На холоде появляются мурашки, холодовая дрожь, от кожи оттекает кровь и т.п. А для охлаждения тела человеческий организм не имеет такого широкого арсенала средств и способен отдавать лишнее тепло только с помощью потоотделения и дыхания. Поэтому при некомфортно высоких температурах окружающей среды часто возникает тепловой удар.
2
Чтобы избежать теплового удара, необходимо соблюдать ряд правил. Во-первых, в жаркое время года желательно выходить на улицу только в утренние (до 10-11 часов) и вечерние часы. В помещении открывайте окна или включайте кондиционер. Избегайте многолюдных, замкнутых помещений.
3
Часто тепловой удар получают автолюбители. Закрытому автомобилю достаточно лишь 5-10 минут постоять на жаре, чтобы температура в салоне достигла высоких значений. Поэтому, перед тем как сеть в машину, откройте все двери и немного проветрите салон. Во время движения откройте окна в машине или включите автомобильный кондиционер.
4
В жару надевайте одежду только из натуральных тканей (хлопок, лен), чтобы потоотделение и испарение влаги с поверхности кожи происходили свободно. Одежда должна быть достаточно свободной и светлых пастельных тонов. Обувь выбирайте открытую и удобную на низком устойчивом каблуке или небольшой танкетке. Выходя на улицу, надевайте головной убор. Подойдет панамка, кепка или шляпа.
5
Не пользуйтесь косметикой или выбирайте средства с неплотной текстурой.
6
Много пейте чистой негазированной воды, как минимум 2-2,5 литра в сутки. Ограничьте кофе и чай. Содержащейся в этих напитках кофеин способствуют усиленному выведению жидкости из организма, что может вызвать обезвоживание. Не подойдут и сладкие газированные воды, они вызовут лишь чувство жажды. Алкогольные напитки в жару употреблять также не стоит.
7
Пища должна быть легкоусвояемой, нежирной и не очень калорийной. Основной прием еды переместите на вечер. А днем лучше довольствоваться небольшими порциями овощных супов-пюре, свежими овощами, фруктами и кисломолочными продуктами.
8
В жаркое время года ограничьте физическую активность. Занимайтесь физкультурой только в ранние утренние часы или в зале, где работает кондиционер. Хорошей альтернативой фитнес-залу станет бассейн с прохладной водой.
9
Особенно легко тепловой удар могут получить маленькие дети (до 1 года), пожилые и люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Людям из этого списка рекомендуют в жару вообще не выходить на улицу, пить воду и пользоваться кондиционерами.
Видео по теме

Совет 6 : Как вести себя при тепловом ударе

В жаркую погоду кто-то спешит на пляж загорать, кто-то на дачу работать, а кто-то в фитнес-клуб приводить свое тело в форму к летнему сезону. Однако стоит учесть, что долгое нахождение на солнце без головного убора или физические нагрузки в неподходящей (слишком теплой) одежде и душном помещении могут привести к перегреванию организма и тепловому удару. Привести себя или окружающих в чувство помогут некоторые советы.
teplovoy-udar

Симптомы и признаки теплового удара

Первые признаки теплового удара: ощущение давления в области головы, стук в висках, учащенное сердцебиение, влажный холодный пот, резкое покраснение лица и области шеи, ощущение «ватности» ног и некоторой невесомости тела. Человек ощущает резкую сонливость, слабость, потемнение (позеленение) в глазах и может даже упасть в обморок.

Реже тепловой удар сопровождается тошнотой или рвотой. При тяжелых случаях у людей со слабой кровеносной системой и нервными заболеваниями могут отмечаться мышечные судороги и зрительные галлюцинации.

У маленьких детей в силу слабой терморегуляции организма может сразу же повыситься температура тела до 38 градусов, ладони (тыльная сторона) и губы становятся сухими и горячими.

Первая помощь при тепловом ударе

Если вы находитесь в помещении или на улице одни и чувствуете приближение теплового удара – примите лежачее положение, согните ноги в коленях и интенсивно потрите себя за мочки ушей. По возможности снимите верхнюю одежду и носки. Когда обморочный приступ ослабнет, примите прохладную ванну и дайте телу высохнуть самостоятельно.

Для оказания помощи другому пострадавшему также уложите человека на пол или землю в прохладное место, подложите что-нибудь под ноги в области щиколоток. Найдите лед, холодную бутылку или что-нибудь холодное, заверните в легкую ткань и приложите к затылочной впадине (где голова переходит в шею) человека.

При рвоте во избежание попадания рвотных масс в дыхательные пути следует уложить человека таким образом, чтобы положение тела было в позе на четвереньках (например, ребенка перегнуть через свои колени).

Обеспечьте доступ кислорода: поднесите вентилятор или соорудите что-то наподобие веера или опахала. Дайте попить холодной воды с солью (треть чайной ложки соли на стакан воды). В тяжелых случаях вызовите скорую помощь.

Внимание: ни в коем случае нельзя давать пострадавшему «Аспирин» и прочие шипучие жаропонижающие потогонные лекарства, это может лишь усугубить ситуацию.

Профилактика тепловых ударов

Во избежание тепловых ударов на улице носите «дышащую» одежду и головной убор. Не занимайтесь спортом в непроветриваемом помещении. После каждых 30 минут, проведенных на активном солнце, уходите в тень на 10-15 минут, чтобы тело могло остыть.

Чаще купайтесь, перед выходом на улицу и после принимайте контрастный душ. Обязательно берите с собой на прогулку минеральную воду без газа или средней газированности. Перекус свежими огурцами также поможет восполнить запас воды в организме.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500