Совет 1: Как играть в шахматы: советы гроссмейстера

Партия в шахматы играется между двумя игроками, перемещающими по очереди фигуры на доске шахматной доске. Игрок, занявший белые фигуры партию начинает. Главной задачей в шахматах является атака короля противника так, чтобы партнер по игре не смог спасти своего короля никаким возможным ходом. Игрок, который первым достиг главной задачи, поставил мат королю второго игрока и, следовательно, выиграл партию.
Как играть в шахматы: советы гроссмейстера

Чтобы научиться играть в шахматы следует выучить ходы всех фигур.

1.    Фигура слон передвигается исключительно по диагоналям, на которых он располагается.

2.    Фигура ладья передвигается по шахматной доске по горизонтали и вертикали, на которых располагается.

3.    Фигура ферзь перемещается по всему полю по диагонали, горизонтали и вертикале, на которых располагается.

4.    Фигура конь перемещается буквой «г» — сначала перемещается на два поля по горизонтали или вертикали, затем переходит на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно исходному направлению. 

5.    Фигура пешка перемещается вперед на свободное поле, которое находится прямо перед ней на этой же вертикали.

  • пешка перемещает на два поля по этой же вертикали, в том случае, если эти поля свободны,

  • пешка перемещается на поле, которое занято фигурой второго игрока, одновременно выбивая фигуру противника из игры,

  • в случае если пешка достигла конечного поля по горизонтали от своей первоначальной позиции, она может быть должна быть заменена другой фигурой, например, ладьей, ферзем, слоном или конем, что ходит в ваш ход.

6.    Фигура король перемещается двумя разными путями:

  • может переходить на любое примыкающее поле, не находящиеся в видении атаки одной или несколькими фигурами второго игрока. Как правило, фигуры второго игрока атакуют это поле, даже при отсутствии возможности хода,

  • может ходить «рокируясь». Это ход короля и одной ладьи одного цвета по крайней горизонтали, такое перемещение считает ходом короля и исполняется таким образом, что король переходит со своего первоначального поля на два поля к ладье, потом ладья переходит через короля на последнее поле, пересеченное королем. Когда вы только начинаете играть в шахматы, такой ход может быть весьма полезным.

Король находит «под шахом», если фигура становится атакованной любой фигурой второго игрока, даже при условии, что ни одна из атакующих фигур не может совершить ход. Информировать партнера о шахе не обязательно.

7. Ни одна фигура не должна выполнять перемещение, которое ставит или оставляет короля под шахом.

Видео по теме

Совет 2 : Как выигрывать в шахматы

Трудно найти более популярную и известную игру, сочетающую азарт и интеллектуальную тренировку, чем шахматы. Издавна игроки совершенствуют технику своей шахматной игры, участвуют в различных соревнованиях и турнирах, и формируют разнообразные стратегии, помогающие победить соперника. Эти стратегии интересуют многих начинающих шахматистов, и в этой статье вы узнаете о нескольких способах, позволяющих выиграть шахматную игру.
Как выигрывать в шахматы
Инструкция
1
В игре вы можете использовать разные фигуры на своей половине доски, устанавливая их в такие позиции, которые заведомо делают их выигрышными. Например, используя стратегию защищенной проходной пешки, вы открываете свободу действий для своего короля и защищаете пешку от воздействия неприятеля.
2
Пешка – удобная фигура в игре, так как пешки могут обладать достаточной силой для того, чтобы противостоять атаке вражеского короля. Вы можете использовать стратегию подрыва – разменять одну или несколько пешек, чтобы ослабить противника.
3
Еще одна стратегия включает в себя так называемое патовое убежище, которое можно включать в игру, когда на игровом поле остается мало фигур. Обеспечив с помощью пешек короля патовым убежищем, вы защитите его от противника.
4
Также короля можно установить на край или в угол игровой доски, то есть – в положение «полупата . Игра в таком случае ведется пешками. При этом не лишайте короля подвижности – это может привести к проигрышу.
5
К выигрышу может привести и приобретение дополнительных темпов, расходовать которые нужно с умом – тогда они поспособствуют вашей победе. Резервные ходы пешками вы можете использовать, например, чтобы произвести отвлекающую атаку королем для броска на вражеский королевский фланг.
6
Если король вашего противника находится в углу доски и из-за этого неподвижен, вы можете попробовать поставить мат одним конем и пешкой.

