Совет 1: Как отразить амортизацию в балансе

Любое имущество с течением времени подвергается износу, поэтому в бухгалтерском учете на основные средства и нематериальные активы, имеющиеся на балансе организации, начисляется амортизация. В отчетности она отражается по соответствующим статьям внеоборотных активов путем уменьшения общей стоимости имущества на сумму износа.
Вам понадобится
  • - ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • - ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».
Инструкция
1
При отражении в балансе амортизации руководствуйтесь ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Ее начисление можно производить одним из способов:

- линейным;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме чисел лет периода полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продаж.
2
В бухгалтерском учете операции с основными средствами ведутся на одноименном счете 01, а их амортизация – на счете 02. Сформируйте оборотно-сальдовую ведомость по счетам, вычислите разницу между дебетовым сальдо счета 01 и кредитовым сальдо счета 02. Полученное значение укажите в строке 1130 баланса «Основные средства».
3
Если ваше предприятие сдает имущество в аренду, учитывайте его износ на субсчете «Амортизация имущества, предоставленного во временное пользование» и не уменьшайте стоимость основных средств в балансе.
4
Кроме того, существует особая группа внеоборотных активов, на которые начисляется амортизация – незавершенные строительством объекты недвижимости, отражаемые на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если ваша организация фактически закончила строительные и отделочные работы и начала эксплуатацию здания или сооружения, списывайте сумму амортизации с кредита счета 02 в дебет счета 08 независимо от того, зарегистрировано право собственности или нет. Укажите стоимость объекта недвижимость за минусом износа в составе основных средств по строке 1130 бухгалтерского баланса.
5
При отражении в отчетности амортизации нематериальных активов внесите в строку баланса 1110 разницу между дебетовым сальдо счета 04 «Нематериальные активы» и кредитовым сальдо счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Кроме того, вы можете установить порядок начисления амортизации без применения счета 05. Для этого включите соответствующий пункт в приказ об учетной политике. В таком случае начисляйте износ нематериальных активов на счете 04, а при формировании баланса указывайте в строке 1110 дебетовое сальдо счета 04.

Совет 2: Как отразить продажу основного средства

Основные средства – это имущество организации, которое служит средством труда при процессе производства товара или выполнения услуги (работы). ПБУ 6/01 гласит, что активы организации могут быть оприходованы как основные средства при условии их полезного использования свыше 12 месяцев, а также если они задействованы в процессе работы. В бухгалтерском учете эти активы отражаются на счете 01. Организация может продать основные средства, например, в случае их неиспользования или поломки. При выбытии данных активов налог на имущество уменьшается.
Вам понадобится
  • - акт по форме № ОС-1;
  • - договор купли-продажи;
  • - документы, подтверждающие расходы, например, транспортные накладные.
Инструкция
1
Если организация продала основные средства, то непременно в бухгалтерском учете делаются соответствующие записи. Сначала вы должны составит акт о продаже основного средства согласно форме № ОС-1. Исключением будет выбытие зданий и сооружений (при выбытии данных активов составляется акт № ОС-1а). Данный документ составляется в двойном экземпляре.
2
Далее необходимо внести информацию о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 или книгу №ОС-6б. Согласно правилам Госкомстата РФ от 21 января 2003 года. № 7 данная информация должна заноситься на основании акта о продаже активов.
3
Затем вам нужно к счету 01 «Основные средства» открыть субсчет «Выбытие основных средств». При продаже активов по дебету этот субсчет необходимо отразить первоначальную стоимость, то есть ту, которая была отражена при покупке данного средства. В кредите счета укажите сумму начисленной амортизации, которую вы можете посмотреть на счете 02 «Амортизация основных средств».
4
После этого сделайте следующую запись: Д02 К01 субсчет «Выбытие ОС». С помощью этой проводки вы отразите амортизацию, которая была начислена при использовании данного актива. В результате этих действий вы сможете посмотреть остаточную стоимость данного основного средства на счете 01.
5
Затем вам необходимо списать остаточную стоимость продаваемого актива в состав прочих расходов. Для этого сделайте запись: Д 91.2 «Прочие расходы» К01 субсчет «Выбытие ОС спишите Все расходы, связанные с продажей, например, транспорт, упаковка, хранение, нужно отразить проводкой: Д91.2 К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
6
Прибыль, полученную от продажи основного средства, отразите проводкой: Д91.1 «Прочие доходы» К99 «Прибыли и убытки». Доход, полученной от продажи активов организации, признается в том периоде, когда была осуществлена реализация.
Источники:
  • Положения по бухгалтерскому учету
  • как продать основное средство

