Совет 1: Как обрезать виноград весной

Неухоженный виноградник растет очень быстро, стараясь освоить как можно больше жизненного пространства. Ежегодная обрезка винограда – единственная возможность получить плодоносящие лозы и помочь кусту справиться с нагрузкой. В процессе работы обычно удаляются или укорачиваются старые части кроны и однолетние побеги. Задача начинающего виноградаря – научиться основным принципам этой процедуры.

Как обрезать виноград весной
Вам понадобится
  • - секатор;
  • - садовая пила.
Инструкция
1
Начинайте обрезать виноград в начале весны, до начала бурного сокодвижения и набухания глазков. Осмотрите перезимовавший куст и оцените его состояние. Растение следует проредить: удалить поврежденные, больные и слаборазвитые ветки. Толстые сучья осторожно нагибайте в сторону секатора и делайте срез скользящим движением. Лозы не должна сплющиваться! При необходимости используйте садовую пилу с разведенными зубьями.
2
У куста второй вегетации обрежьте от 50 до 90% однолетнего прироста. Оставьте 2 сильных побега, укоротив их на 4—5 глазков. Старайтесь, чтобы раны обрезанных веток были маленькими, особенно на старой древесине – иначе можно вызвать омертвление растительных тканей. При удалении ветки у самого основания некоторые виноградари советуют оставлять подушечки примерно в 0,5 см толщиной. Срез должен лежать перпендикулярно к оси побега и быть абсолютно ровным.
3
Сформируйте «скелет» молодого куста. У винограда необходимо искусственно создать ствол (штамб) – многолетнюю часть стебля, которая будет заканчиваться у первого разветвления ветвей. Оставьте два рукава (плеча) – отрезка многолетней лозы. Именно на них будут расти новые побеги и созревать ягоды.
4
Используйте популярную обрезку «на плодовое звено». На каждом рукаве следует оставить небольшую часть прошлогодней лозы с парой побегов текущего года. Нижний – сучок замещения – укоротите на 3 почки. Верхний – плодовую стрелку - примерно на 6 глазков. Этот очень важный побег - вы оставляете его для плодоношения.
5
Сучок замещения позволит кусту продолжить свое развитие. Когда настанет время следующей обрезки виноградника, одна новая лоза на нем будет вновь оставлена на урожай, другая же станет новым сучком замещения. Таким образом, вы создадите так называемую двустороннюю веерную формировку в четыре рукава. В первую вегетацию ваша задача - вырастить два сильных побега, во вторую - четыре, в третью – восемь.
6
На третьем году жизни виноградника у вас должны сформироваться полноценные кусты. В этом возрасте они могут дать первый урожай, поэтому регулируйте плодоношение. Оставьте на каждом плече 2-3 развитых побега, остальные срежьте примерно на 45 см. В дальнейшем вы будете регулировать и количество соцветий: оставьте 1 гроздь винограда с мелкими ягодами на 1 побег; 1 гроздь на 2 побега – для крупногроздного сорта.
Обратите внимание
Обрезка виноградника – процесс сложный и творческий, он требует большого опыта. Чтобы не ошибиться при формировании куста, необходимо не только изучить специальную литературу и постоянно делиться опытом с опытными виноградарями. Важно предощущать дальнейшее развитие виноградного куста, видеть его слабые и сильные стороны. Бывает, что из плодовой стрелки не получается полноценной лозы. Вместо нее выберите заместителя – здоровый, сильный побег от 8 мм толщиной. Новым сучком замещения может стать ветка, которая растет близко к штамбу виноградного куста.
Источники:
  • Виноград, виноградорство, полезные советы профессионалов
  • как обрезать виноград видео