Совет 3 : Как играть в "Книгу мастеров"

В «Книге мастеров» вам предстоит играть за доброго, целеустремленного юношу, который мечтает стать настоящим мастером-камнерезом. Но чтобы осуществить свою мечту, ему придется преодолеть множество препятствий и победить Каменную Княжну.
Как играть в "Книгу мастеров"
Инструкция
1
Запустите игру и просмотрите первый ролик. Сразу после него вы окажетесь в деревне у бабушки. Поговорите с ней, выйдите во двор и поучаствуйте в русской забаве, чтобы выиграть сапоги. Кто сильнее молотом по кнопке ударит, тот и получает приз. С первого раза у вас ничего не получится, и вы решите обратиться за помощью к кузнецу. По дороге в кузницу вы увидите мишку, который играет на балалайке. Попросите Кузьму помочь вам выиграть новые сапоги. Кузнец скажет, что у него много дел, но он справится быстрее, если будет ковать под веселую музыку. Принесите мишке квас, а за это он отдаст вам балалайку, и вы сможете сыграть для Кузьмы. Как только кузнец справится с делами, снова поучаствуйте в аттракционе и заберите свой приз.
2
Поговорите со старостой деревни. Он попросит вас нарисовать портрет дочки барина, чтобы потом изготовить камею. Идите в мастерскую, отыщите на полке уголек и лист бумаги, после чего скомпонуйте их в инвентаре. Заберите мундир, который найдете около барского дома и проходите в сад. Киньте яблоко в окно Клавдии. Как только она выглянет, приступайте к рисованию. Вернитесь в мастерскую и изучите волшебную книгу. Затем с помощью мини-игры изготовьте камею и отнесите ее к старосте.
3
В следующей главе вы окажетесь в избушке Бабы-Яги. Снимите с полки книгу заклинаний и изучите первый рецепт из книги. Бросьте в котел все ингредиенты, указанные в рецепте, и прочтите заклинание. Начнется мини-игра, после которой вы очутитесь в колодце, ведущему в подземелье Княжны.
4
Соберите с пола осколки и кликните на механизм, расположенный на стене. Соберите из осколков цветок и проходите в мастерскую Княжны. Возьмите со стола напильник и подойдите к Книге мастеров, чтобы отделить ее от кристалла. Вернитесь к колодцу, поговорите с Катей, и вы снова окажетесь в деревне.
5
Прочитайте записку, оставленную Кузьмой, в которой говорится, что вам надо сбежать, так как барская дочь задумала выйти замуж за вас. Чтобы устроить побег и обмануть барских холопов, снимите замок с ворот амбара, который находится прямо за колодцем. Поговорите с Кузьмой и сделайте слепок ключа при помощи хлебного мякиша. Отнесите его в кузницу, где вам изготовят ключ. Откройте замок и заберите его с собой, чтобы повесить на ворота мастерской. Залезьте в мастерскую через окно и сыграйте в мини-игру. Затем вам будет необходимо быстро покинуть мастерскую и прыгнуть в колодец.
6
Как только вы окажетесь в одной из комнат Княжны. Поговорите с хозяйкой комнаты о волшебном зеркале и подойдите к прикроватному столику. На нем вы увидите книгу, в которой можно найти заклинание невидимости. Прочтите его и отправляйтесь в тронный зал. Вам придется сдать экзамен и сыграть в мини-игру. Соберите все компоненты для заклинания, и вам откроется ключ, с помощью которого можно будет открыть дверь в комнату с волшебным зеркалом.
7
После разговора с зеркалом вы очутитесь в подземелье. Пройдите еще одно испытание, и вы сможете услышать разговор Кати с Княжной.
8
Для того чтобы вызволить Катю ступайте в Кощеевы палаты. Там вы увидите грустного Кощея, который не захочет с вами общаться. Подойдите к бассейну и уберите из него плесень при помощи кочерги, а затем поговорите с русалкой о Кощее. Из разговора вы узнаете, что злодей очень сильно расстроен из-за облысения. Соберите все необходимые компоненты для заклинания о пересадке волос и прочтите его. Кощей разрешит вам забрать бриллианты из сейфа, после чего сразитесь с Княжной и пройдите две финальные мини-игры.

