Совет 1: Как себя вести при оползнях

Оползень – это скользящее сползание или смещение горных пород или масс грунта под влиянием силы тяжести. Чаще всего оползни происходят на склонах гор, оврагов, крутых берегах. Хотя схождение оползня происходит не так быстро, как прохождение селевого потока, он является не менее опасным. Поэтому правила поведения при оползне необходимо знать каждому.
Инструкция
1
Основной причиной возникновения оползня является подмыв нижних слоев почвы. Особенно часто это происходит, когда на твердой скальной породе лежит слой скользкой глины. Поэтому в случае длительных дождей или при обильных осадках избегайте посещения потенциально опасных мест.
2
Еще одна причина возникновения оползня – землетрясения или взрывные работы, проводящиеся вблизи мест, где может возникнуть оползень. Не забывайте, что неустойчивость почвенных масс сохраняется в течение нескольких дней после подвижек грунта.
3
Обращайте внимание на все подвижки глиняных масс. О них всегда сигнализируют мелкие трещины во внутренних стенах, заклинивание окон или дверей, потрескивание конструкций зданий, новые трещины и расщелины в почве и на асфальте. В этом случае немедленно покиньте опасное место и сигнализируйте о возможном оползне в службу спасения.
4
Если вы находитесь в зоне оползневой опасности и получили сигнал об угрозе, отключите газ, электроприборы, перекройте воду и приготовьтесь к эвакуации.
5
Если вы все же попали в зону надвигающегося оползня, не пытайтесь убежать от него. Скорость движения почвы может резко ускориться до нескольких метров в секунду. Максимально быстро уходите в сторону, перпендикулярно склону, по которому движется оползень.
6
Чтобы проверить безопасность маршрута, возьмите крепкую палку и пробуйте все крупные камни, находящиеся у вас на пути, прежде чем поставить на них ногу. Если нет палки, попробуйте кидать мелкие камешки перед собой. Достаточно небольшого удара, чтобы вызвать движение каменных масс.
7
Если уйти от оползня не удается, и вас настигло движение грунта, старайтесь защитить от ударов лицо, голову прикрывайте руками. Избегайте крупных валунов и уходите от них в сторону, в мелкофракционном потоке вам будет легче выбраться наружу. Двигайтесь по ходу движения грунта и пытайтесь постоянно словно выныривать ближе к поверхности.
8
Если вы попали в завал, не паникуйте. Известны случаи, когда людей доставали из завалов через несколько суток после схождения оползня. Проверьте состояние конечностей, пошевелите пальцами рук и ног. Пока осыпь подвижна, попробуйте освободить небольшое пространство перед лицом.
9
Время от времени подавайте голосовые сигналы. При проведении спасательных операций каждый час устанавливаются минуты тишины, чтобы услышать есть ли еще люди в завалах. Старайтесь не уснуть.

