Слово «чартер» было заимствовано из английского языка: в переводе charter означает «договор». Еще до появления авиации в мореплавании чартерами назывались договоры фрахтования судна на один или несколько рейсов с указанием места погрузки и назначения.

Воздушный чартер возник благодаря повышенному туристическому спросу на определенные авиа-направления в период отпусков и праздников. Параллельно с регулярными рейсами авиакомпании стали организовывать и чартерные, заключая договора с заказчиками-туроператорами. Особенность чартеров в том, что они работают по схеме «туда-обратно», то есть перевозят пассажиров из пункта А в пункт В и тут же садят на борт новых в пункте В и летят с ними в пункт А.


К несомненным плюсам чартеров относится их невысокая по сравнению с регулярными рейсами авиакомпаний стоимость билетов. Ценовая политика объясняется высокой проходимостью пассажиропотока: как правило, самолеты чартерных рейсов в туристический сезон забиты до отказа, причем практически все билеты еще заранее выкупают турфирмы и продают их клиентам в одном турпакете с путевкой. Впрочем, улететь чартером могут и путешественники-одиночки, если на рейс останутся свободные места. Правда, покупка таких билетов сопряжена с некоторым риском: согласно правилам перевозок, билеты на чартерные рейсы не подлежат возврату, в том числе и при отмене рейса.

Пассажирам следует учитывать, что время вылета чартеров очень часто меняется в последний момент, поскольку все аэропорты обслуживают сначала аэромашины регулярных рейсов, выпуская их на летное поле в первую очередь. Согласно «Общим правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа», в таком случае представители авиакомпании обязаны предлагать клиентам прохладительные напитки (если рейс откладывается на два часа), горячее питание (при задержке вылета на четыре часа) и место в гостинице (после восьмичасового ожидания).