Совет 2: Как обрезать виноградную лозу

Виноград обычно произрастает в форме куста с побегами, которые подвязывают к опорам — шпалере или кольям. Избранная система формирования куста поддерживается при помощи ежегодной обрезки. Если оставить все лозы, которые выросли за лето, то вся масса питательных веществ пойдет на обеспечение роста многочисленных побегов, а развивающиеся соцветия будут испытывать в них недостаток.
Как обрезать виноградную лозу
Вам понадобится
  • - секатор.
Инструкция
1
При ежегодной обрезке оставляйте на кустах только те почки, сформировавшиеся за лето, которые смогли бы развиться в полновесные грозди с хорошего качества ягодами. Обрезку проводите осенью, перед самым укрытием. Это позволит избежать весеннего «плача» лоз и обеспечит хороший урожай.
2
Осмотрите куст и оцените его состояние, проведите санитарную расчистку: удалите порослевые побеги, не срезанные летом, а также все листья, ниже 1-й проволоки закрывающие «рукава» растения (их надо видеть). Обрежьте невызревшие верхушки побегов. Часть листьев постепенно сбрасывайте обрезкой или сощипыванием.
3
Начинайте обрезку снизу. В случае, если куст четырехрукавный, на каждом из четырех сучков замещения (концы рукавов) каждый нижний наружный побег обрежьте на новый сучок (3–4 глазка). Выше этого нового сучка следующий побег обрежьте на плодовую стрелку (от 4 до 18 глазков), учитывая биологическую особенность сорта. Третий верхний побег удалите, он не нужен для усиления звена. Таким образом, обычное плодовое звено сформировано.
4
Располагайте все срезы с одной стороны рукава, лучше с внутренней. Если расположение ран бессистемно, как часто получается у неопытных виноградарей, то проводящие пути лозы становятся извилистыми, в результате замедляется и нарушается ток питательных веществ, происходит ослабление куста и усыхание рукавов, что приводит к преждевременной гибели лозы.
5
Старайтесь, чтобы наносимые кусту раны были как можно меньших размеров, а срезы оставались всегда гладкими. При полном удалении рукавов или лоз срезайте их у основания, оставляя небольшие подушечки толщиной до 0,5 см. Не делайте срезы вровень с поверхностью рукава, они приводят к глубокому отмиранию тканей.
6
На укрывных виноградниках производите обрезку в два приема: предварительную – осенью и окончательную - весной. Вырезайте усохшие части куста перед укрытием при предварительной обрезке, а также отплодоносившие плодовые стрелки, невызревшие части побегов. Оставляйте при этом примерно 50 % запаса лозы.
7
Во время весенней обрезки выбирайте лучшие здоровые лозы, хорошо перезимовавшие, не поврежденные при открытии и укрытии кустов. Одновременно формируйте плодовые звенья и устанавливайте нагрузку куста глазками, складывающуюся из длины обрезки и числа плодовых звеньев.
8
На каждом разветвлении рукава формируйте по одному плодовому звену, на сильных рукавах – по два. Составляйте каждое звено из плодовой стрелки, а также сучка замещения. Плодовые стрелки обрезайте на различную длину, учитывая биологические особенности сорта, на сучках замещения оставляйте от двух до четырех нормально развитых глазков. Весеннюю обрезку необходимо закончить до распускания почек.
Обратите внимание
«Виноградный рукав» - многолетняя часть стебля виноградной лозы.
«Сучок замещения» - сучок, располагающийся ниже плодового побега (дуги, стрелки, полудуги или плети),
служащий для образования новых сучков замещения и плодовых побегов в будущем году.
«Стрелки» — плодовые побеги, подрезаемые на 4-6 глазков и подвязываемые горизонтально или наклонно вдоль плоскости шпалеры.

Совет 3: Когда можно обрезать виноград

От правильно и своевременно выполненной обрезки виноградной лозы зависит успех вашего урожая. Чтобы получить хороший урожай, необходимо знать, когда можно обрезать его без ущерба для растения.
Когда можно обрезать виноград

Правильная обрезка не только увеличивает объем урожая: изменяется вкус ягод и увеличивается их размер. Также уменьшается время, за которое виноград созревает.

Когда обрезать

Если кусты на зиму укрываются, то лучшим временем для обрезки будет осень. В этом случае виноград надежно защищен от мороза и весной будет хорошо развиваться, а осенью вы получите отличный урожай.

Обрезка весной несколько проблематична, ведь после этого виноград почти не развивается. Уже началось сокодвижение, а обрезание в это время приводит к образованию «слез», ухудшающих качество урожая. Растение может погибнуть. Если вы решились обрезать ветви весной, то делать это нужно при температуре воздуха  +5 градусов и не ниже. Растение еще не должно проявлять видимых признаков жизни. Если саженцы посажены осенью, обрезать их нельзя.

Летом виноград не обрезают совсем. Можно лишь пасынковать или удалять ветви, которые не нужны. Это профилактическая мера от болезней, также обеспечивающая грозди солнечным светом и увеличивающая поступление питательных веществ к завязям.

Основная обрезка происходит после окончания листопада, до укрытия винограда. Если виноград на шпалере перенес заморозки, переживать не надо – это его только закалит. Но температура должна быть выше минус 3 градусов, в противном случае ветки будут ломаться. Обрезание молодых растений нужно проводить ежегодно, при формировании куста.

