Совет 1: Как решать задачи по химии 8 класс

В большинстве случаев, у настоящих или бывших школьников имеются хоть какие-то теоретические представления о химических процессах. Но вот решение задачи по химии – это довольно сложная ситуация, если нет определенных навыков. А ведь химическая задача – это помощь на кухне при разведении, например, уксусной эссенции или же просто дружеская подсказка собственному сынишке или сестренке. Вспомним, как решать задачи по химии? Обычно, в 8 классе, первые задачи с использованием уравнений химических реакций относятся к типу «Вычисление массы одного из продуктов реакции по известной массе одного из вступающих в реакцию веществ». Задача решается с помощью химических формул, потому что зачастую в заданиях ЕГЭ нужен именно такой способ.
Инструкция
1
Задача. Вычислить массу сульфида алюминия, если в реакцию с серной кислотой вступило 2,7 г алюминия.
2

Записываем краткое условие

Дано:

m(Al) =2, 7 г

H2SO4

Найти:

m(Al2 (SO4) 3)-?
Как решать задачи по химии 8 класс
3

Перед тем как решать задачи по химии, составляем уравнение химической реакции. При взаимодействии металла с разбавленной кислотой образуется соль и выделяется газообразное вещество – водород. Расставляем коэффициенты.

2Al + 3H2SO4 = Al2 (SO4) 3 + 3H2

При решении всегда нужно обращать внимание только на вещества, для которых известны, а также необходимо найти, параметры. Все остальные в расчет не берутся. В данном случае это будут: Al и Al2 (SO4) 3
Как решать задачи по химии 8 класс
4

Находим относительные молекулярные массы этих веществ по таблице Д.И.Менделеева

Mr(Al) =27

Mr(Al2 (SO4) 3) =27•2(32•3+16•4•3) =342

Переводим эти значения в молярные массы (М), умножив на 1г/моль

M(Al) =27г/моль

M(Al2 (SO4) 3) =342г/моль
Как решать задачи по химии 8 класс
5

Записываем основную формулу, которая связывает между собой количество вещества (n), массу (m) и молярную массу (M).

n=m/M

Проводим расчеты по формуле

n(Al) =2,7г/27г/моль=0,1 моль
Как решать задачи по химии 8 класс
6

Составляем два соотношения. Первое соотношение составляется по уравнению на основании коэффициентов, стоящих перед формулами веществ, параметры которых даны или нужно найти.

Первое соотношение: на 2 моль Al приходится 1 моль Al2 (SO4) 3

Второе соотношение: на 0,1 моль Al приходится Х моль Al2 (SO4) 3

(составляется, исходя из полученных расчетов)

Решаем пропорцию, учитывая, что Х – это количество вещества

Al2 (SO4) 3 и имеет единицу измерения моль

Отсюда

n(Al2 (SO4) 3)=0,1моль(Al)•1 моль(Al2 (SO4) 3):2моль Al=0,05 моль
Как решать задачи по химии 8 класс
7

Теперь имеется количество вещества и молярная масса Al2(SO4)3, следовательно, можно найти массу, которую выводим из основной формулы

m=nM

m(Al2 (SO4) 3)=0,05 моль•342г/моль=17,1 г

Записываем

Ответ: m(Al2 (SO4) 3)=17,1 г
Как решать задачи по химии 8 класс
8
На первый взгляд, кажется, что решать задачи по химии очень сложно, однако это не так. И чтобы проверить степень усвоения, для этого сначала попробуйте решить эту же задачу, но только самостоятельно. Затем подставьте другие значения, используя то же самое уравнение. И последним, завершающим этапом будет решение задачи по новому уравнению. И если удалось справиться, что же – вас можно поздравить!
Видео по теме
Полезный совет
Замечательным помощником при решении задач является пособие, проверенное временем «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» Г.П.Хомченко. И не бойтесь его использовать – в нем предложено решение задач с самых азов!
Источники:
  • решить задачу по химии

