Инструкция
1
Во-первых, учтите, что сюжет – это еще не пьеса, не сценарий и не роман. Это просто изложение событий. Здесь не должно быть расписанных диалогов, подробных описаний внешности героев (за редкими исключениями, к примеру, если герой слеп или не имеет одной ноги) и интерьеров. Каждую часть сюжета вы будете записывать на новом листе бумаги.
2
Первая, но необязательная часть сюжета – экспозиция. В ней ничего, по сути, не происходит. Описывается положение дел до начала событий: как живут герои, что хорошего и что плохого в их жизни. Происходит подспудное нагнетание ситуации, ведущее к следующему этапу.
3
Следующий этап – переломное событие. Герой теряет опору в жизни (роскошный дом сгорает, жену жестоко убивают), он перестает воспринимать происходящее как должное (надоело быть рабом, не может больше терпеть побоев, ответил ударом на удар). Это событие должно произойти плавно из предыдущего этапа. Впрочем, некоторые произведения сразу начинаются с переломного события. В любом случае в поступке героя не должно быть истерики, надрыва, наигранности. Он должен быть логичным, оправданным.
4
Развитие событий. После переломного момента герой оказывается в новых обстоятельствах, о которых раньше и помыслить не мог: нищета после богатства, одиночество после семейного очага, странствия после оседлой жизни, гонения после благосклонности и всеобщего почтения. Человек проходит несколько стадий: шок, приятие, адаптация.
5
На этапе приятия ситуации герой встречается с побочным спутником. Поначалу они раздражают друг друга, вплоть до желания убить друг друга. Со временем они постепенно притираются друг к другу, но до самого финала между ними бывают конфликтные ситуации, которые обостряют сюжет. Побочный герой помогает главному принять ситуацию, сориентироваться в ней и понять будущую цель.
6
Движение к цели. На этом этапе события продолжают развиваться, набирая обороты. Герою становится все труднее справиться с собой и с ситуацией.
7
Кульминация. Человек встречается с причиной своего злосчастья, будь то человек или явление. Происходит самая тяжелая за все произведение борьба, в которой герою приходится побеждать зло, превозмогая самого себя и свой главный страх. Дело увенчивается победой.
8
Развязка. Приходит осознание победы и ее значения для героев. Возвращается, хотя бы частично, то, что герой потерял в начале сюжета.