Проблемы возникают, если виноград запущен и не обрезался никогда. Обрезка приведет его в порядок, и урожайность повысится.

Видео по теме

Совет 4: Как правильно обрезать виноград летом и осенью

Кусты винограда за счет своих свойств и специфики роста имеют тенденции к разрастанию, что приводит к запущенности лозы и снижению качества урожая. Чтобы этого избежать, а ягоды были крупными и вкусными, кусты - сильными, здоровыми и сформированными, необходимо производить обрезку винограда, удаляя часть старой лозы и определенное количество молодого прироста.
Как правильно обрезать виноград летом и осенью

Когда проводить обрезку винограда

Если говорить об укрывном виноградарстве, то будет правильно обрезать виноград осенью, что в первую очередь позволяет полностью укрыть кусты для предстоящей зимовки. Более того, весной, при раскрытии винограда, уход за кустами значительно облегчается, а урожай порадует своим обилием.

Не рекомендуется весенняя обрезка винограда, так как  в этот период растение с трудом переживает раны от срезов и даже может заболеть. Возможна обрезка молодых саженцев, которые еще не начали плодоносить, в начале марта при установившейся температуре от +5°С.

Обрезку винограда летом нельзя назвать обрезкой в общепринятом понятии, так как в этот период кусты пасынкуются, чеканятся, прореживаются путем выламывания лишних веток. Эти мероприятия проводятся в профилактических целях для исключения возникновения заболеваний, а также для обеспечения необходимого доступа солнечного света к гроздьям, что необходимо для их полноценного вызревания.    

В летние месяцы, зная как правильно обрезать виноград, на густо посаженных кустах можно дополнительно проредить листья, чтобы к гроздьям поступало достаточное количество кислорода, и они лучше проветривались.

Осенняя обрезка винограда

Чтобы оставить на следующий год хорошо вызревшую лозу, ведущие виноградари рекомендуют производить осеннюю обрезку винограда в два этапа.

Сразу после сбора урожая лоза винограда очищается от звеньев, которые плодоносили в текущем сезоне, а также обрезаются хилые побеги, тормозящие рост куста. Основная же обрезка производится через две недели после того, как опали листья. Первые заморозки не страшны для лозы, а в какой-то степени даже полезны для закалки, но при обрезке отметка на термометре не должна опускаться ниже значения -3°С. В противном случае лоза станет ломкой и повредится при укрытии виноградника.

Существуют некоторые отличия в методике обрезки молодого саженца и многолетнего куста. Так, на молодых саженцах необходимо каждый год удалять ненужные побеги и формировать куст, выбрав одну из схем обрезки. При этом рекомендуется оставлять 3-8 рукавов, которые растут из земли под углом и, впоследствии, будут плодоносить.

Чтобы правильно обрезать виноград, плодоносящий много лет, особенно если он запущен, придется затратить больше усилий и времени. Но привести кусты в порядок и повысить их урожайность можно,  для чего следует выполнить следующие действия:

- в начале сентября удалить на многолетней лозе молодые побеги, которые достигают полуметровой высоты от земли;

- побеги, расположенные на лозе высотой более 80 см от земли, прирезать на 10% от всей их длины и убрать боковые пасынки;

- в середине октября необходимо выбрать два самых развитых побега, расположенных на высоте 80 см от земли;

- нижний побег, располагающийся на внешней части рукава, следует обрезать, оставив при этом 3-4 глазка для дальнейшего развития сформированной ветви замещения;

- побег, находящийся выше, с противоположной стороны обрезают, оставив 5-12 глазков для формирования плодовой стрелки (количество глазков приравнивается к диаметру побега и пара дополнительных глазков оставляется на случай замерзания);

В результате после обрезки винограда на кусте должны остаться многолетние мощные стволы, которые произрастают перпендикулярно земле, и лоза с почками, которая в следующем году даст новые побеги и будет плодоносить.

Чтобы срезы лучше и быстрее зарастали, необходимо правильно обрезать виноград, прирезая побеги с той стороны, которая направлена к середине куста. При срезах с разных сторон сокодвижение ветви нарушается, и на следующий год количество урожая может быть снижено. Также необходимо следить за качеством среза, который должен быть гладким и не расслаивать лозу.

Выполнив все указанные мероприятия по обрезке винограда, можно уже осенью обеспечить залог хорошего урожая на следующий год и предотвратить развитие болезней кустов.  