Совет 2: Как решать задачи с помощью уравнений

Задачи всегда можно решить с помощью двух способов - по действиям и уравнениями. Решение задачи по действиям в некоторых случаях проще уравнения, но бывают моменты, когда задачу нельзя решить по действиям. Для этого и используют уравнения.
Инструкция
1
Сначала в задаче, которую вы хотите решить с помощью уравнения, вы должны определить исходные данные. Например: "Две машины одновременно выехали навстречу друг другу из пунктов А и В. Скорость одной машины - 60 км/ч, а второй - 50 км/ч. Они встретились через 2 часа после выезда из пункта. Сколько километров составляет расстояние между этими пунктами?" Исходными данными здесь являются скорость каждой машины и время, которое они ехали навстречу друг другу.Нам нужно взять неизвестную величину и определить её за х. Здесь х будет расстояние между пунктами.
2
Теперь мы должны выразить х через остальные величины. Здесь у нас х = (60+50)*2. Мы складываем скорости обеих машин и умножаем на количетсво часов, которые они затратили на время до встречи. Из этого мы находим х и пишем в ответе: "Расстояние между пунктами А и В равно 220 км.
3
Также у вас могут попасться задачи сложнее, в которых х будет выражаться в двух случаях. Например: "Купили 5кг яблок и 4кг груш. Известно, что килограмм груш стоит на 12.5 рублей дороже. Вся покупка стоила 400 рублей. Сколько стоит килограмм груш и килограм яблок?" Здесь мы выражаем килограмм яблок через х, а килограмм груш соответственно через х+10. Получаем уравнение: 5х+4х+50=400. Решаем его и получаем, что килограмм яблок стоит 50 рублей, а килограмм груш - 60 рублей. Пишем ответ в соответствии с условием задачи.
Видео по теме

Совет 3: Как решать задачи на пропорции

Не оставляет сомнений, что пропорции - штука нужная. Пропорции в нашей жизни повсюду. Рассчитать зарплату за год, зная месячный доход. Сколько купить товара на деньги, если известна цена. Это все пропорции.
Инструкция
1
При решении задач на пропорции всегда можно пользоваться одним и тем же принципом. Этим они и удобны. Когда имеете дело с пропорцией, всегда действуйте в следующем порядке:Определите неизвестное и обозначьте его буквой х.
2
Запишите условие задачи в виде таблицы.
3
Определите вид зависимости. Они может быть прямая или обратная. Как определить вид? Если пропорция подчиняется правилу «чем больше, тем больше», значит, зависимость прямая. Если наоборот, «чем больше, тем меньше», значит, обратная зависимость.
4
Поставьте стрелки с краев вашей таблицы в соответствии с видом зависимости. Помните: стрелка направлена в сторону увеличения.
5
Пользуясь таблицей, составьте пропорцию.
6
Решите пропорцию.
7
Теперь разберем два примера на разный тип зависимости.Задача 1. 8 аршин сукна стоят 30 р. Сколько стоят 16 аршин этого сукна?
1) Неизвестное - стоимость 16 аршин сукна. Обозначим его за x.
2) Составим таблицу:8 аршин 30 р.
16 аршин x р.3) Определим вид зависимости. Рассуждаем так: чем больше сукна купим, тем больше заплатим. Следовательно, зависимость прямая.4) Поставим стрелки в таблице:^ 8 аршин 30 р. ^
| 16 аршин x р. |5) Составим пропорцию:8/16=30/xx=60 р.Ответ: стоимость 16 аршин сукна составляет 60 р.
8
Задача 2. Автомобилист заметил, что со скоростью 60 км/ч он проехал мост через реку за 40 с. На обратном пути он проехал мост за 30 с. Определите скорость автомобиля на обратном пути.1) Неизвестное - скорость автомобиля на обратном пути.2) Составим таблицу:60км/ч 40 с
x км/ч 30 с3) Определим вид зависимости. Чем больше скорость, тем быстрее автомобилист проедет мост. Следовательно, зависимость обратная.4) Составим пропорцию. В случае обратной зависимости здесь маленькая хитрость: одну из колонок таблицы необходимо перевернуть. В нашем случае получится следующая пропорция:60/x=30/40x=80 км/чОтвет: обратно по мосту автомобилист ехал со скоростью 80 км/ч.
Видео по теме
Полезный совет
Прямая зависимость подчиняется правилу «чем больше, тем больше».

Обратная подчиняется правилу «чем больше, тем меньше».

В случае обратной зависимости при составлении пропорции одну из колонок таблицы следует перевернуть.

Совет 4: Как решать задачи по химии

Умение решать задачи по химии может пригодиться не только школьнику и студенту, но и рабочему на производстве, домохозяйке на кухне, садоводу на приусадебном участке. Существует простой алгоритм, который позволяет решить стандартные химические задачи.
Вам понадобится
  • теоретические знания по химии на школьном уровне.
Инструкция
1
К решению химической задачи необходимо подходить планомерно. Внимательно разберите ее условие, запишите в столбик все данные. Переведите все величины в единую систему измерения. Отдельно запишите искомую величину. На рисунке 1 представлены величины, которые используются в стандартных школьных задачах и их единицы измерения.
2
Самый просто тип задач - задачи, решаемые при помощи одних расчетных формул. В таких задачах нет необходимости составлять уравнения реакции. Достаточно внимательно посмотреть на таблицу стандартных химических формул (рисунок 2), и выбрать те формулы, которые будут необходимы, чтобы найти искомую величину по известным данным.
3
Более сложными являются задачи, в которых указаны реагирующие вещества, в этом случае вам необходимо составить уравнение реакции.

