Совет 1: Как расшифровать артикул

На бытовом уровне любой потребитель невольно становится не только «просто покупателем», но и товароведом: грамотное прочтение некоторых ярлыков и этикеток требует определенных знаний. Это в первую очередь касается расшифровки артикулов - условных цифровых и буквенных обозначений, присваиваемых товару для его идентификации. Артикулы, как коды, упорядочивают ведение учета товаров и торговой документации, убыстряют оформление заказов, облегчают изучение спроса.
Инструкция
1
Потребность в систематизации информации о том или ином товаре диктуется потребностями как самого производства изделий, так и вопросами их продвижения. При этом необходимая классификация (артикул - один из ее знаков) ведется по самым существенным признакам товара (сырью, свойствам и т.д.).
2
Уясните для себя базовое понятие о товарах. Все они подразделяются на потребительские (т.е. для личного пользования, включая продовольственные, непродовольственные и медицинские), товары промышленного назначения (для производства других товаров) и оргтехнические (для административно-управленческой деятельности). Иерархия всей этой продукции многоступенчата: род, класс, группа, подгруппа, вид, разновидность (марки, модели, типоразмеры и др.). Системно она изложена в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), наименования которого и находят отражение в цифрах артикулов.
3
Артикулом часто называют краткую условную характеристику изделия, указывающую на его частные признаки. Для разных групп товаров эта характеристика всегда будет разной. Например, для конкретной модели обуви будут существенны: технология ее производства, конструкция и назначение, материал, из которого сделано изделие.
4
По ГОСТу первая буква артикула у обуви обозначает назначение изделия и способ производства, вторая и третья - вид кожи. Далее следуют цифры: род обуви, ее разновидность, метод крепления. Буква после цифр - обозначение цвета материала, из которого сделан верх. Однако большинство современных обувных производств (в том числе - в России) отказываются от строгих правил подробной кодировки артикула, упрощают его.
5
Свои правила и для составления артикулов ткани. К примеру, у льняных тканей две первые цифры кода - характеристика группы тканей, что является ссылкой на ее назначение или тип выработки. Третья цифра - знак подгруппы и характеристика волокнистого состава полотна. Т.е., если третьей цифрой артикула стоит 2, то это значит: ткань полульняная. Четвертая и дальнейшие цифры могут варьироваться (это порядковый номер ткани). Например, артикул 08101 означает: полотно пестротканое, льняное.
6
У зарубежных производителей закреплен свой порядок присвоения артикулов. Приведем пример расшифровки артикула перчаток одной из западноевропейских фабрик. Первые три цифры обозначают модель изделия, например 001-199 - это мужские перчатки, 200-599 - дамские. Далее четвертая и пятая цифры определяют материал, из которого изготовлены образцы. К примеру, велюру присвоен код 04, свиной коже - 09. Шестая цифра артикула (от 1 до 8) определяет материал (тип) подкладки. За цифрой 1 будет стоять шерсть, за 3-кой - овчина, 8-кой - мутон. Последняя цифра обозначает цвет, но числа указываются только в двух вариантах: 1 означает черный цвет, 3 - все другие цвета. Увидев на этикетке перчаток артикул 8001323, вы с помощью товароведа или специальных каталогов расшифруете следующую информацию: перед вами - дамские автомобильные перчатки из крэка с подкладкой из шелка коричневого цвета.

Совет 2: Как расшифровать марку стали

Если вы столкнулись с написанием марки стали, расшифровать которую не в силах, не спешите звонить специалистам по металлам или кидаться в библиотеку за справочными пособиями. Расшифровать марку стали для вас не составит большого труда, нужно лишь знать, какими буквами принято обозначать химические элементы, входящие в конкретный сплав.
Инструкция
1
Итак, в маркировке стали встречаются следующие обозначения элементов:

Н – никель, Х – хром, М – молибден, Т – титан, К – кобальт, Д – медь, С – кремний, Г – марганец.
2
Для указания способов раскисления стали также применяются буквенные обозначения: СП – спокойная сталь, ПС – полуспокойная, КП – кипящая.
Свои обозначения есть и у разных типов сталей в зависимости от состава и назначения.
3
Нелегированные конструкционные стали обычного качества обозначаются литерами СТ. (к примеру, СТ.4, где цифра 4 после букв означает содержание углерода в процентах).
4
Нелегированные конструкционные стали высокого качества обозначаются двузначным числом, которое указывает на среднее содержание в стали углерод (СТ.10)
5
Качественные стали для изготовления сосудов высокого давления и котлов обозначают так же, как и конструкционные нелегированные стали, только добавляют букву К (к примеру, 20К).
6
Легированные конструкционные стали обозначают буквенно-цифровым кодом. Цифры после букв обозначают примерное содержание элемента (но при содержании легирующей добавки менее 1,5% цифра не ставится).
7
Пониженное содержание примесей (серы, фосфата) обозначают буквами А или Ш в конце маркировочного обозначения (например, 17ХГ-Ш).
8
К обозначению литейных конструкционных сталей в конце добавляется буква Л.
9
В обозначении строительных сталей присутствует буква С и цифры, которые соответствуют минимальному пределу текучести стали. Дополнительно в конце ставится обозначение Т для термоупрочненного проката, К для повышенной коррозионной стойкости, Д – для обозначения повышенного содержания меди (например, С 354 Т).
10
Инструментальные нелегированные стали делятся на качественные (обозначаются буквой У и цифрой, показывающей среднее содержание углерода, например, У9) и высококачественные, в маркировке которых ставится буква А в конце маркировки (например, У9А).
Инструментальные легированные стали обозначают в маркировке так же, как конструкционные легированные (например, 3Х2В5МФ).
11
Маркировка быстрорежущих сталей начинается с буквы Р, потом идет цифра, указывающая на содержание вольфрама. Если содержание ванадия превышает 2,5%, указывается буква Ф и соответствующая цифра (например, Р5М6Ф3).
12
Зная эти правила, вы без особого труда определите состав той или иной стали, а для опытного специалиста расшифровка марок стали и вовсе простое и понятное дело.
Источники:
  • Марки стали: расшифровка
  • марки сталей расшифровка
Обратите внимание
Артикулы оригинальных изделий определяются специализированными каталогами производителей. Неоригинальные изделия, например запчасти, имеют отличные от основных артикулы, которые также утверждаются производителями, но в этих случаях в прейскурантах делаются кроссировки - соотнесения по соответствию оригинальных номеров неоригинальным.
Полезный совет
Слово «артикул» - латинского происхождения. Оно восходит к корню «articulus», что значит «раздел, статья». Самое обиходное значение слова - тип товара, его марка или код.
Источники:
  • Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г.)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500