Видео по теме

Совет 5: Как обрезать виноград в зиму

Каждого любителя-садовода, имеющего на своем участке хотя бы один куст винограда, волнует один и тот же вопрос: как правильно ухаживать за виноградом и подготовить его к зиме. Ведь несвоевременная и неграмотная обрезка лозы может привести к измельчению в дальнейшем ягод и гроздей, снизит зимостойкость кустов.
Как обрезать виноград в зиму
Вам понадобится
  • - Секатор.
Инструкция
1
Каждая почка виноградной лозы дает за период вегетации длинную ветвь и плодовую кисть. Но так как почек много, соответственно и ветвей получится большое количество, и плодовых кистей. Но кисти и ягоды при этом будут мелкие. Поэтому в кусте должно остаться разумное количество многолетней древесины. Обрезка кустов сводится к формированию основной скелетной части (плечи, штамб и рукава) и созданию формы куста.
2
Приступите к обрезке винограда спустя две-три недели после листопада. В первой декаде октября побеги приобретают светло-коричневый цвет и при сгибании слегка потрескивают. Это связано с тем, что прекращается отток органических веществ, вырабатываемых листьями. Растение постепенно проходит закалку и готовится к зиме, наступает покой лозы.
3
Осмотрите внимательно кусты и оцените их состояние. Проведите санитарную расчистку: удалите волчковые и порослевые побеги, которые не были срезаны летом, а также листья, находящиеся ниже первой проволоки. Обрежьте не вызревшие верхушки побегов, листья можно сбросить.
4
Стоит знать, что малоэффективны сучки замещения, поэтому можно обойтись и без них. При ранней обрезке удалите на рукаве все лишние и слаборазвитые лозы, кроме одной – хорошо вызревшей. Она то и будет плодоносить в следующем году.
5
Закончив обработку куста, начните обрезку с нижней части. На всех сучках замещения обрежьте каждый нижний наружный побег на 3-4 глазка. Следующие побеги, выше нового сучка, обрежьте на плодовую стрелку, то есть примерно 4-18 глазков (все зависит от особенности сорта винограда). Верхние побеги удалите вовсе, он не нужен для усиления звена. Таким же образом обрежьте и все остальные кусты винограда.
6
Весной производится повторная обрезка лоз винограда, но всего на две-три почки. После распускания почек на обрезанных ветвях, выломайте все побеги, оставьте только два верхних. Из оставшихся побегов на следующий год сформируйте плодовые звенья.
Видео по теме

Совет 6: Как ухаживать за виноградом весной

Несмотря на то, что ухаживать за виноградом необходимо весь сезон, весна является наиболее важным периодом, влияющим на дальнейшее развитие куста, а также качество и количество урожая. Уход за виноградом весной включает в себя раскрытие лозы после зимовки, обрезку с последующим формированием куста, а также борьбу с болезнями и вредителями. Предельно важно выполнить эти действия вовремя, чтобы максимально обеспечить здоровый и полноценный рост куста.
Как ухаживать за виноградом весной

Открытие виноградной лозы

Начинается уход за виноградом весной сразу после окончания сильных морозов, когда температура воздуха не опускается ниже -5°С. В этот период необходимо освободить куст от укрывного материала или земли, которой была присыпана лоза.

В регионах, которые отличаются поздними заморозками, или в неудачно расположенных местах посадки винограда материал нужно убирать позже, а чтобы лоза получала необходимый кислород, следует сделать в нем небольшие отверстия. В таком случае укрывной материал снимают после пробуждения почек.

В период затяжной весны, а также в регионах с прохладным климатом для защиты винограда от заморозков над кустом сооружают небольшой парник, который защитит оживающую лозу от резкого снижения температуры. Но для того, чтобы лоза получала достаточное количество воздуха и солнца, необходимо днем парник открывать.

Выявление и борьба с бактериальным раком

После того, как кусты раскрыты, весенний уход за виноградом необходимо продолжить осмотром лозы на выявление замерзших, сломанных и больных веточек. Наличие болезненных наростов на побегах может свидетельствовать о поражении растения бактериальным раком и необходимости принятия срочных мер. Для этого рекомендуется:

- удалить участки, пораженные болезнью и сжечь их;

- обработать места среза перекисью водорода или марганцовкой;

- после их просыхания замазать поврежденные участки садовым варом;

- сократить полив и подкормку в 2 раза, чтобы активизировать работу иммунной системы куста для борьбы с болезнью, и активного роста винограда.

Правильный уход за виноградом весной позволит восстановить заболевшие кусты и впоследствии получить с них хороший урожай.        

Обрезка винограда

Для активного и здорового роста плодоносящей лозы необходимо в весенний период производить обрезку винограда, освобождая куст от старых и ненужных побегов. Уход за виноградом весной предполагает обрезку старых и прошлогодних молодых побегов до 80% от общего количества.

Основой виноградного куста являются рукава – многолетние ветки, обеспечивающие питание всего куста. Их жизненный цикл составляет 4-6 лет, после чего они удаляются, а вместо них используются молодые ветви размещения. На каждом рукаве необходимо оставить по несколько крепких молодых побегов, которые при росте не будут мешать друг другу. При этом сам рукав необходимо прирезать: верхний – до 12-ти почек, нижний – до 4-х.

Прирезка лозы производится острым секатором, чтобы избежать расслоения срезов. Места срезов обрабатываются садовым варом.     

Опрыскивание винограда от болезней и вредителей

Следующим этапом весеннего ухода за виноградом после обрезки является опрыскивание растений для их защиты от вредоносных насекомых и таких распространенных заболеваний, как милдью, оидиум, антракноз и серая гниль.

Существует два типа препаратов для опрыскивания – химические и биологические. Многие садоводы стараются избежать использования химических препаратов, которые, по их мнению, могут отравлять ягоду. Однако это не так, и максимум, чем они вредны – это ядовитыми парами при непосредственном опрыскивании, что легко исправимо, если соблюдать элементарные правила безопасности. Но у химии есть неоспоримое преимущество: более эффективный и быстрый спектр действия. Биологические препараты не так ядовиты, снижен эффект от их использования, поэтому обработку от болезней и вредных насекомых придется проводить несколько раз.

Уход за виноградом весной подразумевает опрыскивание кустов до распускания почек следующими растворами:

- бордоская смесь – борьба и профилактика с заболеваниями грибкового типа;

- оксихом – защита от клеща и других вредоносных насекомых;

- карбофос – инсектицид.

При опрыскивании бардоской смесью необходимо обработать не только куст, но и почву вокруг, при этом температура раствора должна быть в пределах 30°С.

Для обработки винограда биологическими растворами в весенний период можно посоветовать препараты "Биоспорин", "Байкал- ЭМ1" и "Гуапсин".

Только правильный уход за виноградом весной и своевременное выполнение указанных действий практически послужат залогом последующего сбора хорошего урожая и обилия спелых гроздей.  

Совет 7: «Блестящий» сорт винограда

Виноград столового сорта «Блестящий» выведен из сортов «Виктория» и «Оригинал». Обладает изумительным вкусом, рано созревает и хорошо переносит хранение и транспортировку.
«Блестящий» сорт винограда

Посадка винограда производится на солнечных участках. Наиболее подходящие регионы для выращивания данного сорта – центральная и южная части России.

Подготовка грунта представляет собой смешивание песка, перегноя и компоста. Причем доля песка составляет 50%. Сажать виноград можно в весенне-летний период, точное время зависит от климата региона. Желательно, чтобы посадка производилась с южной стороны дома вблизи построек или других растений. Расстояние между саженцами должно быть не менее 80 см. Если имеется возможность установить уровень грунтовых вод, то при нахождении воды на глубине менее 2 метров устанавливается дренаж.

Обязательным является полив и подкормка саженцев. При цветении не рекомендуется прищипывать макушки. Столовые сорта требуют достаточного количества листьев.

Существует ряд проблем, которые могут встретиться при выращивании данного сорта.

- Для обеспечения большей урожайности необходимо ненужные гроздья вовремя удалять.

- Нельзя полностью заменить корневую подкормку некорневой. Некорневая является лишь дополнением корневой во время цветения.

- При обрезке на молодой лозе необходимо оставить 2 – 3 почки. Не стоит обрезать виноград, выполняя из него декоративный забор или навес. Для этого существует множество других сортов. Нельзя злоупотреблять биопрепаратами, особенно если виноград растет в закрытом грунте.

- Осенью питательные элементы из листьев переходят в корни, поэтому обрезку производят ранней весной. При укрытии от морозов на зиму обязательно обеспечивают достаточный доступ воздуха.

- Мульчирование производить только на прогретой почве, примерно в первой половине июня.

Время созревания винограда «Блестящий» не превышает 100 дней. Ягоды хоть и средней величины, но отличаются быстротой развития. Для уменьшения риска вымерзания требуется укрытие полиэтиленом. Применение удобрений позитивно влияет на урожайность. Полив осуществляется преимущественно капельным путем. Соблюдая эти простые правила, можно добиться прекрасных показателей урожайности.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500