Совет 2: Как себя вести после операции

Успех хирургического лечения зависит не только от мастерства оперирующего врача, но и от того, насколько гладко пройдет послеоперационный период. Немаловажную роль при этом играет как оснащенность медицинского учреждения, так и поведение больного.
Инструкция
1
Ранний послеоперационный период длится около недели. В первые дни после хирургического вмешательства самочувствие больного по большей части зависит от качества работы медицинского персонала и наличия в больнице необходимых лекарств и аппаратуры. Однако даже в этот период нужно приложить максимум усилий, чтобы ускорить выздоровление.
2
Во время и после хирургического вмешательства могут возникнуть нарушения в работе сердецно-сосудистой и дыхательной системы. Чаще всего это случается у пожилых и ослабленных людей, а также у больных, которые перенесли длительную травматичную операцию. Из-за сильной боли активные движения невозможны, однако полная неподвижность тормозит выздоровление. Хорошо, если вы найдете в себе силы для выполнения дыхательной гимнастики. Каждый час делайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
3
На вторые сутки после операции пробуйте самостоятельно менять положение тела. Поначалу без посторонней помощи будет непросто даже повернуться на бок, но уже на следующий день можно начинать присаживаться, если, конечно, к этому нет противопоказаний. Чем больше вы будете двигаться, пусть даже превозмогая боль, тем быстрее наладится работа кишечника и дыхательной системы.
4
Если послеоперационный период протекает гладко, на 3-4 сутки можно попробовать встать и сделать несколько шагов. В этом время вы можете почувствовать слабость и сильное головокружение, поэтому будет лучше, если рядом будет человек, который подстрахует и не даст потерять равновесие.
5
Полноценное питание играет важную роль в послеоперационный период. Однако нельзя набрасываться на еду в первые двое суток, даже если вы чувствуете сильный голод. В первый день пейте воду и сладкий чай, а если разрешит врач — слабый куриный бульон. На вторые сутки после операции разрешаются овсяный и рисовый отвар, фруктово-ягодный кисель. С третьего дня вводите в рацион мясное пюре и кисломолочные продукты. Следите за работой кишечника. При появлении каких-либо нарушений немедленно сообщите врачу.
6
С 4-5-го дня после операции можно расширить рацион. Включите в меню отварную рыбу, паровые котлеты, каши, супы-пюре и т.д. Следует заметить, что схема введения новых блюд может отличаться в зависимости от сложности проведенной операции.
7
Соблюдайте все врачебные рекомендации, старайтесь не нервничать и не перенапрягаться. Не отказывайтесь от дневного сна — лишь при наличии полноценного отдыха (как ночного, так и послеобеденного) можно надеяться на скорое выздоровление.
Видео по теме

Совет 3: Как вести себя при землетрясении

Землетрясение – это природное явление, непредсказуемое стихийное бедствие. Подземные толчки, характерные для землетрясения, могут повлечь за собой сильные разрушения. Вычислить, в каком месте земного шара и в какое время произойдет это стихийное бедствие, загодя практически невозможно. Поэтому жителям сейсмоопасных регионов необходимо знать правила поведения при землетрясениях.
Инструкция
1
В первую очередь не паникуйте. Если вы почувствовали подземные толчки, трезво оцените ситуацию. Соблюдайте спокойствие, не сейте панику и не пугайте окружающих.
2
Если вы находитесь на 1-2 этаже здания и у вас есть возможность за несколько секунд выбежать на улицу – воспользуйтесь ею. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Отойдите на безопасное расстояние – лучше всего на открытое место. Не стойте под линиями электропередач и рядом с деревьями.
3
Если вы находитесь на верхних этажах, встаньте в дверной проем, спрячьтесь под стол или под кровать. Ни в коем случае не находитесь рядом с окнами, шкафами, полками, тяжелой бытовой техникой, чтобы не получить травмы.
4
Если землетрясение застало вас в дороге, остановите автомобиль у обочины. При парковке обратите внимание, чтобы по близости не было рекламных конструкций, фонарей, деревьев, высотных зданий. Не прячьтесь от стихийного бедствия под мостами и туннелями развязок.
5
Помимо всего прочего, жителям сейсмически опасных регионов необходимо заранее быть готовыми к землетрясению. Максимально укрепите свое жилище. Не ставьте тяжелые предметы на верхние полки или на шкафы. Прикрутите к стенам тяжелую мебель, которая при сильных толчках может опрокинуться.
6
Всегда держите наготове походный рюкзак. В нем должны быть теплые вещи, сухой паек, питьевая вода, копии документов, удостоверяющих личность, аптечка с медикаментами для оказания первой помощи пострадавшим, переносной радиоприемник, фонарь, небольшая сумма наличных денег. Время от времени проверяйте срок годности продуктов и лекарств, чтобы они не испортились.
7
Деньги, документы, ценные вещи храните в одном месте, чтобы в случае необходимости быстро забрать их и покинуть помещение.
Видео по теме
Полезный совет
Если после землетрясения есть пострадавшие, помогите спасателям оказать первую помощь раненым и освободить людей из-под завалов.

Совет 4: Конгломерат как горная порода

Конгломерат представляет собой осадочную горную породу. Состав его – это окатанные обломки самого разного характера (галька), которые могут быть любой формы и размера. Эти обломки сцементированы между собой известью, глиной и т.д. Конгломерат может использоваться в качестве строительного и отделочного материала.

