Совет 1: Как поставить звук "ж"

Маленький ребенок обычно не задумывается о том, правильно он произносит звуки или нет. Проблемы обычно возникают в старшем дошкольном или школьном возрасте. Над ребенком, который неправильно произносит те или иные звуки, начинают смеяться сверстники. Кроме того, человеку, имеющему фонетические нарушения, труднее научиться грамотно писать. Могут возникнуть и сложности с обучением иностранному языку. Иногда учить произносить те или иные звуки нужно специально. К таким звукам относятся шипящие, особенно звук «ж».
Подберите рисунки с названиями на звук "ж"
Вам понадобится
  • зеркальце
  • карандаш
  • бумага
  • картинки или игрушки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «ж»
  • сборник пословиц и скороговорок
Инструкция
1
Научитесь расслаблять язык. Для этого используйте следующее упражнение. Язык положите на нижние зубы. Представьте, что это — блинчик или лепешка. Верхними зубами легонько прикусывайте язык. Сделайте так несколько раз. Дайте языку полежать спокойно на нижних зубах и повторите упражнение. Выполняйте это упражнение несколько раз в день, пока не научитесь делать его без напряжения.
2
Сложите руки «чашечкой». Попробуйте повторить положение рук языком. Лучше, если язык при этом находится за зубами. Если не получается, попробуйте сначала сделать «чашечку» высунутым языком перед зеркалом.
3
Научившись делать «чашечку» за зубами, произнесите в такой позе звук «з». Получится «же», но сначала не очень правильно. Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока не начнет получаться свободно.
4
Начинайте вводить звук «ж» в слоги и короткие слова. Сначала выбирайте слова, которые начинаются с этого звука — жук, жаровня, жаркое, жара. Можно нарисовать в центре листа буку Ж, а по бокам столбиками написать гласные. Соедините букву «ж» со всеми гласными и прочитайте получившиеся слоги. Когда у вас начнут получаться слоги, начинающиеся с «ж», усложните задачу. Произносите сначала гласный, потом слог, начинающийся с «ж» - «уже», «ажу» и так далее. Научитесь произносить звук «ж» в середине слова. Если вы учите произносить звук ребенка, подберите картинки — «кружок», «лужок», «рожок».
5
Поищите скороговорки, основанные на шипящих звуках. Произносите их сначала медленно, но отчетливо, затем — все быстрее и быстрее.
Обратите внимание
Заниматься нужно понемногу, но регулярно. Выделяйте время для упражнений два-три раза в день.
Полезный совет
Если представить язык плоским получается не сразу, используйте зеркальце. Язык должен быть плоским и широким.

Совет 2 : Как исправить произношение

Недостатки произношения звуков ребенком необходимо исправлять. Начинать эту работу нужно примерно с 5 лет, чтобы в школу малыш пошел с чистым и четким произношением. Лучше всего для этого обратиться к логопеду. Однако такая возможность есть не всегда. В этом случае можно попробовать решить проблему самостоятельно, в домашних условиях. Для всего цикла занятий с ребенком вам обязательно потребуются два зеркала, для вас и для ребенка, чтобы он и вы могли визуально контролировать выполнение упражнений. Что же нужно сделать, чтобы исправить произношение ребенку? Этот процесс включает в себя 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.
Как исправить произношение
Вам понадобится
  • Два зеркала
Инструкция
1
Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть вперед, как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до мягкого неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять упражнения быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.
2
Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как мышка, пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.
3
Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.
4
Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра - ла, су - шу, потом необходимо перейти к словам - миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».
5
Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.
Видео по теме
Полезный совет
Начинать любое занятие, вплоть до самого последнего этапа, следует с артикуляционной гимнастики. А если какой-то этап затягивается больше месяца – следует обратиться к логопеду.

Совет 3 : Как поставить звук «ш»

Чтобы правильно произносить звук «ш», языком необходимо выполнять тонкие и сложные движения. Для тренировки правильного направления воздушной струи и движений языка существуют несколько упражнений, которые условно можно разделить на группы. Это упражнения для губ, для языка и для выработки воздушной струи.
Как поставить звук «ш»
Инструкция
1
Улыбнитесь, обнажив верхние и нижние зубы, и удерживайте это положение в течение 5 секунд. Вытянув губы трубочкой, без участия голоса произносите звук «у». Открыв рот таким образом, чтобы между верхними и нижними зубами получилось расстояние в 10 миллиметров, имитируйте улыбку, поднимайте верхнюю губу и морщите нос, затем опускайте губу на место.
2
Сохраняя положение «улыбка», положите расслабленный язык на расслабленную нижнюю губу. Дуйте струей воздуха, образовывая желобок по средней линии языка. Следующее упражнение состоит в облизывании верхней губы сверху вниз расслабленным языком. Загибайте кончик языка к носу. Если сделать это не получается, предварительно поупражняйтесь в облизывании верхних зубов справа налево, а затем - самой верхней губы.
3
Держа губы в положении «улыбка», разомкните верхние и нижние зубы на 10 миллиметров. Кончик языка поместите за верхние зубы. Начинайте произносить звук «с». Получившийся звук должен напоминать шипение выходящего воздуха. Дуйте сквозь сближенные губы. Струю выдыхаемого воздуха контролируйте, поднеся ко рту полоску бумаги или кусочек ваты.
4
Вытяните губы трубочкой вперед и в течение долгого времени дуйте на шарик, стремясь продвинуть его вперед по проходу, образованному из двух рядов спичек. Улыбнувшись и положив край языка на нижнюю губу, сдувайте ватку на противоположную сторону стола. Следите за тем, чтобы губа не натягивалась на нижние зубы, а щеки не были надуты.
5
Улыбнитесь, приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Его края должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. Положите на кончик носа ватку и начинайте ее сдувать. Она полетит вверх при условии, если воздух будет идти посередине языка.
6
Стоя перед зеркалом просуньте язык между губами таким образом, чтобы своими широкими краями он прилегал к углам рта, а посередине него образовывался продольный желобок. Поднеся пузырек или пробирку к середине языка, начинайте в нее дуть. Положение языка будет правильным, если при поднесении пузырька к языку будет слышен шум.
Видео по теме

Совет 4 : Как научиться выговаривать звук

Русский язык – один из самых красивых и сложных для произношения языков в мире. Обычно ребенок учится правильно произносить все буквы и слоги к 4-5 годам, но если этого не происходит – ничего страшного, значит пришла пора позаниматься с ребенком дома. Если же и это не поможет – можно обращаться к логопеду (врачу, занимающемуся проблемами правильного произношения звуков и слогов), который не только подберет правильную программу развития произношения, но и постарается разобраться в психологической подоплеке нарушения дикции.
Как научиться выговаривать звук
Вам понадобится
  • - удобное и комфортное для ребенка место,
  • - яркие карточки с картинками,
  • - зеркало,
  • - магнитофон,
  • - 20 минут времени 2-3 раза в неделю.
Инструкция
1
Самые большие проблемы ожидают ребенка при произнесении свистящих (ц, з, с), шипящих (ч, ц, ш, щ) и сонорных (р, л) звуков. Часто, пытаясь не раздражать родителя неправильным произнесением сложного звука, ребенок вообще пропускает его в своей речи. Обязательно используйте в ваших упражнениях зеркало – чтобы ребенок видел, как именно он ставит язык, губы и зубы, и похожи ли его действия на ваши.
2
Начинать отработку произнесения стоит с самой простой методики – подражания. Вы четко и ясно произносите проблемную букву или звук, демонстрируя, как именно нужно поставить язык относительно зубов, нёба, как должны напрягаться мышцы лица, гортани и губ. Повторите несколько раз, очень медленно и спокойно. Лучше обставить это игрой: вы изображает индейца, пришельца или жеманную принцессу – для максимального комфорта ребенка.
3
Также можно попытаться увлечь ребенка, попросив повторить звуки, которые издают животные: например, рычать как тигр (р), жужжать как жук (ж), пищать как комар (з), шипеть как змея (ш). Данная методика хороша тем, что тут задействован не только слух, но и зрение и память, что способствует общему развитию.
4
Если методика подражания не помогла и ребенок, невзирая на корректную постановку языка, не может правильно произнести букву, приступаем к следующей методике – отработке отдельных элементов звуков или слогов. Главное в этой методике – подготовить органы речи к произношению определенных звуков, и в этом поможет артикуляционная гимнастика и артикуляционные упражнения.
5
К таким упражнениям относятся «Часы» (язык работает как маятник, двигаясь из стороны в сторону), «Зубы» (повторять движения зубной щетки языком, оглаживая зубной ряд по часовой стрелке, затем каждый зуб по отдельности), «Конфета» (ребенок втягивает щеки, как если бы сосал вкусную конфету), «Помада» (облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу, как если бы красил помадой, как мама), «Лошадка» (показать ребенку «цоканье», звук, который издают копыта лошади по земле – приставить спинку языка к верхнему небу и с шумом оторвать его обратно), «Змея» (узкий язычок высунуть вперед как можно дальше, удерживать 15 секунд), «Чашка» (широкий язык высунуть наружу, удерживать 15 секунд в виде чашки).
6
Самое главное – чтобы во время ваших занятий ребенку ни на минуту не было скучно. Прививайте ему, что учиться – это всегда весело. Хотя иногда стоит и как следует потрудится. Хвалите его как можно чаще, закрепляя малейшие успехи.
У вас обязательно все получится!
Видео по теме
Полезный совет
Обязательно используйте в ваших занятиях наглядный материал и магнитофон со звуками животных и природы.

Совет 5 : Как выговаривать букву Ш

Работу над произношением буквы Ш лучше всего начинать с раннего детского возраста. Но если у взрослого человека также имеется подобная проблема, то занятия артикуляционной гимнастикой способны помочь и ему.
Как выговаривать букву Ш
Вам понадобится
  • - зеркало;
  • - ритмичная музыка
Инструкция
1
Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для нижней челюсти, губ и языка. Выполнять их нужно систематически – ежедневно по 3-5 минут перед зеркалом. Занятия с детьми можно сопровождать ритмичной музыкой, счетом или хлопками.
2
Выполните упражнение на развитие мышц нижней челюсти. Попросите ребенка широко открыть рот и держать его в таком положении в течение 20 секунд. Повторяйте это упражнение 10-15 раз.
3
Способствуют развитию нижней челюсти жевательные движения при сомкнутых губах, а также легкие постукивания зубами (губы разомкнуты). Сделайте упражнение «Заборчик» - губы растяните в улыбке, а верхнюю челюсть поставьте на нижнюю. Выдержите в таком положении 15-20 секунд, расслабьтесь. Можно тренироваться одновременно с ребенком, внося игровые элементы в упражнения.
4
Развивайте мышцы губ. Сильно растяните разомкнутые губы при сжатых зубах, получится «голливудская улыбка», зафиксируйте ее на 5-7 секунд. Повторите это действие 10-15 раз. Сделайте упражнение «Хоботок» - вытяните губы как можно дальше вперед трубочкой. Повторите 15-20 раз.
5
Для развития мышц языка выполните вместе с ребенком упражнение «Чашечка». На нижнюю губу положите язык, приподняв при этом его боковые стороны и кончик. Должно получиться что-то вроде желобка. Еще одним эффективным видом тренировки мышц этого речевого органа является так называемая «Болтушка». Напрягите язык и быстро-быстро поболтайте им во рту в разные стороны, затем расслабьте его и повторите упражнение. Выполняйте 20-30 раз.
6
Проговаривайте вместе с ребенком различные скороговорки, следите не столько за быстротой, сколько за качеством их произношения. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка», «Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши» и т.д.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500