Вам понадобятся теоретические знания об основных химических реакциях и соединениях для того, чтобы правильно установить продукты реакции. Кроме того, вам будет необходимо уравнять коэффициенты в уравнении.
Для уравнивания коэффициентов надо помнить, что количество каждого вещества, вступившего в реакцию и общее количество вещества остаются постоянными.

После того, как вы составите уравнение реакции, вам будет необходимо найти количество известного вещества, а потом с его помощью количество неизвестного вещества. Дальнейшее решение опять сводится к подбору формулы для нахождения искомой величины.
4
Существует тип химических задач на избыток/недостаток. В этих задачах необходимо вычислить количества реагирующих веществ и, учитывая коэффициенты реакции, выяснить, какого вещества больше. Дальнейший расчет необходимо вести по веществу, которого меньше, так как оно прореагирует полностью, а вот вещество, находящееся в избытке, частично останется непрореагировавшим.
5
Научиться решать стандартные химические задачи может каждый, педагоги говорят, что необходимо прорешать около 15 задач каждого типа самостоятельно для того, чтобы решать их уверенно.
Источники:
  • Интерактивный учебник химии

Совет 5: Как решать задачи с параметрами

Решить задачу с параметром - значит найти, чему равна переменная при любом или указанном значении параметра. Либо задача может заключаться в поиске тех значений параметра, при которых переменная удовлетворяет определенным условиям.
Инструкция
1
Если данное вам уравнение или неравенство может быть упрощено, обязательно этим воспользуйтесь. Примените стандартные методы решения уравнений, как если бы параметр был обычным числом. В результате вы сможете выразить переменную через параметр, например, х=р/2. Если при решении уравнения вам не встретилось никаких ограничений к значению параметра (он не стоит под знаком корня, под знаком логарифма, в знаменателе), запишите этот ответ, указав, что он найден при всех действительных значениях параметра р.
2
Для решения задач со стандартными графиками (например, прямая, парабола, гипербола) используйте графический способ. Разделите область значений параметра на такие интервалы, в которых значение переменной (или переменных) будет различным, и для каждого интервала постройте отрезок графика. Обращайте особое внимание на крайние точки линий – чтобы точно определить их принадлежность графику, подставляйте это значение в функцию и решайте с ним уравнение. Если уравнение в этой точке решения не имеет (например, получается деление на ноль), исключите ее из графика, отметив пустым кружком.
3
Чтобы решить задачу относительно параметра, сначала примите переменную и параметр за равноправные члены уравнения или неравенства и максимально упростите выражение. Затем вернитесь к исходному смыслу членов и рассмотрите решение задачи для всех возможных значений параметра. Для этого множество значений параметра вам нужно разделить на интервалы.
4
При поиске границ интервалов обращайте внимание на те выражения, в которых участвует параметр. Например, у вас есть выражение (а-5), среди границ интервалов обязательно должно быть число 5, так как это значение обращает значение в скобках в 0. Большое значение имеет выражение с параметром под знаком деления, корня, модуля и т.д.
5
Когда вы найдете все возможные границы интервалов, рассмотрите свою функцию для каждого из них. Чтобы упростить эту задачу, просто подставляйте в функцию одно из чисел из этого промежутка и решайте полученную задачу. Часто, просто подставляя разные значения, можно нащупать верный путь решения задачи.

