Совет 1: Как читать акафист

Акафист является очень сложным песнопением, которое прославляет Иисуса, Пресвятую Богородицу, определенного святого или какой-либо христианский праздник.

Акафист в переводе с греческого языка переводится буквально как неседальное пение. Что означает термин «неседальное пение»? Это торжественный гимн, незабываемая праздничная песня, которая исполняется стоя. Можно ли читать акафист сидя? Сидеть, слушая или читая акафист, не рекомендуется. Исключение делается только для больных прихожан.

Акафист Пресвятой Богородицы представлен двадцати пятью строфами, каждая строфа означает написание хвалебной песни. Хвалебные песни располагаются в определенном порядке, согласно буквам греческого алфавита. Двадцать пять песен включают в себя тринадцать кондаков и двенадцать икосов.

Кондак в переводе с греческого языка означает слово «домик», «палочка, на которую наматывали свиток». Кондак воплощает в себе краткую песнь, которая излагает сжатое содержание христианского праздника или хвалебную оду святому. Чтение кондака всегда заканчивается хвалой бога, что означает «Аллилуйя».

Икос в переводе с греческого языка означает слово «дом». Икос представляет собой пространную песню, дающую объяснение сущности праздничного события. По этой причине икос никогда не читается самостоятельно, а только вместе с кондаком. Икос обязательно заканчивается чтением восклицания «Радуйся». Все икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак.

За чтением каждого кондака непременно следует чтение икоса, который разделен на две части. В первой части развивается какая-либо определенная тема. Вторая часть содержит двенадцать строк, каждая строка начинается со слова «радуйся» и содержит песню-хвалу.

Двадцать пятая строфа церковно-богослужебного акафиста или тринадцатый кондак считается обращением-молитвой к тому, кого прославляют в акафисте, и читается три раза подряд. После акафиста следует чтение молитвы. Акафист Пресвятой Богородице поется один раз в году в субботу пятой седмицы Великого поста. Иначе этот день называется «Суббота акафиста».

Можно ли читать акафист дома? Конечно. Ведь чтение акафиста относится к келейным, то есть домашним молитвам. Поэтому их можно читать, даже не получая на то благословления священника. Перед чтением акафиста необходимо прочитать все предначинательные молитвы (как утренние или вечерние молитвы). Затем читается сам акафист, трижды тринадцатый кондак, первый икос и первый кондак. После этого читается молитва Ангелу-Хранителю.

Видео по теме
Источники:
  • как правильно читать акафист

Совет 2: Можно ли читать акафист в пост

Молитва для православного человека является не просто и не только религиозным долгом, это, прежде всего, нравственная потребность человеческой души в диалоге с Богом, Божией Матерью, ангелами или святыми. Молитва - это обращение мысли, чувств к вечности, один из духовно-нравственных подвигов православного христианина.
Можно ли читать акафист в пост

В течение календарного года православная Церковь определяет особенные дни, в которые человек должен с большим усердием обращаться к Богу, стремиться к духовному совершенствованию. Эти периоды именуются святыми постами. При этом пост является не просто воздержанием от определенной пищи, но заключается в стремлении человека быть лучше, упражнении своей личности в духовных подвигах, в том числе и молитве.

В настоящее время существует мнение о необоснованности чтения акафистов в пост. Акафистом именуются определенные молитвенные произведения, состоящие из 12-ти кондаков и икосов, в которых находятся молитвенные обращения к Богу, Богородице, тому или иному святому, выраженные в возвышенной радостной форме. Акафист - одно из самых радостных и торжественных молитвословий в православной Церкви. Неслучайно именно в акафистных произведениях человек обращается, например, к Божией Матери восторженным приветствием: "Радуйся...".

Приверженцы мнения о запрете чтения акафистов в пост ссылаются как раз на то, что спасительное воздержание это особое строгое время, в которое даже и молитвословия должны быть аскетичными. Некоторые люди считают, что в пост душе христианина не позволительно читать молитвословия такого "радостного характера". Вместо этого, считают они, положены определенные молитвы покаянного содержания. Однако такое мировоззрение чуждо православной традиции.

Церковь обращает особое внимание на то, что пост - это время покаяния. Поэтому покаянные молитвословия, аскетичные каноны вполне уместны. При этом, следуя евангельским словам Христа, Церковь не налагает на человека обязанность во время воздержания ходить с грустными лицами, печалиться и всем видом показывать как строго человек постится. Для православного человека время поста (время покаяния) особый радостный период в жизни. Исходя из этого, если у человека появляется молитвенный настрой с чувством радостного трепета от чтения акафиста, то этот факт не может восприниматься православием негативно. Акафист - это молитвенное произведение, несущее в себе глубокий духовный смысл. Акафисты помогают человеку сосредоточиться на одной из важных составляющих поста - молитве.

Таким образом, запрет на чтение акафистов во время поста не соответствует православной практике и несет в себе несколько неправильное понимание спасительного воздержания. Кроме того, сама богослужебная практика Церкви, церковный устав в определенные дни предписывает совершение чтения акафиста в пост. В частности, имеется в виду пятая суббота Великого поста - время, когда в православных храмах совершается чтение на распев акафиста Пресвятой Богородице. Этот день именуется в богослужебном уставе Субботой Акафиста (Похвала Пресвятой Богородицы). Это чинопоследование появилось в Церкви более тысячи лет назад.

Также необходимо упомянуть и о практике чтения акафиста Страстям Господним. Начиная с вечера второго воскресенья Великого поста во многих православных храмах совершается особое великопостное богослужение воспоминания страданий Христовых (таких богослужения всего четыре). Особое место в этой службе занимает чтение акафиста Страстям Христовым.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500