Совет 3: Как начислить амортизацию на нематериальный актив

Амортизация представляет собой процесс в экономике предприятия, в ходе которого происходит постепенный перенос стоимости нематериальных активов на себестоимость работ, продукции или услуг. Начисление износа производиться на основании учетной политики предприятия и выбранного способа расчета.
Инструкция
1
Определите срок полезного использования нематериального актива. Проанализируйте время, в течение которого использование объекта будет приносить доход. Рассчитайте срок действия свидетельства, патента или иного документа, подтверждающего согласно законодательству РФ право на использование интеллектуальной собственности. Вычислите количество продукции или другого натурального показателя объема работ, который ожидается получить от использования объекта нематериального актива.
2
Рассчитайте месячную норму амортизации нематериального актива согласно учетной политике предприятия. Если избран линейный способ начисления, то данная величина определяется обратно пропорционально сроку полезного использования. Способ уменьшения остатка рассчитывает амортизационные отчисления на основании остаточной стоимости объекта на начало года и нормы амортизации, определенной линейным способом. Износ способом списания определяется по натуральному показателю объема продукции и отношению первоначальной стоимости НМА и планируемого объема продукции за весь срок использования объекта.
3
Начислите амортизацию на объекты нематериальных активов с 1 числа следующего месяца после принятия НМА в бухгалтерском учете. При этом может использоваться метод накоплений или уменьшения первоначальной стоимости.
4
Отразите начисленную амортизацию нематериального актива с применением способа накоплений в бухгалтерском учете на кредите счета 05 «Амортизация нематериальных активов» и дебете счета 20 «Основное производство» или счета 26 «Общехозяйственные расходы». Если используется в расчете износа метод уменьшения первоначальной стоимости, то сумма амортизации отражается на кредите счета 04 «Нематериальный активы» в корреспонденции со счетом 20 или 26.
Видео по теме

Совет 4: Как отразить продажу здания в бухгалтерском учете

Продажа недвижимого имущества – достаточно сложный и трудоемкий процесс как для продавца, так и для покупателя. Если вы как юридическое лицо желаете продать здание, будьте готовы к тому, что вам придется оформить кипу документов, а также отразить все операции в бухгалтерском учете.
Инструкция
1
Прежде всего помните, что операции по продаже недвижимого имущества, а в вашем случае здания, регулируются Гражданским и Налоговым кодексом. Поэтому, составляя договор купли-продажи, ссылайтесь на эти нормативные акты.
2
В договоре обязательно укажите предмет сделки, цену, реквизиты сторон. Также обговорите условия перехода прав собственности. Лучше, если этот договор посмотрит юрист, так как могут выскочить некие «подводные камни». Помните, что согласно Гражданскому кодексу, все недвижимое имущество подлежит регистрации в специальных органах.
3
Помимо договора, составленного в письменном виде, оформите акт о приеме-передаче здания, который имеет унифицированную форму №ОС-1а. Сюда внесите информацию о получателе, о сдатчике, о самом здании (срок эксплуатации, начало и окончание строительства, проводимый ремонт и т.д.). Также вы должны указать качественные и количественные характеристики здания, например, общая площадь, количество этажей. Впишите и первоначальную стоимость объекта, сумму начисленной амортизации.
4
В бухгалтерском учете отразите продажу здания следующим образом:- Д62 К91 субсчет «Прочие доходы» - отражена выручка за реализованное здание;- Д91 субсчет «Прочие расходы» К45 – отражена остаточная стоимость недвижимого имущества;- Д91 субсчет «Прочие расходы» К68 субсчет «НДС» - начислена сумма НДС к уплате;- Д68 субсчет «НДС» К62 – принят к вычету НДС;- Д51 К62 – отражено поступление денежных средств на расчетный счет от покупателя.
Обратите внимание
Все операции учитываете только в случае правильно оформленных сопроводительных и налоговых документов.
Полезный совет
При продаже недвижимого имущества следует помнить, что при переходе прав собственности необходимо перестать рассчитывать амортизацию с первого дня нового месяца.