Общее описание

По своему происхождению конгломерат – продукт размыва более древних горных пород. Фактически в нем соединяются разнородные предметы. В переводе с латинского конгломерат означает «скученный» или «беспорядочная смесь».

В конгломерате с некоторой вероятностью присутствует песок, а в качестве сцепляющей массы могут выступать окислы железа, карбонаты и т.п. По своему строению и происхождению конгломерат очень близок к брекчии. Различие в том, что конгломерат состоит из гладкой гальки, а брекчия – из угловатых, грубых обломков. Конгломерат также называют сцементированным галечником. Размер обломков в его составе может быть небольшим – от 2 мм – до крупных валунов. По минеральному составу конгломерат может быть однородным, чаще всего он состоит из полевого шпата или кварца. Бывают и такие конгломераты, которые соединяют в себе несколько минералов. Это зависит от геологии конкретной местности.

По характеру образования большинство конгломератов – продукты процессов, происходящих на берегов рек и морей. Существуют также галечники, образовавшиеся за счет деятельности ледников. В некоторых случаях конгломераты могут содержать ценные полезные ископаемые, такие как золото или платина. Как правило эти минералы входят в состав цемента.

Виды и использование конгломерата

Конгломераты, как и брекчии, дифференцируются по размеру входящих в их состав обломков. Бывают глыбовые конгломераты (средний размер обломков более 1 метра), обломковые (от 10 см до 1 м) и щебневые (1-10 см).

Галечники классифицируются также по своему происхожедению:

- конгломерат обрушения – образуется во время обрушения сводов пещер;
- вулканический – формируется при цементировании вулканических выбросов;
- тектонический – появляется из-за смещения одних пластов пород относительно других;
- осыпной – накапливается у подножий холмов и обрывов.

Известен еще феномен псевдоконгломерата. Суть его в том, что материал образуется в результате химических процессов, в ходе которых происходит замещение какого-либо минерала на совершенно другой. Подобный процесс может протекать неоднородно, из-за чего частицы первоначального минерала нередко сохраняются во вторичном минерале в виде небольших вкраплений. Конгломерат широко используется в строительстве и особенно в ландшафтном дизайне. Популярность этого материала обусловлена его необычным видом – характерный пятнистый рисунок и многообразие оттенков вдохновляют дизайнеров на создание оригинальных решений. В строительстве конгломерат популярен в качестве облицовочного камня.
Видео по теме

Совет 5: Как предотвратить озоновые дыры

На высоте 11 км (в стратосфере) над планетой расположен озоновый слой. Озон – это видоизменение кислорода, взрывчатый газ синего цвета с характерным запахом. Он поглощает солнечную радиацию, создавая защиту всему живому на нашей планете. Является своеобразным щитом планеты. Но в 1985 году впервые над Антарктидой была зафиксирована озоновая дыра. Ее диаметр более 1000 км, а площадь – 9 миллионов км2.
Инструкция
1
Интересен тот факт, что озоновая дыра ежегодно появляется в августе, тем самым наводя на все человечество ужас, а ближе к декабрю она исчезает, будто ее и не было. Но Антарктида и Мировой океан большую часть года находятся под озоновой дырой! Ученые–исследователи пришли к заключению, что хотя озоновая дыра расположена над Антарктидой, она влияет на осадки в южном полушарии, на изменение климата на планете.
2
Последнее время участилось выпадение экстремальных осадков, а они, в свою очередь, вызывают стихийные бедствия (наводнения, оползни). До сих пор не установлено, кто виновник возникновения озоновых дыр. Может причиной их возникновения являются полеты в космос, результат деятельности человека или парниковый эффект, но понятно одно - озоновый слой становится тоньше, а это уже всеобъемлющая проблема.
3
Впрочем, антропогенный фактор - лишь одна из составляющих проблемы. Есть теория, что планета сама разрушает себя, вытесняя человечество при помощи радиации (читай – раковых заболеваний). Дело в том, что карта озоновых дыр совпадает с картой месторождений метана, именно поэтому можно говорить о том, что дыры были всегда. Хотите помочь – откажитесь от аэрозольных упаковок, будь то дезодоранты, освежители и пр. Не выпускайте фреон – следите за целостностью системы в холодильнике, автомобиле и т.д.
4
Протестуйте вместе с «зелеными», подписывайте воззвания правительствам мира - чем больше активистов, тем больше шанс, что вас услышат.
5
Генеральная Ассамблея в 1994 году 16 сентября объявила Международным днем по охране озонового слоя. В 1987 году Россия и еще 36 стран подписали документ, соблюдая который страны-участники обязаны ограничить или прекратить производство веществ, разрушающих озон.
6
Повсеместно ведется наблюдение за крупными предприятиями, как они соблюдают законодательство по охране атмосферного воздуха. Страны произвели остановку производства хлорфторуглеродов. Ученые считают, что эти принятые меры (если виновником возникновения является человек) помогут обновить озоновый слой к 2060 году, но до этого времени нарушение озонового слоя сильно повлияет на климат.

