Совет 1: Как прищипывать помидоры

Хотите вырастить у себя на участке хороший урожай помидор? Если в ваши планы не входит получить от растений сплошной лес из листьев и плоды горошинки, то все лето вы должны заниматься формированием растений. Для этого нужно научиться правильно прищипывать (пасынковать) кусты.
Инструкция
1
Решите, сколько стеблей будет у вашего куста томата. Это зависит от сорта рассады (высокорослые или ограниченные по высоте) и места ее выращивания. В теплицах растения формируют чаще всего в 1 стебель. Такая формировка снижает риск развития страшного заболевания томатов - фитофтороза. В условиях открытого грунта, можно позволить кустам расти в 2-3 стебля.
2
Через несколько дней после высадки рассады внимательно осмотрите каждый кустик помидор. Удалите все пасынки (боковые побеги, формирующиеся в пазухах листьев) у высокорослых (интердетерминантных) форм. У детерминантных (ограниченных по высоте) сортов томатов оставьте один пасынок под первой цветочной кистью и две над ней.
3
Каждые 5-7 дней проводите пасынкование. Очень тщательно проверяйте растения. Незамеченный пасынок быстро растет и вытягивает все силы куста на себя, замедляя созревание уже завязавшихся плодов на других стеблях.
4
В середине лета для получения раннего урожая прищипните на выборочных высокорослых кустах верхнюю точку роста – отрежьте верхушку главного стебля, оставив 2-3 листочка после 6 цветочной кисти. На детерминантных сортах на каждом из стеблей должно быть по 2-3 цветочные кисти. При большем количестве оставленных цветочных кистей, может получиться много недозрелых и мелких плодов.

Совет 2: Как формировать томаты

Формирование куста томата необходимо для получения хорошего урожая и защиты от фитофтороза. Растения сильно ветвятся, дают множество боковых побегов, на которых образуются новые помидорные соцветия. Если не удалять пасынков, то плоды будут плохо наливаться и медленно зреть. Для ограничения роста стебля иногда проводят еще и прищипку основного побега.
Вам понадобится
  • - резиновые перчатки;
  • - марганцовка – 5 г;
  • - вода – 1 л.
Инструкция
1
Определите, к какому виду относятся ваши растения. Помидорные кусты бывают штамбовые, с крепким прямостоячим кустом и высокорослые – с длинными стеблями. Первый вид томатов хорошо растет в открытом грунте, дает ранние урожаи. Второй вид – это сорта со средним и поздним сроком вызревания. Их высаживают в теплицах.
2
Сделайте раствор марганцовокислого калия в воде. Вылейте его в широкий тазик. Споласкивайте в нем руки в перчатках после каждого куста. Чтобы не разнести с соком вирусы с больного растения на здоровое, когда будете выламывать пасынков со стволов и удалять листья.
3
Формирование штамбовых томатов.
Удалите больные и пожелтевшие листья со ствола растений. По мере роста помидорного куста подвязывайте стебель повыше, чтобы он не сломался. Оставьте по 7 цветочных завязей, остальные отломите. У мелкорослых растений удаление пасынков не требуется, так как плоды некрупные и прекрасно вызревают на оставшихся кистях.
4
У некоторых среднерослых гибридов штамбовых томатных кустов можно удлинить период плодоношения за счет перевода точки роста на боковой стебель. Когда основной ствол после 5 – 6 цветочных кисточек перестает расти, подвяжите крупный верхний пасынок к шпалере. Он будет продолжать рост и даст еще несколько цветочных завязей. Все нижние боковые отростки выломайте. К какому виду относится ваш сорт томатов, прочитайте на этикетке от семян.
5
Формирование высорослых (индетерминантных) томатов.
Удалите с растения все ненужные боковые побеги. Высокие томатные кусты формируйте в один ствол. Если у вас рассада была посажена на большом расстоянии друг от друга, вы заранее учли возможность оставления второго бокового побега, только тогда его можно не выламывать.
6
Оставляйте самый крепкий боковой побег, который разовьется из-под первого соцветия. Сразу подвяжите его и следите за двумя стволами одинаково. То есть удаляйте всех остальных пасынков и пожелтевшие листья. Делайте это не реже одного раза в неделю.
7
Выламывайте боковые побеги ранним утром, оставляя столбики около 2 см. Не давайте боковым побегам развиваться больше 7 см, а то они будут забирать на свой рост много питательных веществ от основного ствола, замедляя рост плодов.
Видео по теме
Полезный совет
Если у вас было мало помидорной рассады, то ее количество можно увеличить за счет отломанных боковых отростков. Прикопайте их во влажную землю в теплице и получите новые крепкие кусты.
Грунт для томатов: как понять, чего им не хватает
Связанная статья

Совет 3: Как правильно пасынковать помидоры в открытом грунте и теплице

Пасынкование томатов - это удаление лишних боковых побегов с куста. Своевременное и правильное формирование помидор, как в открытом грунте, так и в теплице, позволит растению направить силы на плодоношение. В противном случае помидорный куст нарастит излишнюю зеленую массу и не успеет сформировать плоды.

Обязательно ли пасынковать помидоры

Пасынкование считается важным агротехническим приемом для томатов. В случае если не осуществить формирование, то об обильном урожае можно не думать.

Пасынкование помидоров проводится для следующих целей:

  •  Улучшение условий освещенности насаждений.

  •  Усиление питания плодов.

  •  Удлинение сроков плодоношения.

  •  Форсирование сроков созревания.

  •  Вероятность полного созревания томатов на корню.

Основные правила пасынкования

Производить пасынкование надлежит, учитывая сорт помидора, характерные черты роста и развития. Но существует несколько рекомендаций, подходящих для всех без исключения сортов - индетерминантных и детерминантных, грунтовых и тепличных. Только при выполнении этих условий пасынкование даст результаты:

  • Формирование необходимо начинать только после того, как абсолютно все кусты окрепнут, примутся усиленно расти. Убрать пасынки просто, когда длина не превышает 5 см.

  • Начинать формирование куста желательно утром.

  • Продолжать работы по уборке побегов нужно в течение всего летнего сезона.

В случае если формирование идет в 3 стебля, сохраняем основной побег и 2 нижних пасынка, в 2 ствола - сохраняем основной побег и нижний побег под 1-ым соцветием, в 1 ствол - сохраняем только главный стебель.

Каким образом определить, сколько стеблей оставить? Это количество подскажет предпочтенный сорт растения.

Схема пасынкование томатов в теплице

Для получения наиболее ранних плодов нужно подбирать низкорослые детерминантные сорта. На них необходимо сохранять 1 или 2 стебля. В этом случае помидоры начнут созревать на первых 3-5 кистях.

Детерминантные томаты выделяются тем, что заканчивают свой рост в результате завязывания определенного числа кистей. Детерминантные сорта подразделяются на супердетерминантные - очень ранние, обычно не требующие пасынкования, и просто детерминантные, которые приходится формировать, устраняя ненужные пасынки. У детерминантных сортов 1 цветочная кисть образовывается после 5-7 листа, новые кисти закладываются каждые 2 листа.

Индетерминантные сорта и гибриды томатов отличаются неограниченным ростом главного стебля. В условиях обогреваемых теплиц и в теплых краях такие растения имеют все шансы расти год и более, принося по 40-50 кистей урожая. Подобные сорта настойчиво рекомендуется формировать. У них убирают все пасынки и ведут в единственный стебель. У индетерминантных сортов первая кисть образуется после 9 листа, новые кисти закладываются через 3 листа.

Пасынкование индетерминантных сортов

Томаты в теплице формируются значительно быстрее, чем в открытом грунте. Пасынки у них возникают до того, как начинает закладываться цветочная кисть. В таком случае силы растения тратятся на рост общей массы листьев и стеблей, а не на плодоношение. Непременно нужно проводить пасынкование в течение летнего сезона, для того чтобы получить урожай, а не только привлекательные, но совершенно бесполезные кусты.

У высокорослых сортов рекомендовано оставлять единственный стебель, устраняя все пасынки. Оставляют только небольшие пеньки в 1 см.

Пасынкование детерминантных сортов

Детерминантные сорта, как правило, формируют в 2 ствола. При формировании куста в два стебля оставляют 4-8 кистей. В таком варианте плоды обязательно будут не только многочисленными, но и созревшими.

В какой период и как пасынковать помидоры

Приступать пасынковать большинство сортов томатов следует в период цветения 1 цветочной кисти. Периодичность проведения работ – не реже 1 раза в 10 дней. Работу надо проводить аккуратно и быстро.

Наиболее распространенный способ пасынкования помидор – обламывание побегов руками. Операцию желательно производить в перчатках. Пасынкование обычно проводят утром, именно в этот период стебли легко обламываются.

Также можно пасынковать помидоры с помощью ножа или ножниц. Лезвия режущего инструмента должны быть остро заточенными.

Грамотное пасынкование томатов дает возможность нарастить не зеленую массу, а получить довольно хороший и качественный урожай плодов. При этом абсолютно все томаты будут налившимися и здоровыми.

Видео по теме
Обратите внимание
Каждый куст томата должен иметь не менее 5-6 плодовых кистей.

В августе все листья на кусте до первой цветочной кисти можно удалить. Это улучшит проветривание и завязавшиеся плоды будут созревать быстрее.
Полезный совет
Пасынки нужно удалять, оставляя пенек примерно 2 см. Если их выламывать полностью, то на их месте снова вырастет побег.

Лучше пасынки не обрезать, а обламывать руками, чтобы не перенести инфекцию на другой куст.
Источники:
  • когда прищипывать рассаду помидор
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500