Совет 5: Как отразить в бухгалтерском учете строительство

Для отражения строительства в бухгалтерском учете используются те же счета, что и в учете любого другого производственного предприятия. Одной из особенностей при этом является необходимость отражать доходы и расходы отдельно по каждому объекту строительства.
Инструкция
1
Отразите стоимость материалов в бухгалтерском учете при выполнении строительных работ из материалов собственного приобретения проводками:- Дебет счета 10 «Сырье и материалы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» - учтены приобретенные для строительства материалы;- Дебет счета 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» - учтен НДС по оприходованным строительным материалам;-Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счета 10 «Материалы» - списаны фактически израсходованные материалы по объектам строительства.
2
Спишите в дебет счета 20 другие расходы, связанные со строительством этих объектов: на заработную плату основных рабочих, на вспомогательные производства и т.д., сделав проводку:- Дебет счета 20 «Основное производство», Кредит счета 70 «Заработная плата» (23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»).
3
Составьте проводки после завершения работ на объекте строительства и сдаче его заказчику: - Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи» (субсчет «Выручка») - объекты сданы заказчику по сметной стоимости; - Дебет счета 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость»), Кредит счета 20 «Основное производство» - списана себестоимость выполненных заказов в разрезе каждого из них.
4
Определите доход по отдельным выполненным работам или по объекту строительства в целом. В этом случае вычислите разницу между объемом выполненных работ за учетный период и приходящимся на них затратами.
5
В случае если заказчик поставляет на стройку отдельные материалы, отразите в бухгалтерском учете строительство такого объекта следующими проводками:- Дебет счета 41 «Товары», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» - учтены строительные материалы;- Дебет счета 19 «НДС по приобретенным материальным ресурсам», Кредит счета 60 - отражен НДС по учтенным материалам;- Дебет счета 60, Кредит счета 51 «Расчетный счет» - оплачена поставка стройматериалов;- Дебет счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», Кредит счета 90 «Продажи» (субсчет «Выручка») - учтена выручка за стройматериалы;- Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 41 «Товары» - списана стоимость материалов.
6
Спишите далее полученные от заказчика материалы, а также прочие расходы по строительству объекта, на счета затрат в обычном порядке. При составлении актов выполненных работ по сметной стоимости, стоимость материалов заказчика отражается в них отдельной строкой «Возврат материалов» (после строки «Итого») и уменьшает сметную стоимость строительно-монтажных работ.
Источники:
  • Бухгалтерский учет строительства
  • бухучет в строительстве проводки

Совет 6: Лицензия как нематериальный актив

Лицензия представляет собой разрешение на какую-либо деятельность, производство, которое выдается соответствующему лицу (юридическому или физическому) определенным лицензиаром. После получения лицензия становится на баланс предприятия и предусматривает ряд операций, которые должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете.

Как характеризуется лицензия в бухгалтерском учете?

Согласно положению МФСО 38, нематериальные активы представляют собой идентифицируемый немонетарный актив, у которого отсутствует физическая форма. Актив - это некий ресурс, полученный организацией в прошлом и контролируемый в настоящем, который обещает получение существенных экономических выгод. Как правило, стоимость актива оценивается заранее.

Лицензия как нематериальный актив характеризуется тремя признаками: немонетарностью, идентифицируемостью и нематериальностью.
Немонетарные активы, в отличие от монетарных, не имеют денежной формы. Собственно монетарные активы – это денежные средства как в наличной, так и безналичной формах, а также все принадлежащие организации финансовые вложения, вклады и задолженности. Лицензия не имеет денежной формы, поэтому является нематериальным активом.

Идентифицируемость предполагает, что актив может быть отделен от других объектов, принадлежащих компании. Лицензию, к примеру, можно продать, а это говорит о том, что данный актив уже способен принести организации некую экономическую выгоду. Нематериальность предполагает отсутствие у объекта физической формы и в то же время связь его с какими-то материальными объектами или действиями. Например, операционная система может быть нематериальным объектом, однако компьютер, на который она установлена, обладает физической формой. В случае лицензии - она сама, как нематериальный актив, связана с продуктом или деятельностью, на которые она выдана.

По каким признакам лицензия относится к нематериальным активам

Первый признак – принадлежность к отрасли. Лицензии, как правило, выдаются на какую-либо узкоспециализированную деятельность, которая нередко ложится в основу производства. Нематериальные активы имеют различный срок использования. Лицензии редко выдаются бессрочно – спустя год, пять, десять лет и т.д. придется подтверждать свое право на обладание лицензией. Важным признаком лицензии, как нематериального актива, является ее регулируемость определенными нормативными документами.

Нематериальные активы вообще могут быть отчуждаемыми и неотчуждаемыми. Поскольку лицензию можно продать, она относится к отчуждаемым нематериальным активам. Таким образом, в бухгалтерском учете предприятия лицензию необходимо учитывать в качестве нематериального актива. Это означает, что при ее контроле бухгалтер должен знать пункты положения МФСО 38.
Видео по теме
Источники:
  • амортизация основных в балансе
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше