Самым древним из несчастий, которое относит к этой дате трактат Таанит иудейского Талмуда, считается утрата скрижалей с десятью заповедями. Пророк Моисей вернулся с ними с горы Синай к народу, уведенному им из Египта, но увидел отлитого из золота идола - Золотого Тельца - которому поклонялись евреи. Пророк не смог совладать с собой, не удержал каменных скрижалей, и они разбились.

Другое несчастье относится к временам осады Иерусалима армией Вавилона, когда в Храме были прекращены жертвоприношения из-за того, что не было возможности доставлять в него жертвенных животных. Это случилось уже в тот момент, когда враги смогли проникнуть в город и вскоре Храм был разрушен в первый раз.


Второе его разрушение тоже имеет отношение к дате 17 тамуза - почти через полвека в этот день другие осаждающие Иерусалим войска, на этот раз римские, пробили городские стены. Это решило участь Храма и заставило евреев уйти со своих земель.

В более поздний период к этой дате относят случившееся за 16 лет до восстания против римлян сожжение Торы Апустумосом, наместником царя Антиоха. Оно ознаменовало начало новых гонений на иудеев.

Пятой причиной поста называют водворение в Храм статуи каменного идола, хотя в точной дате этого деяния разные источники расходятся. Одни из них относят событие к эпохе Первого Храма и обвиняют в преступлении царя Менаше, другие считают, что это сделал в эпоху Второго Храма все тот же Апустумос.

Пост начинается с рассветом 17 тамуза. Как и во время других общественных постов, в синагогах проводятся чтения Торы и специально написанных текстов. Три недели «полутраурных» дней готовят иудеев к следующему траурному периоду, который начинается 9 Ава, поэтому в эти дни верующие не устраивают торжеств и не слушают музыку, не стригут волос и не покупают новую одежду, а также не едят фруктов из нового урожая.