Совет 4 : Как обыграть соперника в шахматы

Шахматы – игра логическая. Поэтому основная трудность при игре - это отсутствие должного мышления. Но чем чаще вы играете, тем быстрее растет ваш навык. Обыграть соперника будет совсем несложно. Также не повредит несколько советов, которые ускорят вашу победу в шахматной партии.
Как обыграть соперника в шахматы
Инструкция
1
Обдумайте начало партии. От этого зависит дальнейший расклад собственных сил и фигур противника. Помните, что пешка очень слабая фигура и преграждает путь для остальных «воинов». Поэтому, прежде всего, раскрывайте клетки для вывода на поле ладей, офицеров, ферзя. Самый распространенный ход в шахматной партии это «е2-е4», который осуществляется пешкой. Вы можете ходить любой пешкой, если захотите. Помимо пешки вы можете вывести коня на шахматную доску, так как он имеет способность перепрыгивать через фигуры. Но это может привести к запоздалому развитию других шахмат. Старайтесь скорее открыть пространство для сильных фигур.
2
Применяйте стратегию игры. Это может быть ваша личная, накопленная опытом побед и поражений, либо стратегия других шахматистов. В любом случае вы должны нейтрализовать фигуры противника. Рубите забытые пешки противника. Зачастую неопытный игрок не обращает внимания на сруб такой слабой фигуры. Тем не менее, вы получаете свободное пространство для действия. Планируйте ходы на несколько шагов вперед. Также внимательно изучайте ход противника. Постарайтесь увидеть направление его действий. Таким образом, вы заранее сможете избежать «ловушек».
3
Ставьте мат королю противника. Сделать это достаточно тяжело. Если у противника много фигур (даже если основная сила это пешки), то поставить мат так просто не удастся. Самое главное постарайтесь сохранить свои ключевые фигуры. Ферзь – фигура, которая может поставить мат вражескому королю, с помощью своего. Две ладьи и два офицера также смогут поставить мат. Двумя конями этого сделать не получится. Не забывайте о пешках, которые могут сыграть свою роль: они не позволят встать вражескому королю на смежную клетку. Ваш собственный король должен активно передвигаться в тот момент игры, когда вы ведете противника в шах и мат. В других случаях король должен только прятаться.
4
Отрежьте все пути отступления для вражеской фигуры. Король противника должен обязательно быть под шахом в момент, когда ему некуда пойти. Только тогда вы поставите мат. В противном случае возникнет неприятная позиция, которая называется «пат» и означает ничью.

Совет 5 : Как научиться выигрывать в шахматы

Победа приносит эмоциональный подъем, побуждает заниматься и становиться еще сильнее, чтобы снова испытать эти чувства. Если постоянно только проигрывать, теряется мотивация, игра становится неинтересной. Надо организовать занятия так, чтобы выигрыши и проигрыши чередовались, тогда будет рост.
Как научиться выигрывать в шахматы
Вам понадобится
  • - учебники для начинающих;
  • - компьютерные программы.
Инструкция
1
Изучите короткие дебютные партии, которые быстро заканчиваются матом. Вот пример: 1. e2 — e4; g7 — g5; 2. d2 — d4; f7 — f6; 3. Ф.d1 — h5x. Черные проиграли за три хода, что нередко бывает с новичками. Прочитайте о дебютных ошибках в шахматных учебниках для начинающих. Во-первых, не будете так быстро проигрывать; во-вторых, сможете использовать подобные ошибки партнеров и быстро выигрывать.
2
Научитесь ставить мат несколькими фигурами. Теперь в учебнике надо посмотреть, как ставится мат ферзем и королем, если у соперника на доске остался один король. Потом научитесь ставить мат двумя ладьями, ладьей и королем, двумя слонами с королем, слоном и конем с королем. Знание типичных матовых позиций поможет ставить правильные цели в конце партии, когда на доске остается мало фигур.
3
Установите на компьютер шахматную программу с разными уровнями сложности. Сначала играйте на уровне четвертого разряда. Наблюдайте, как ходит компьютер и старайтесь ему подражать, если он выигрывает. Играйте как можно чаще и вскоре одолеете программу. Затем установите уровень третьего разряда. Выигрывать по-старому уже не получится, потому что программа «стала умнее», выбирает более сильные ходы. Вновь наблюдайте за методом игры, если проигрываете. Тренируйтесь чаще, чтобы одолеть и этот уровень сложности.
4
Найдите сильного соперника, который при игре будет давать фору. Играйте с перворазрядником или кандидатом в мастера спорта. Фора — преимущество, которое вы получаете в начале игры. Если играете белыми, у черных надо убрать с доски ферзя. Соперник играет сильно, поэтому даже с форой выиграть у него может не получиться. Действуйте, как на третьем шаге: наблюдайте за стратегией соперника и старайтесь копировать стиль мышления. Во время игры меняйте как можно больше фигур и пешек, потому что в эндшпиле численное преимущество будет более ощутимым.
5
Участвуйте в турнирах с игроками равного уровня, тогда будете и выигрывать, и проигрывать. Пробудится желание стать сильнее, получить высокий спортивный разряд.
Обратите внимание
Некоторые не любят играть с сильными партнерами, потому что часто проигрывают. Это распространенная ошибка: чтобы стать сильнее, надо сражаться с более опытными.