Совет 6: Как возникают землетрясения

Землетрясениями называются подземные толчки, которые вызываются в основном естественными процессами, но могут иметь также искусственные причины. Слабые землетрясения иногда не воспринимаются чувствами человека, а сильные способны причинять огромные разрушения.
Инструкция
1
Большая часть землетрясений происходит под влиянием естественных процессов. Одна из самых распространенных причин землетрясений – сдвиги и перемещения тектонических плит. Земная кора состоит из множества плит, которые постоянно находятся в движении и перемещаются относительно друг друга. Когда две плиты сталкиваются между собой, они образуют складки, сдвиги, сбросы и другие образования, и нередко это сопровождается подземными толчками.
2
Иногда огромные пласты земли надвигаются друг на друга, иногда между ними образуется обвал. Очаги таких землетрясений – то есть области, в которых они возникают, – находятся на большой глубине. Как правило, тектонические землетрясения самые разрушительные, их сила может достигать семи баллов по шкале Рихтера. Шкала Рихтера – наиболее популярный метод измерения силы землетрясений, который основан на определении магнитуды.
3
Некоторые землетрясения возникают из-за активности вулканов. В жерле действующих вулканов могут происходить различные процессы, приводящие к толчкам: выпирание лавовой пробки из жерла, провалы пустот после излияния лавы, резкое разрежение газов. Извержения вулканов тоже приводят к сильным землетрясениям. Очаг вулканических землетрясений находится неглубоко, но разрушения от них тоже могут быть серьезными, так как такие толчки продолжаются в течение длительного времени, иногда месяцев.
4
Провальные землетрясения часто не такие разрушительные, они создаются из-за того, что обрушиваются кровли пустот, созданных в породах земли подземными водами. К землетрясениям также приводят обвалы и оползни, но они не обладают большой силой и не распространяются на большие расстояния.
5
Некоторые землетрясения вызваны деятельностью человека, при этом они могут быть как намеренными, так и случайными. Искусственные землетрясения создаются при помощи взрывов. Например, существует такое понятие, как подземный ядерный взрыв – ядерную бомбу приводят в действие под землей, чтобы создать землетрясение. Это называется тектоническим оружием.
6
К случайным можно отнести такие техногенные землетрясения, которые вызваны строительством крупных водохранилищ или добычей нефти и газа на больших глубинах. В первом случае в одном месте скапливается слишком много воды, которая начинает давить на горные породы, что вызывает подземные толчки. Во втором место выкаченной нефти начинают занимать твердые породы, и эти смещения вызывают небольшие землетрясения.
Видео по теме

Совет 7: Самый загадочный объект культурного наследия ЮНЕСКО

В список ЮНЕСКО ежегодно заносятся новые объекты как природного, так и искусственного происхождения. Полученный статус культурного наследия обеспечивает охрану этих объектов, способствует развитию туризма в странах, где расположены уникальные достопримечательности. В этом году список ЮНЕСКО пополнился 26-тью новыми объектами. Среди них оказалась и самая древняя пещера из когда-либо обнаруженных на Земле. Её возраст оценивается в 32 000 лет.

