Совет 1: Как определить долевую нить

Наверное, со школьных времен все помнят, что в любой ткани есть основа и уток - две стороны, перпендикулярные друг другу. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные - уток. Определение долевой нити очень важно при раскрое, на выкройках направление долевой показано стрелкой, именно согласно этой стрелке необходимо разложить вашу ткань. Как же выяснить, в каком направлении проходят долевые нити на вашем отрезе?
Как определить долевую нить
Инструкция
1
Долевая нить всегда идет вдоль кромки ткани.
2
Если на вашем отрезе нет кромки, определить долевую нить можно, если потянуть ткань: нити основы при ткачестве натянуты туго, а нити уточные идут свободнее, поэтому долевая нить менее растяжима. По этой же причине именно по долевой нити ткань дает больше усадки, чем по утку.
3
Различная степень натяжения нитей ткани позволяет провести еще один тест на определение направления долевой нити. Возьмите ткань у края двумя руками на расстоянии 7-10 сантиметров. Несколько раз резко распрямите ткань в данном месте, при этом вы должны услышать хлопок. Основа ткани из-за сильного натяжения издает при этом звонкий хлопок, а уток - более глухой.
4
Если на ткань посмотреть на свет, то вы увидите, что одни нити расположены более равномерно, другие (перпендикулярно первым) - более неровно. Долевая нить проходит в направлении более равномерных нитей.
5
Если ткань имеет начес, то он обычно располагается вдоль долевой нити.
6
Если в суконной ткани в одном направлении идут хлопчатобумажные нити, в другом – шерстяные, то шерстяные нити всегда уточные.
7
Трикотажная ткань тянется в разные стороны, но по-разному. Вдоль основы трикотаж вытягивается в трубу, а поперек основы - гармошкой.
8
При несоблюдении направления долевой нити готовое изделие может сильно вытянуться, быстро потерять форму или некорректно сидеть на фигуре.
Полезный совет
При раскрое кладите выкройку вдоль долевой нити, даже если на выкройке нет стрелки. Исключения составляют некоторые виды раскроя, которые требуют разложения выкройки поперек или по косой, что оговорено в инструкции специально.
Источники:
  • Швеюля. Долевая нить
  • уток и основа

Совет 2 : Как определить нить основы

Начинающая швея должна иметь представление о структуре ткани. Полотно состоит из множественных переплетений долевых (основных) и поперечных (уточных) ниток. В норме основа и уток должны составлять между собой прямой угол. Правильное расположение деталей кроя на материи будет иметь большое значение в процессе пошива одежды. Чтобы выполнить красивое и ноское изделие по фигуре, одним из начальных этапов работы станет определение продольной нити тканого отреза.
Как определить нить основы
Вам понадобится
  • - отрез рабочей ткани;
  • - инструкции по выкройке изделия.
Инструкция
1
Самый простой способ найти нить основы полотна – выбрать длинный отрез с неосыпающейся ткацкой кромкой слева и справа. Пощупайте края материи - они должны быть особенно плотными. Именно по линии кромки всегда располагается основная нить.
2
Попробуйте растянуть полотно в разные стороны. В направлении долевой нити отрез потянется с трудом; поперечная нитка окажется более растяжимой. Это связано с особенностями изготовления материи: первоначально на станок натягиваются очень прочные длинные нити – жесткие, крученные, способные выдержать большую растяжку. Пространство же между ними заполняется нитками покороче – они мягкие, пушистые и гибкие.
3
Во время резкого растяжения материя издаст негромкие звуки: более звонкий (растягивается долевая нить) либо глухой (ее издают уточные нити). Определить основу ткани по звучанию можно и с помощью отдельных составляющих. Вытяните из лоскутка рабочего полотна нитки, между которыми лежит прямой угол. Поиграйте на них, будто на струнах гитары, несколько раз резко потяните за концы.
4
Рассмотрите ткань на свет. Вы увидите, что некоторые нити полотна лежат на одинаковом расстоянии одна к другой; они протянуты почти точно по прямой линии. Это и есть ткацкая основа. А вот поперечные нитки будут лежать друг от друга на разном расстоянии, к тому же они окажутся немного изогнутыми.
5
Не пренебрегайте советами опытных портных по выкройке выбранной вами модели одежды. Нельзя раскладывать детали кроя на ткани в произвольном порядке! Обычно части изделия требуется укладывать таким образом, чтобы вертикаль полочки (спинки, рукава, пояса, подборта и т.п.) лежала всегда параллельно ткацкой кромке. В этом случае готовая вещь приобретет нужный силуэт и не растягивается после первой же стирки.
6
Портняжная практика показывает, что косая линия полотна дает наибольшее растяжение ниток – именно это свойство ткани используется в некоторых выкройках. К примеру, при раскрое деталей по косой линии можно получить юбку или лиф с мягко спадающими вниз складками. В любом случае, сначала от вас потребуется определить основную нить. Уже потом можно разложить части изделия строго под углом 45 градусов по отношению к кромке.
Полезный совет
Определить нить-основу ткани швеям иногда помогает начес – обычно ворсинки лежат именно по продольной линии.
Источники:
  • «Учимся шить и кроить», Т.М.Фиалко, 2000.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500