Совет 6 : Как обыграть в шахматы

Шахматы - популярная настольная игра. Чтобы хорошо играть, вам нужно иметь хорошую память, уметь выстраивать стратегию игры. Это занятие для интеллектуалов, которые могут мыслить логически.
Как обыграть  в шахматы
Инструкция
1
Приобретите самоучитель по шахматной игре. Изучите правила игры и ознакомьтесь с фигурами. По учебнику расставьте их на доске и запомните их расположение.
2
Осваивайте ходы. Делайте это постепенно: выучите, что король, являясь главной фигурой, может ходить на одно поле, в то время как ладьей ходят по прямой линии, конь проходит два поля по вертикали, потом одно по горизонтали, а слон двигается по диагонали. Изучите варианты ходов для других фигур: ферзем ходят и по прямой, и по диагонали, таким образом он - сильнейшая шахматная фигура. Кроме того, есть пешка, которая ходит вверх на одну клетку, а при первом ходе - на две. Усвойте, что пешка может рубить пешку, которая стоит выше по диагонали на одно поле.
3
Прочитайте о достоинстве фигур. Оно измеряется в пешках. Ферзь равен девяти пешкам, а ладья – пяти, слон и конь равны по значению и эквивалентны трем пешкам. Король – бесценная фигура бесценная, без которой партия будет проиграна. Ситуация, при которой происходит нападение на короля, называется шахом. Когда для отступления ему нет свободных полей - это мат.
4
Изучите самоучитель. Теперь рассмотрите этапы игры – дебют, миттешпиль и эндшпиль. На каждом из них у вас определенная цель. Во время дебюта вам нужно не купиться на «детский мат». В середине игры нужно следить за всем, что происходит на доске. Для этого вы должны знать как можно больше комбинаций, это поможет вам дойти до конца. Во время эндшпиля ваша цель - мат королю. Запомните все варианты того, как это можно сделать, например, с помощью короля и ферзя или короля и ладьи, еще короля и двух слонов, а также короля и двух коней.
5
Практикуйтесь как можно больше. Каждая игра уникальна. Она приносит вам особый опыт, который помогает вам победить. Если вы не можете найти соперника, который захочет с вами играть, находите онлайн-игры в интернете или играйте с компьютером. Вы сами увидите, что когда ваши теоретические знания подкрепятся теорией, вы станете играть лучше в разы.