Пещера Пан д ' Арк (Grotte Chauvet-Pont d'Arc) расположена в юго-центральной части Франции в меловом плато вдоль реки Ардеш. На стенах этого древнего памятника первобытной культуры обнаружены хорошо сохранившиеся наскальные изображения. При их создании, по оценкам специалистов, использовались приемы живописи, гравюры, трехмерной графики. С удивительной анатомической точностью здесь нарисованы фигуры зубров, медведей, мамонтов, носорогов, снежных барсов и некоторых других животных.

Загадочность и уникальность этой пещеры заключается не только в её возрасте (32 000 лет), но и в том, что это единственный объект культурного наследия ЮНЕСКО, который никогда не будет представлен широкой общественности. Пещеру обнаружили примерно 20 лет назад, доступ в нее запрещен всем, кроме специалистов.

Предполагается, что сохранность древних рисунков в первозданном виде обеспечил оползень, запечатавший входное отверстие пещеры около 20 000 лет назад. У специалистов есть опасения, что проникновение человека в подземное святилище приведет к развитию плесневых микроорганизмов, которые уничтожат уникальные наскальное творчество древнего человека.

Эти меры предосторожности имеют практическое обоснование. В сороковых годах прошлого столетия на территории Франции была обнаружена друга древняя пещера – Ласко. Многочисленные экскурсии к этому памятнику первобытного творчества привели к порче большинства настенных картин из-за образования грибковых инфекций. Сегодня вход в пещеру Ласко тоже закрыт для посещений.

Французские власти обещают, что к концу 2014 года будет создана точная копия уникальной пещеры Пан д ' Арк. Здесь интересующиеся историей туристы смогут ознакомиться с образцами первобытного искусства.

Видео по теме

Совет 8: Как определить силу землетрясения

Землетрясение - это стихийное бедствие, сопровождаемое подземными толчками и колебаниями земной поверхности. Землетрясения различаются по своей силе и степени разрушительных последствий, сила же землетрясения оценивается по 12-бальной шкале.
Инструкция
1
Землетрясение одного балла силы никем не ощущается, но регистрируется достаточно точными сейсмическими приборами. Землетрясение двух баллов — иногда чувствуется людьми.
2
Некоторые люди, живущие на верхних этажах, могут ощутить трехбалльные землетрясения. В случае подземных колебаний четырех баллов, это почувствуют уже многие, а особенно - находящиеся в помещении. При этом может звенеть посуда, дребезжать стекла, хлопать двери. Ночью люди нередко от такого землетрясения просыпаются.
3
Землетрясение силой в пять баллов заметят практически все; ночью вряд ли кто-то продолжит спать. Висячие предметы заметно раскачиваются, начинает осыпаться побелка и штукатурка, в стеклах домов появляются трещины.
4
Подземные колебания, имеющие силу шесть баллов, почувствуют все. Штукатурка осыпается, здания получают легкие повреждения.
5
При землетрясении в семь баллов здания разрушаются уже более значительно: от штукатурки откалываются отдельные куски, стены трескаются. Сидя в автомобиле, уже можно ощущать толчки.
6
При дальнейшем усилении землетрясения (до силы, оцениваемой в восемь баллов), трещины в стенах разрастаются и становятся большими, падают трубы, карнизы, памятники. Наблюдаются трещины в почве.
7
Если падают стены, слетают крыши домов, разрываются подземные трубопроводы, — так проявляется землетрясение в девять баллов.
8
Сильнейшим землетрясением, несущим катастрофические последствия, является землетрясение десятибалльное. Многие здания обваливаются, железнодорожные рельсы искривляются. Трещины, обвалы и оползни появляются в грунте.
9
Землетрясение интенсивностью в одиннадцать баллов чревато весьма разрушительными последствиями для рельефа. Внешний облик эпицентра претерпевает кардинальные изменения: в земле образуются многочисленные широкие трещины, происходят обвалы в горах, разрушаются мосты. Выжить в таких условиях нереально.
10
Двенадцать баллов - максимальная, по мнению ученых, магнитуда, которую в принципе может иметь землетрясение. При стихийном бедствии такого масштаба будут наблюдаться значительные изменения рельефа, глобальное разрушение зданий, отклонения в течении рек, а предметы будут подбрасываться в воздух.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше