Совет 1: Как появились поговорки и пословицы

Пословицы и поговорки – элемент устного творчества народа. Они представляют собой краткие, но очень яркие и образные высказывания. Пословицам присущ поучительный тон. Они обобщают жизненные явления, отражают опыт и мнение большинства людей. Поговорки менее назидательны, но в каждой из них также заключено меткое описание обыденных ситуаций, поступков человека и черт национального характера. Источники большинства крылатых выражений нужно искать в далеком прошлом.
Как появились поговорки и пословицы
Инструкция
1
Древнейшие сборники пословиц и поговорок были обнаружены археологами в Египте. Уникальные экземпляры глиняных табличек с афоризмами датируются примерно 2500 г. до н.э. Другим значительным источником крылатых фраз, безусловно, является Библия. Ее ветхозаветная часть называет царя Соломона, жившего в X веке до н.э., автором 900 пословиц.
2
Мудрые высказывания современников собирали и систематизировали греческие философы и деятели культуры Аристотель, Зиновий, Плутарх, Аристофан. Популярность пословиц и поговорок Аристотель объяснял их краткостью и точностью.
3
В 1500 году голландский ученый и просветитель Эразм Роттердамский опубликовал результат длительного изучения древнегреческой и древнеримской истории. Многостраничный труд назывался «Пословицы». В него Эразм включил более 3000 римских и греческих крылатых выражений, адаптированных им для понимания современниками. Книгой заинтересовались наиболее образованные представители европейского общества. Ее переводили на национальные языки и штудировали в учебных заведениях. Так, пословицы и поговорки Древнего мира проникли в культуру народов Европы. Этим объясняется наличие в разных языках схожих по смыслу образных выражений.
4
В России первые пословицы зафиксированы в летописях и художественных текстах XII-XIII веков: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» и др. Короткими изречениями русский народ выражал преданность Родине, готовность одолеть всех врагов Руси и уверенность в скорой победе. Так, автор «Повести временных лет» приводит поговорку «Погибоша, аки обре», что означает «Погибли, как обры». Это выражение родилось после изгнания славянскими народами со своих земель племени кочевников-обров. Поговорка, сложившаяся в конце VIII века, помогла летописцу образно передать свои мысли о судьбе всех захватчиков земли Русской.
5
Неизвестный автор составил в конце XVII века сборник «Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту». В книге приведено больше 2500 крылатых фраз. На страницах сборника можно найти выражения, знакомые даже современным россиянам. Так, со времен тягостного для Руси татаро-монгольского ига известна поговорка «Пусто, как Мамай прошел».
6
Некоторые афоризмы вошли в народный язык из древних сказок и преданий, например: «Битый небитого везет». Но большая часть пословиц отражает обычаи и повседневные хлопоты простых людей: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Без нужды живет тот, кто деньги бережет», «Август-батюшка заботой-работой мужика тешит» и т.д.
7
Значительно обогатили национальный словарный запас русский писатели XIX века. Из басен, поэм и стихотворений А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова народ перенес в обыденную речь множество коротких изречений. Со временем литературные поговорки практически полностью слились с народным творчеством: «Счастливые часов не наблюдают», «Любви все возрасты покорны», «А Васька слушает, да ест» и т.д.
8
Детальным изучением народных изречений занимался в 30-50-е годы XIX века русский филолог Владимир Даль. До сих пор его сборник «Пословицы русского народа» считается наиболее полным. Даль поместил в книге 30 тысяч выражений, разделив их на несколько тематических частей.
9
Безусловно, набор пословиц и поговорок, используемых в быту, периодически меняется. Устаревшие по смыслу или форме выражения уступают место более современным. Кроме того, появляются новые предметы, явления, ситуации и отношения. Народная мудрость фиксирует общественные изменения в виде актуальных поговорок: «Hе вернешь кредита, будет рожа бита», «Наши люди в булочную на такси не ездят».
Русские пословицы и поговорки о женщинах
Связанная статья
Источники:
  • Пословица

Совет 2: Какие есть пословицы о дружбе

Дружба, наряду с личными отношениями и любовью, является одной из важнейших ценностей человеческой жизни. Причем сложность дружеских отношений и кропотливость их выстраивания – не проблемы исключительно нашего времени, а вопросы, которые волновали людей и в прошлые века. Так какие существуют поговорки и пословицы о дружбе и друзьях?
Какие есть пословицы о дружбе

Самые известные и популярные народные мудрости

«Две кошки в одном мешке дружбы завести не могут» и «Двум шпагам в одних ножках сложно ужиться».

«Деньги всегда найдут друга, а денежка - дружка».

«Для верного друга все не так уж туго», «Для друга не сложно выпрягаться из плуга», «Для друга и пост разрешается» и «Для друга нет круга».

«Для хорошего друга семь верст не околица».

«Для милого дружка и сережку можно отдать из ушка», «Доброе братство минее любого богатства», «Добрый друг не по конец рук» и «Дорожка вместе, а табачок – всегда пополам».

«Верный друг любых денег дороже».

«Друг до определенной поры, что тот же недруг».

«Друг другу и терем поставит, а недруг недругу – гроб наладит».

«Верный друг и верный брат – это великое дело: их не скоро добудешь».

Это утверждение очень верно, так как построить настоящие дружеские отношения – дело очень непростое.

«Друг, если неиспытанный, что орех нерасколотый», «Друг настоящий познается только в несчастии», «Верный друг познается на рати да при беде».

Известна и очень веселая поговорка – «Друг сердечный, все равно, что таракан запечный!».

«Друга держать не так убыточно как жену», «Друга верного ищи, а, если найдешь – береги его», «Друга за деньги не купишь», «Чтобы друга узнать, нужно вместе пуд соли съесть».

У последней поговорки есть и другой вариант, в котором пуд заменяется словом «куль».

Менее известные пословицы и поговорке о друзьях и дружбе

«Другу сноровить – все равно что самому себе досадить».

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть в реку брось».

«Дружба – она не служба, а, кому дружить, на того и служить».

Очень меткими являются и следующие «дружественные» пословицы – «Дружба от недружбы близко живет», «Дружбу водить – так и себя не щадить», «Дружиться дружись, а нож за пазухой держи», «Приятелей бывает очень много, да настоящих друзей нет».

«Друзья прямые – все равно что братья родные».

«Бедный знает и друга и недруга», «Без беды друга не узнаешь», «Без друга человек – сирота, а с другом - семьянин», «Без друга Ивашки не счастье выпить пенной бражки», «Богач друга не узнает. Богатому ни правды, ни дружбы не знавать», «Больше той любви не бывает, как друг за своего друга умирает».

«Будь друг, да без всякого убытку» или «Будь друг, да лучше не вдруг».

«Был я у друга, пил я воду слаще меду» или «Правда есть только в дружбе».

«В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Иногда говорить правду – терять дружбу», «Не сошлись обычаем, значит не бывать дружбе».
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500