Совет 7 : Как лучше играть в шахматы

Шахматы - настольная логическая игра со специальными фигурами на клеточной доске. Она предназначена для двух соперников и сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. В шахматах огромную роль играют тактика и стратегия, терпение и внимательность, комбинационный расчет и логика.
Как лучше играть в шахматы
Инструкция
1
Для того чтобы научиться выигрывать в шахматы, вам необходимо иметь огромное желание, запастись терпением и постоянно изучать теорию. Запишитесь в какой-нибудь шахматно-шашечный клуб вашего города и посещайте его несколько раз в неделю.
2
Играйте с соперниками, которые сильнее вас. Записывайте свои ходы и анализируйте все промахи. Прислушивайтесь к советам и старайтесь не допускать предыдущих ошибок.
3
Приобретите специальную книгу, или найдите все об игре в интернете. Решите для себя, в какой форме вам легче воспринимать информацию и принимайтесь за изучение.
4
Старайтесь всегда находиться в курсе последних событий в мире шахмат. Читайте журналы, газеты или новости на специализированных сайтах, смотрите шахматные турниры и обучающие видео.
5
Участвуйте в соревнованиях. Отдавайте шахматным занятиям большую часть своего свободного времени, тогда вы обязательно добьетесь хорошего результата. Ничего не бойтесь и верьте в себя.
6
Постарайтесь всегда просчитывать несколько ходов вперед, научитесь реализовывать преимущество и спасать тяжелые позиции.
7
Играйте вдумчиво, не торопитесь и не делайте поспешных ходов. Помните, что только серьезное отношение и продумывание каждого хода поможет вам успешно продвигаться в обучении этой игры.
8
Никогда не расстраивайтесь из-за поражений, так как рано или поздно все проигрывают, даже самые сильные чемпионы мира. Если вам действительно нравятся шахматы, тогда отдавайтесь делу целиком и полностью.
Полезный совет
Существует множество разнообразных обучающих игр и программ для компьютеров и мобильных устройств. Они содержат всю необходимую информацию о стратегии и тактике игры, дают интерактивные подсказки в ходе партии. Воспользуйтесь компьютерным соперником и чаще играйте. Начинайте с нижнего уровня и постепенно его повышайте.

Совет 8 : Как выиграть партию в шахматы

Шахматную партию принято делить на три части — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Чтобы победить, в дебюте быстрее вводите в бой фигуры, чтобы ни одна не отстала. В середине игры — миттельшпиле — всеми силами атакуйте вражеского короля. В заключительной стадии, когда большинство фигур разменены, для помощи оставшимся вводите в бой короля, чтобы завоевывать пешки.
Как выиграть партию в шахматы
Инструкция
1
Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию. Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы ладью и т.д. — пока не научитесь сражаться на равных.
2
В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели — поля e5 и d5.
3
Как можно быстрее вводите в игру «легкие» фигуры — коней и слонов. Ставьте их так, чтобы контролировать центр доски. Играя белыми, коней можно вывести на поля c3 и f3, а слонов — на c4 и f4. Аналогично поступайте, если ваши фигуры — черные. Другой вариант — напасть слонами на коней. Если партнер поставил коня на поле f6, выведите слона на g5. Есть и другие схемы игры, с которыми познакомитесь позже.
4
Одна из ключевых задач — спрятать короля от атак соперника. Для достижения цели быстро сделайте рокировку.
5
Введите в бой оставшиеся фигуры — ферзя и ладей. Располагайте их на открытых и полуоткрытых линиях, т.е. на вертикалях, полностью или частично свободных от пешек. Эти фигуры называют тяжелыми, им нужен простор для маневров.
6
Избегайте невыгодных разменов фигур и пешек. Конь или слон по силе примерно равны трем пешкам. Если отдаете коня, но забираете у соперника три пешки — это равноценный обмен. Аналогично со слоном — отдавать его за две пешки невыгодно. Зато можно менять коня на слона — равновесие на доске не нарушится. Ладья примерно равна пяти пешкам. Поэтому можно отдать ее за слона и две пешки. Ферзь примерно равен девяти пешкам. Его можно разменять на ладью, коня и пешку, потому что 9 = 5 + 3 + 1. Внимательно считайте силы фигур и не допускайте ошибок. Сила короля не измеряется, потому что его не рубят.
7
Не двигайте фигуры и пешки без цели. Чтобы поставить мат королю, надо направить в его сторону как можно больше сил. С каждым ходом усерднее решайте эту задачу, и сопернику придется нелегко.
Полезный совет
Чтобы повысить уровень игры, изучайте типичные матовые позиции, тактические приемы и принципы стратегии шахмат. Купите несколько книг для начинающих, решайте задачи и больше практикуйтесь.
Источники:
  • как выиграть в шахматы за 5 ходов

Совет 9 : Как улучшить качество своей игры в шахматы

Шахматы – древнейшая и интереснейшая игра. И чем лучше человек начинает в ней разбираться, тем интереснее она становится. В этой статье я расскажу, что необходимо делать, чтобы начать играть лучше.
Как улучшить качество своей игры в шахматы

Некоторые люди играют в шахматы на протяжении многих лет, но прогресс, в плане улучшения качества игры  при этом может быть очень медленным, а порой его и вовсе нет. Дело в том, что частая игра в шахматы не является залогом успеха. Здесь необходим комплексный подход.

Лучше всего научится играть в шахматы, поможет тренер, однако если нет возможности посещать шахматный кружок, улучшить свою игру можно в домашних условиях, пользуясь некоторыми методами:

1.            Изучение шахматной теории. Это дебюты – начало партии. Миттельшпиль – середина партии и эндшпиль, когда на доске остается мало фигур. Изучая теорию, любитель, уже с первых занятий поймет множество технических стратегий ведения игры, которые способствуют ее улучшению.

2.            Решение шахматных задач. Это неотъемлемая часть занятий, где придется много думать. Для начала подойдут задачи, где необходимо поставить мат в два хода, в три хода, выиграть фигуру, получить преимущество. Затем, можно начать решать шахматные этюды.

3.            Играть и записывать партии. Это очень важно! Каждую сыгранную партию необходимо записывать, чтобы затем проанализировать. Новичок при анализе удивится тому, что в некоторых моментах партии мог не просто сыграть лучше, но и выиграть. При этом необходимо так же сосредотачиваться на игре соперника. Ведь у него тоже в некоторых моментах, были лучшие шансы.

4.            Анализ партий известных шахматистов. Книги известных шахматистов можно купить в книжных магазинах, скачать в интернете, взять в библиотеке. Там не просто предоставлены партии, но и даются комментарии к ним.

5.            Чаще играть в различных турнирах. В каждом городе несколько раз в год обязательно проводятся мероприятия такого рода. Участие в них доступно каждому. Если нет возможности играть в турнирах, то можно найти соперников на просторах интернета. Там есть множество серверов.

6.            Играть по переписке. Конечно же, сейчас никто не играет по переписке. Это можно делать в интернете. Есть серверы, где проводятся турниры с различным контролем времени. Таким образом, можно играть одну партию по нескольку месяцев. Такая игра не просто удобна, но и полезна. Дает возможность играть более внимательно, глубоко  разбирая каждый вариант бесчисленное количество раз.

Примерно по таким же методом, тренеры преподают эту интереснейшую игру.  Данный подход, как правило, дает быстрый результат, уже буквально через пару месяцев.

Совет 10 : Что такое стратегия и тактика в шахматах

В шахматной игре недостаточно знать, как ходят фигуры, и уметь передвигать их соответственно правилам. Чтобы развивать партию, игрокам нужно иметь представление о стратегии и тактике игры в шахматы. Важно знать, какие бывают дебюты, что такое миттельшпиль и эндшпиль, основные принципы шахматной партии.
Что такое стратегия и тактика в шахматах

Игрок, который хочет закончить шахматную партию победой, должен соблюдать следующие принципы шахматной игры:

  • анализировать и оценивать возникшую на доске позицию;
  • намечать свой дальнейший план действий;
  • постоянно проводить в голове расчет вариантов и выбирать из них оптимальный.

Для этого используется шахматная стратегия и тактика. Причем понятия «тактика игры в шахматы» и «шахматная тактика» несколько различаются.

  1. Шахматная тактика – это набор разработанных приемов для реализации стратегии в шахматной партии. То есть, можно заключить, что тактика игры в шахматы в широком смысле состоит из следующих составляющих:
  2. Стратегия – путь к достижению нужного результата в партии.

Шахматная тактика – инструментарий для реализации задуманной игроком стратегии. Таким образом, стратегия представляет собой планирование, а тактика – претворение в жизнь этого плана.

Что такое стратегия в шахматах

Стратегия в шахматах – это путь к победе в партии, основанный на составленном плане с учетом турнирной ситуации, личности соперника и его игровых предпочтений. Большинство опытных шахматистов готовится к партии загодя, каждый сильный игрок предпочитает реализовывать на доске ту или иную стратегию дебюта – начала игры.

Важно при этом руководствоваться определенными принципами. Например, в дебюте для начинающих требуется:

  • быстрое игровое развитие;
  • удобное размещение фигур;
  • организация взаимодействия фигур;
  • завладение центральными полями.

Стратегия в каждой партии должна быть конкретна. Шахматист, исходя из ситуации, ищет наилучший ход, перебирает варианты соответственно общим шахматным принципам и законам. Стратегия в немалой степени зависит от того, кто ваш соперник, какие он имеет особенности и предпочтения.