Совет 6: Молярная масса: как провести расчеты

Для решения расчетных задач в большинстве случаев требуется использование молярной массы. Если относительные атомные и молекулярные массы обычно определяют по таблице химических элементов Д.И. Менделеева без проблем, то с молярной массой, порой, возникают затруднения. А ведь численно эти два параметра совпадают.
Вам понадобится
  • - периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Инструкция
1
Реальные массы атомов очень малы, а потому расчеты со значениями, имеющими огромное количество нулей были бы крайне затруднены. Поэтому для удобства ввели понятие моль, которое в более простом виде можно представить как порцию. То есть, несколько упрощая восприятие понятия моль, можно предположить, что вещества взаимодействуют между собой в определенных порционных соотношениях. Причем 1 порция (или 1 моль) вещества для любого из соединений имеет одинаковое число молекул, атомов или ионов. Эта величина постоянная и составляет 6, 02 х 10 в 23 степени любых частиц (число Авогадро). Молярная масса – это масса 1 моль вещества, обозначается буквой М и имеет единицу измерения г/моль.
2
Прежде чем приступить к вычислению молярной массы, предварительно найдите относительную атомную (для отдельных атомов) или относительную молекулярную (для молекул) массы, у которых отсутствуют единицы измерения (атомные единицы массы в расчет не берутся). Для этого обязательно понадобится справочный материал – периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Эта таблица разрешена на всех видах контроля, включая даже ЕГЭ по химии.
3
Пример № 1. Вычислите молярную массу хлорида натрия. Решение. Сначала определите относительную молекулярную массу (Mr) хлорида натрия (NaCl), которая состоит из относительной атомной массы (Ar) натрия (Na) и относительной атомной массы (Ar) хлора (Cl). Mr (NaCl) = Ar (Na) + Ar (Cl). Ar (Na) = 23 Ar (Cl) = 35,5 Mr (NaCl) = 23 + 35,5 = 58,5Полученный результат умножьте на 1 г/моль – это и будет молярная масса хлорида натрия (NaCl).M (NaCl) = 58,5 х 1 г/моль = 58,5 г/моль
4
Пример № 2. Вычислите молярную массу ортофосфорной кислоты (H3PO4). Решение. Сначала определите Mr (H3PO4), которая состоит из относительных атомных масс (Ar) элементов, входящих в состав молекулы. Обязательно необходимо учитывать то, что в молекуле 3 атома водорода, 1 атом фосфора и 4 атома кислорода. Следовательно, Mr (H3PO4) = 3Ar (Н) + Ar (P) + 4Ar (O).3Ar (H) = 3 х 1 = 3 Ar (P) = 31 4Ar (O) = 4 х 16 = 64 Mr (H3PO4) = 3 х 1 + 31 + 4 х 16 = 98Полученный результат умножьте на 1 г/моль, который и даст молярную массу ортофосфорной кислоты (H3PO4) M (H3PO4) = 98 х 1 г/моль = 98 г/моль
Видео по теме
Обратите внимание
В таблице Д.И. Менделеева даны точные значения относительных атомных масс, которые необходимо округлять до целого числа. Исключением является атом хлора, у которого (Ar) = 35,5
Полезный совет
При вычислении относительных масс обязательно учитывайте индексы, стоящие внизу справа от химического элемента. Индекс умножается на относительную атомную массу.

Совет 7: Как научиться решать задачи по химии

Школьная программа достаточно насыщенная, теоретические знания усваиваются, но практических навыков решения нет. Что делать и как научиться решать задачи по химии? Что в первую очередь требуется от ученика?
Решение задач по химии имеет свою специфику, и нужно найти отправную точку, которая поможет научиться разбираться в этом нелегком деле.

Что необходимо знать для решения задач по химии

Чтобы правильно решать задачи по химии, в первую очередь необходимо знать, что такое валентность элементов. От этого зависит составление формулы вещества, уравнение химической реакции также без учета валентности не составить и не уравнять. Таблица Менделеева используется практически в каждом задании, нужно научиться ею правильно пользоваться, чтобы получать необходимые сведения о химических элементах, их массе, электронным уровням. Чаще всего в задачах требуется вычислить массу либо объем получаемого в итоге продукта, это – основа.
Если валентность определить неправильно, все расчеты окажутся неверными.

И далее другие, более сложные задачи, будут решаться легче. Но прежде всего – формулы веществ и правильно составленные уравнения протекающих реакций, с указанием того, что в итоге получится, и в каком виде. Это может быть жидкость, свободно выделяющийся газ, твердое вещество, выпадающее в осадок либо растворенное в воде или иной жидкости.

С чего начинать при решении задач по химии

Для решения задачи кратко записывается ее условие. После этого составляется уравнение реакции. Для примера можно рассмотреть конкретные данные: нужно определить массу полученного вещества, сульфида алюминия, при реакции металлического алюминия с серной кислотой, если алюминия взято 2,7 грамма. Обращать внимание следует лишь на вещества, что известны, после – на те, что требуется найти.

Начинать решать нужно с перевода массы в граммах в молярную. Составить формулу реакции, подставить в нее значения массы и рассчитать пропорцию. После того, как решена простая задача, можно попробовать освоить самостоятельно аналогичную, но с другими элементами, что называется, набить руку. Формулы будут такими же, только элементы изменятся. Все решение задач по химии сводится к написанию правильной формулы вещества, далее – к правильному составлению уравнения реакции.
Все задачи решаются по одному принципу, главное, правильно расставить коэффициенты в уравнении.

Для упражнений можно использовать интернет, в нем огромное количество самых разных заданий, и тут же можно посмотреть алгоритм решения, который далее применять самостоятельно. Преимущество в том, что всегда можно увидеть правильный ответ, и если собственный итог не совпал, разбираться, чтобы найти ошибку. Еще для обучения можно использовать справочники и сборники задач.
Источники:
  • Как решать задачи по химии
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500