Для развития компаний или предприятий необходим оборотный капитал, который можно получить несколькими способами. Наиболее простой - обратиться в банк за займом. Такой капитал и сам будет иметь стоимость - ведь за полученные в банке деньги придется платить определенные проценты. Другой способ - привлечь деньги инвесторов. Для достаточно крупных предприятий самый выгодный путь сделать это - выпустить ценные бумаги и разместить их на бирже. Эта процедура - подготовка, выпуск и размещение акций компании на биржах - и называется английской аббревиатурой IPO, которую наиболее точно по смыслу можно перевести как «первоначальное публичное размещение акций».

Процедура размещения не такая простая операция, как это может показаться. К тому же она весьма затратна. Начинается процедура, как правило, со всестороннего анализа всех аспектов деятельности компании - надо выявить слабые места в финансовой и хозяйственной деятельности, в структуре и даже в истории. Все найденные недостатки необходимо устранить до выпуска ценных бумаг, иначе результат IPO может дать отрицательный эффект.


Когда такой анализ сделан, и становится ясно, что выявленные узкие места подлежат корректировке, создается команда, которая будет заниматься всем этим процессом. С ее помощью выполняются все необходимые формальности, регламентирующие и действия компании-эмитента и сами издаваемые ценные бумаги. Эта команда создает документ, который называется «инвестиционный меморандум» - в нем должны быть указаны все фактические данные, которые могут понадобиться потенциальному инвестору для принятия решения о приобретении выпускаемых акций.

Когда все подготовительные операции проведены, начинается рекламная компания, от которой в немалой степени зависит спрос на размещаемые акции, а значит и успех IPO. В случае удачи цена привлекаемого компанией оборотного и инвестиционного капитала значительно снизится. Но для инвесторов даже сам факт готовности компании к IPO свидетельствует о достижении ею определенного и достаточно высокого уровня развития.