Например, если известно, что соперник любит двигать пешки от короля и пренебрегает защитой, отличный вариант сыграйте Сg5 и на h6 – Ch4, провоцируя ход g7-g5. Пешки, как известно, назад не ходят, а оставшийся открытым король рано или поздно начнет получать шах за шахом.

Основные принципы стратегии и составления плана можно систематизировать в следующие правила:

  • Ладьи должны работать по открытым линиям, вырываться на 7-ю или 2-ю горизонталь и работать по ней.
  • Нежелательно в дебюте ходить одной и той же фигурой 2 или более раз.
  • Не следует гоняться за пешками, зачастую темп в шахматах важнее любой фигуры.
  • Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски.
  • Обязательно нужно бить центральную пешку, даже если это следом приносит потери (в пределах разумного, безусловно).

Также на стадии составления стратегии важно учитывать,  что в реальной партии будет постоянное противодействие противника, который, разумеется, проводит в жизнь свой план. Именно в подобном столкновении замыслов и развивается борьба за шахматной доской. Поэтому нужно быть готовым в план по реализации стратегии вносить коррективы прямо на ходу.

Шахматная тактика

Владение приемами тактики в шахматной партии никак не менее важно, чем умение составлять стратегию. Игрок может правильно оценивать позицию и составлять хороший план, но если он не владеет достаточным тактическим арсеналом, он не сумеет реализовать замыслы и довести игру до победы.

К тому же следует знать, что цена тактической ошибки выше, чем стратегической. Если вы проглядели на доске мат в два хода, все ваши стратегические достижения мгновенно обесцениваются. В ходе партии тактические вопросы решаются шахматистом чаще, чем стратегические.

В арсенале игрока существуют различные тактические приемы:

  • вилка,
  • связка,
  • двойной удар,
  • линейный удар,
  • открытое нападение и открытый шах,
  • перегрузка,
  • уничтожение защиты,
  • отвлечение,
  • завлечение.

Тактические операции

С помощью тактической операции формируется этап партии, включающий в себя часто форсированную последовательность ходов с заданной целью. Причем на этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из них в отдельности может казаться игрокам непонятным, но все вместе они создают понятное целое.

Тактическая операция состоит из трех этапов:

  1. Нахождение идеи.
  2. Расчет возможных вариантов.
  3. Оценка вероятных последствий.

Одной из разновидностей тактических операций в разыгрываемой шахматной партии является комбинация. По сути она представляет собой тактическую операцию с жертвами.

Все три составные части тактической операции одинаково важны. Например, в оценке вероятных последствий важно увидеть, не будут ли выгоды от разыгранной комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но в итоге ваш ферзь оказался в ловушке.

Почти всегда возможность выполнить успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже имеющиеся у игрока на доске позиционные преимущества.

Чтобы научиться тактическим навыкам, шахматисту необходимо находить и запоминать точные позиции фигур. Набор таких позиций следует постоянно пополнять. Также игроку важно запоминать все используемые типичные приемы, проигрывать в уме различные комбинации и тактические удары, чтобы развивать пространственное воображение.

Безусловно, наибольшую пользу в отработке и стратегии, и тактики приносит практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык можно окончательно закрепить только практикой.

Стратегии дебютов в шахматной игре

В шахматах дебюты представляют собой стратегии и тактики, при которых заранее можно предугадать действия противника.

Можно выделить следующие основные принципы дебютов:

  • как можно скорее развить фигуры;
  • обязательно держать центр под контролем;
  • противодействовать противнику в развитии;
  • обеспечить безопасностью своему королю;
  • связать свой план игры (стратегию) с миттельшпилем и эндшпилем.

Существуют дебюты в шахматах за черных и белых, например «Шотландская партия». Данный вариант привлекает тем, что игрок сам выбирает, в каком направлении повести противостояние. При этом черным фигурам придется подстраиваться под тактику. Также существуют дебюты: фланговые, открытые, закрытые, полуоткрытые, полузакрытые.

Иногда полузакрытый и закрытый дебюты не различаются, их объединяют в один закрытый. Аналогично бывает и с фланговым. Помимо этого, все дебюты делятся по корректности – они могут быть неправильными и правильными. Новичкам необходимо также помнить, что дебюты в шахматах для 1 разряда несколько отличаются от других.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500